Земельно кадастровое обеспечение землепользований и землевладений
1. Государственный земельный кадастр как механизм регулирования земельных отношений и управления земельными ресурсами.
Билет 28
ПРИНЦИПЫ, МЕХАНИЗМЫ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Государственным регулированием земельных отношений называется система мер, направленных на обеспечение рационального и эффективного использования земли, ее охрану, воспроизводство и повышение плодородия почв, сохранение и создание благоприятной для людей окружающей среды, на защиту прав собственности, владения и пользования землей путем осуществления комплекса организационных, правовых, экономических действий.
Кроме государственного существует и рыночное регулирование земельных отношений. Государственное регулирование обеспечивает организационно- правовой базис, регламентирует экономические взаимоотношения субъектов земельного права. Рыночное регулирование осуществляется на основе взаимодействия спроса и предложения на землю как объект недвижимости в рамках существующей правовой базы и с учетом реальных условий производительного использования земельных участков. Практика развитых стран показывает, что прямое организующее начало в формировании и регулировании земельных отношений всегда должно принадлежать государству, а рыночный механизм формируется в рамках существующего законодательства и в интересах граждан.
К основным задачам государственного регулирования земельных отношений относится: улучшение использования и охраны земельных ресурсов государства; сохранение и улучшение экологического состояния территорий; создание правовых, экономических и организационных предпосылок для функционирования всех форм собственности, владения и пользования землей и форм хозяйствования на ней.
Государственное регулирование земельных отношений в России включает: регулирование использования земли в качестве природного, социального и хозяйственного объектов; формирование многообразия форм собственности, владения и пользования землей; наделение правомочиями субъектов РФ и органов местного самоуправления по регулированию земельных отношений на своих территориях; обеспечение равенства участников земельных отношений в защите их прав; недопущение противоречащего закону вмешательства государства в деятельность граждан и юридических лиц по владению, пользованию и распоряжению землей; охрану земли и окружающей природной среды от порчи и нарушений; пресечение действий владельцев, пользователей и собственников земли, наносящих ущерб безопасности и обороне страны, нарушающих охраняемые законом права и интересы других лиц; обязательность мероприятий по государственному управлению земельным фондом для всех лиц независимо от типа их прав на землю; обязательность государственного регулирования при вовлечении земли в рыночный оборот (при функционировании земельных рынков, банков, страховых компаний и других институтов рыночной экономики).
Правильной организации государственного регулирования земельных отношений, формированию его адекватного содержания и методов осуществления будет способствовать выполнение следующих основных требований:
1. Земельные отношения должны регулироваться в соответствии с Конституцией и Земельным кодексом РФ, не противоречащими им нормативными актами субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Правовые нормы по вопросам регулирования земельных отношений, содержащиеся в других отраслях законодательства, должны соответствовать земельному законодательству (при пользовании водными, лесными и иным природными ресурсами, в градостроительстве).
2. Федеральное земельное законодательство устанавливает общие для всех субъектов Федерации начала регулирования земельных отношений, обязательные требования к учету и охране земель, мониторингу земель, землеустройству, государственному земельному кадастру, государственному контролю за использованием и охраной земель, а также определяет правовой режим земель, имеющих федеральное значение.
3. Соотношение земельного законодательства субъектов Федерации и нормативных актов органов местного самоуправления, регулирующих земельные отношения, устанавливается в соответствии с их полномочиями, определенными законодательством РФ, а также утвержденными федеральным законом договорами о разграничении полномочий по регулированию земельных отношений между различными органами государственной власти.
4. Регулирование земельных отношений осуществляется исходя из целевого назначения и правового режима земель в соответствии с категориями земель, определяемыми федеральными законами и законами субъектов Федерации.
5. Порядок использования земель внутри той или иной их категории определяется собственником, пользователем, владельцем, арендатором земельных участков в соответствии с природно-сельс-кохозяйственным районированием земель, их зонированием, территориальным планированием их использования и землеустроительной документацией. При этом особой охране должны подлежать сельскохозяйственные угодья; трансформация их в несельскохозяйственные допускается в исключительных случаях в порядке, установленном законом.
6. При регулировании земельных отношений государство должно создавать экономические, правовые и организационные условия для поддержки рационального и эффективного использования земельных ресурсов, их охраны и повышения качества, для обеспечения территориальной и экологической устойчивости землевладений и землепользовании.
7. Развитие экологических методов регулирования земельных отношений должно осуществляться путем совершенствования платности землепользования, рентных отношений, стимулирования земледельцев и землепользователей за рациональное, эффективное использование земли, создания источников налоговых поступлений в федеральный и местные бюджеты.
8. Государственное регулирование земельных отношений должно осуществляться на основе научно обоснованных концепций и прогнозов экономического развития страны и ее регионов, отраслей производства, использования ресурсов, в том числе и земельных, на основе действующей законодательной и нормативной базы и механизмов регулирования.
9. Управление земельными ресурсами включает планирование их использования, зонирование земель, природно-сельскохозяйственное районирование, землеустройство, мониторинг земель и государственный земельный кадастр. Планирование развития территорий и их хозяйственного использования базируется на решениях органов исполнительной власти.
Долгосрочная перспектива их развития определяется на основе социально- экономических программ, землеустроительной, градостроительной и иной документации.
10. Государство должно обеспечить использование и охрану земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с их природно- сельскохозяйственным районированием.
11. Земельные отношения должны регулироваться на основе достоверных, открытых и своевременных сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель Российской Федерации, местоположении и размерах земельных участков, их количественных характеристиках, правовом режиме, стоимостной оценке и иных необходимых сведений, то есть исходя изданных земельного кадастра, являющихся основой для организации использования земли всеми участниками земельных отношений.
12. Регулирование правовых, организационных, экономических, технологических и других мероприятий по использованию и охране земельных ресурсов, сохранению и повышению плодородия почв, недопущению необоснованного изъятия наиболее ценных земель из сельскохозяйственного и лесохозяйственного оборота.
13. Соблюдение земельного законодательства, прав и обязанностей субъектов земельных отношений, установленных норм, правил, нормативов; выполнение мероприятий по использованию и охране земель органами государственной власти и местного самоуправления, юридическими и должностными лицами, а также гражданами.
ПРАВОВОЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Правовой механизм государственного регулирования земельных отношений включает источники земельного права, земельно-правовые нормы и земельные правоотношения.
Источники права представляют собой внешнюю форму выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения. Наиболее распространенная форма источника права — нормативные правовые акты уполномоченных органов государства, устанавливающие (санкционирующие) правовые нормы, рассчитанные на многократное применение при регулировании соответствующих общественных отношений. Под источниками земельного права, по определению Е. Н. Колотинской и др., понимаются нормативные правовые акты, принятые уполномоченными органами и содержащие правовые нормы, регулирующие земельные отношения. В зависимости от субъекта, уполномоченного государством на издание таких актов, они подразделяются на акты органов государственной власти и акты органов местного самоуправления.
Занимая ведущее место среди нормативных актов, регулирующих земельные отношения, акты органов государственной власти подразделяются по вертикали на федеральные акты Российской Федерации и акты субъектов Российской Федерации, а по горизонтали — на законы и иные нормативные правовые акты.
Все законы и иные нормативные правовые акты находятся между собой в строго иерархической соподчиненности. Законы, принимаемые высшими представительными органами государственной власти, обладают наибольшей юридической силой по отношению ко всем иным источникам права. Верховенство среди законов на всей территории России принадлежит Конституции РФ, наделенной высшей юридической силой, и федеральным законам. Согласно Конституции РФ все законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны ей противоречить.
Являясь едиными по способу формирования, своему положению в правовой системе и роли в регулировании общественных отношений, законы подразделяются на федеральные конституционные законы и федеральные законы, принимаемые по предметам ведения РФ и имеющие прямое действие на всей территории РФ; федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, принимаемые ими по вопросам, находящимся вне пределов ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов Федерации.
Федеральные законы в соответствии с Конституцией РФ не могут противоречить федеральным конституционным законам, а законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации — федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов Федерации. В случае противоречия между ними действует федеральный закон. При противоречии же между федеральным законом и нормативным актом субъекта Федерации, принятым по вопросам, отнесенным к собственному правовому регулированию субъектов Федерации, действует нормативный акт субъекта Федерации.
Обеспечение соответствия конституций и законов республик, а также законов и иных нормативных актов всех субъектов Федерации Конституции РФ и федеральным законам отнесено к совместному ведению РФ и субъектов Федерации.
Наряду с нормативными правовыми актами земельного законодательства к источникам земельного права относят также акты других отраслей законодательства, если они содержат правовые нормы, затрагивающие земельные отношения.
Тесная естественная взаимосвязь земли и других природных ресурсов (недр, вод, лесов, окружающей природной среды в целом) предопределяет наличие норм, регулирующих отношения, связанные с землей, в источниках таких отраслей права, как водное, лесное, горное, природоохранительное. Содержащиеся в этих источниках нормы, регулирующие отношения по поводу земли, подчинены нормам земельного права. Так, в соответствии с земельным законодательством в Законе РФ «О недрах» определены право собственника земельного участка на добычу общераспространенных полезных ископаемых, находящихся в границах этого участка, обязанности землепользователя по охране земель от вредного воздействия и приведению нарушенного при пользовании недрами земельного участка в состояние, пригодное для использования; в Основах лесного законодательства Российской Федерации предусмотрены порядок перевода лесных земель в нелесные, обязанности лесопользователей по повышению плодородия почв, предотвращению эрозионных и других процессов, ухудшающих состояние земель, и т.п.
Правовые нормы, так или иначе связанные с регулированием земельных отношений, содержатся также в источниках административного и уголовного права, предусматривающих соответствующие виды земельных административных и уголовных правонарушений и меры ответственности за них; гражданского права, содержащего общие положения о возмещении вреда и регулировании сделок с землей как недвижимым имуществом; жилищного права, предусматривающего право граждан на получение земельного участка под жилищное строительство и их обязанность использовать участок по назначению.
Особое место среди источников земельного права занимают акты, которые сами по себе не имеют юридической силы, но приобретают ее в результате утверждения в установленном порядке правомочными органами государства. Это могут быть международные договоры, касающиеся земельных отношений, заключенные в установленном порядке и ратифицированные и утвержденные компетентным государственным органом, а также договоры, заключенные РФ с субъектами Федерации. К этой же группе источников земельного права относятся утвержденные в установленном порядке компетентными органами государства типовые договоры, а также имеющие вспомогательное значение (и позволяющие раскрыть содержание земельно-правовых норм) санитарные нормы и правила (предусматривающие требования по охране земель и почв при проектировании, строительстве, эксплуатации объектов), государственные стандарты, определяющие требования к состоянию земель, и т. п. Обладая высшей юридической силой по отношению ко всем иным источникам права, Конституция РФ занимает центральное место среди них. Ее нормы составляют основу источников земельного права и являются отправной юридической базой для определения основных направлений развития всего земельного законодательства.
В Конституции РФ содержатся нормы, специально направленные на регулирование земельных отношений. Провозгласив использование и охрану земли и других природных ресурсов как основу жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, Конституция закрепила такие основополагающие положения земельного права, как введение частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности на землю и другие природные ресурсы, право граждан и их объединений иметь землю в частной собственности, свободно осуществлять владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами при условии, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Важную группу конституционных положений, действующих в . области земельного права, составляют положения, связанные с разграничением предметов ведения (полномочий) между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации по вопросу о государственной собственности. В соответствии с Конституцией РФ к совместному ведению РФ и субъектов Федерации отнесено разграничение государственной собственности (ст. 72), признание федеральной собственности и управление ею (ст. 71).
Отраслевые законодательные источники земельного права подразделяются на кодифицированные законодательные акты (Земельный кодекс РФ, земельные кодексы республик), а также иные законы РФ и субъектов Федерации.
Земельные кодексы представляют собой систематизированные законодательные акты, регулирующие земельные отношения, правовые нормы в которых располагаются в порядке, отражающем систему земельного права.
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ
В условиях перехода к рыночной экономике особое значение приобретают проблемы механизма экономического регулирования земельных отношений, его содержания на конкретных этапах земельной реформы.
Экономические интересы государства, землевладельцев и землепользователей реализуются в процессе государственного и рыночного регулирования земельных отношений. Государственное регулирование создает организационный и правовой базис, регламентирует экономические действия и ответственность субъектов земельного права. Рыночное регулирование осуществляется на основе спроса и предложения на земельные участки, а также на труд, средства производства и результаты труда. Следует сразу отметить, что рыночное регулирование не может охватывать всю систему земельных отношений, так как территориальная и продовольственная безопасность России требует от государства вмешательства, не связанного с экономической целесообразностью.
Механизм экономического регулирования земельных отношений характеризуется системой мер экономического воздействия, направленных на реализацию земельной политики государства, обеспечение прав землевладельцев и землепользователей, установление социально справедливых платежей за землю, экономическое стимулирование рациональной, и эффективного землепользования, введение экономических санкций за нерациональное использование и ухудшение экологического состояния земельных участков, на защиту земель сельскохозяйственного назначения от порчи, снижения плодородия почв, самозахвата и разбазаривания.
Система экономических регуляторов земельных отношений в условиях перехода к рынку включает:
-земельный налог;
-арендную плату за землю;
-рыночную цену земли;
-залоговую цену земли;
-компенсационные платежи при изъятии земель;
-компенсационные выплаты при консервации земель;
-платежи за повышение качества земли;
-штрафные платежи за экологический ущерб;
-налоговое обложение при гражданском земельном обороте;
-плату за право аренды и т. д.
Экономический механизм регулирования земельных отношений должен отвечать следующим требованиям:
-обеспечение относительно равных стартовых возможностей по осуществлению воспроизводственного процесса для всех субъектов земельных отношений; -разграничение объективных и субъективных факторов этого процесса;
-использование земельной ренты в качестве основы для формирования системы экономических регуляторов, взаимодействие рентных регуляторов с другими экономическими рычагами (ценами, ссудным процентом, подоходным налогом и т. д.);
-учет интересов и равноправие различных социальных групп населения в реализации прав земельной собственности и различных форм землепользования;
-стимулирование рационального размещения и специализации сельскохозяйственного производства;
-усиление экологической защиты земельных угодий.
Одним из основных рычагов экономического регулирования земельных отношений является механизм платы за землю. С его помощью государство воздействует на экономические интересы землевладельцев и землепользователей, побуждая их повышать эффективность использования земли, находящейся в их распоряжении. С экономической точки зрения плата за землю является особым видом издержек, связанным с получением дохода в виде ренты. Рента — устойчивый доход, прямо не связанный с предпринимательской деятельностью. Известно несколько видов рент, в том, числе государственная и банковская, связанных с займами, по которым выплачиваются рентные доходы в виде процента. Земельная рента имеет иную природу.
Как известно, земельный собственник может вести хозяйство самостоятельно, но может и передать свое право использования земли в аренду предпринимателю. Условиями арендного договора последний временно получает право монопольного хозяйствования на данном участке, за что и выплачивает землевладельцу арендную плату. Превращение части прибыли арендатора в земельную ренту обусловлено именно данной монополией.
Предприниматель берется за дело, когда рассчитывает получить не только среднюю прибыль, но и добавочный доход, который будет выплачен собственнику земли в качестве земельной ренты. Следовательно, земельная рента — это форма экономической реализации собственности на землю. В ее составе различают дифференциальную и абсолютную ренту, а также монопольную ренту.
Дифференциальная (разностная) рента возникает на основе монополии на землю как объект хозяйствования, ибо каждый предприниматель получает в свое распоряжение конкретный, ограниченный в натуре участок. По качеству они могут значительно различаться и при равновеликих затратах обеспечивать получение разного количества продукции, а следовательно, и прибыли.
С увеличением спроса на сельскохозяйственную продукцию в хозяйственный оборот вовлекаются худшие участки земли, с которых получают обычную прибыль, а на средних и лучших — более высокую. Дополнительная прибыль и превращается затем в дифференциальную ренту.
Наличие частной собственности на землю обусловливает возникновение абсолютной ренты как части прибавочной стоимости, присваиваемой государством и другими землевладельцами в силу монополии собственности на землю. Источником ее образования является излишек прибавочной стоимости над средней прибылью, которая образуется в сельском хозяйстве по причине более низкого органического состава капитала, трудности перелива капитала из промышленности в сельское хозяйство, межотраслевой конкуренции, уравнивания нормы прибыли капитала сельскохозяйственных товаропроизводителей с общей нормой прибыли. Поэтому, а также по причине ограниченности лучших и средних по качеству и местоположению земель как объекта хозяйствования, цены на продукты сельскохозяйственных товаропроизводителей определяются условиями производства на худших участках, то есть эти цены выше обшей цены производства.
Получаемая разница между стоимостью и ценой производства (добавочная прибыль) должна передаваться в форме абсолютной ренты государству и другим собственникам земли.
Абсолютная рента получается со всех земель независимо от их качества, местоположения и производительности добавочных вложений. Мелкие землевладельцы не имеют возможности получать абсолютную ренту, так как их издержки на производство сельскохозяйственных продуктов значительно выше складывающегося общественно нормального уровня издержек.
Абсолютная рента увеличивает размер платы за землю и является одной из причин возникновения противоречий между землевладельцами и землепользователями, в том числе и арендаторами, и государством. При этом не имеет значения общественное (официальное) признание или непризнание существования абсолютной ренты, так как ее величина и изъятие могут маскироваться и закладываться в общий размер платы за землю. Национализация земли ликвидирует монополию частной собственности на землю и связанную с ней абсолютную ренту, но не решает проблем эффективного и рационального землепользования.
При экономическом регулировании земельных отношений этот аспект необходимо учитывать с той или иной степенью полноты. Другим важным аспектом экономического регулирования земельных отношений является дифференциальная рента, представляющая собой часть прибавочной стоимости, которая присваивается землевладельцами по причине их монопольного права на землю как на объект хозяйствования. Экономической причиной ее образования является излишек прибавочной стоимости над средней прибылью. Он создается благодаря более высокой производительности труда работников сельского хозяйства и дополнительно вложенному капиталу на относительно лучших и средних по плодородию и местоположению земельных участках. В условиях ограниченности вовлекаемых в общественное производство лучших и средних по плодородию и местоположению земель используются и худшие массивы земель. Это обусловливается ростом населения и его потребностей в сельскохозяйственных продуктах, необходимостью удовлетворения промышленности в сельскохозяйственном сырье.
Монополия на землю как объект хозяйствования обусловливает особенности ценообразования на сельскохозяйственную продукцию в условиях ограниченности площадей лучших и средних по качеству земельных массивов при вовлечении в использование худших из них. Для обеспечения возможности хозяйствования землепользователь должен иметь индивидуальную цену производства, складывающуюся из индивидуальных издержек и средней прибыли (иначе становится бессмысленным процесс производства на худших участках и их использование прекращается). Поэтому землепользователь — арендатор худших земель — претендует на получение средней прибыли, а ведущий хозяйство на лучших и средних земельных участках — на получение добавочной прибыли сверх средней (за счет более производительного использования труда и капитала).
МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ
К основными методам государственного управления земельными ресурсами относятся землеустройство, государственный земельный кадастр, мониторинг земель и государственный контроль за использованием и охраной земель.
Землеустройство представляет собой систему мероприятий, направленных на регулирование земельных отношений, организацию использования земель, учет и оценку земельных ресурсов, составление территориальных и внутрихозяйственных планов. Основные направления землеустроительной деятельности включают:
-разработку федеральных и региональных программ использования и охраны земельных ресурсов и схем землеустройства с учетом экономических, градостроительных, экологических и иных особенностей территории;
-межевание с установлением (восстановлением) на местности границ административно-территориальных образований, границ земельных участков субъектов земельных отношений по единой государственной системе и их техническое оформление;
-составление проектов землеустройства и упорядочение существующих землевладений и землепользований с устранением неудобств в расположении земель;
-определение границ земельных участков, установление их границ и отвод в натуре (на местности), оформление планов (чертежей) границ, подготовку документов для удостоверения прав на земельные участки;
-разработку разного рода рабочих проектов, в том числе по рекультивации нарушенных земель, защите почв от водной и ветровой эрозии, селей, оползней, подтопления, заболачивания, иссушения, уплотнения, засоления, загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами, по улучшению сельскохозяйственных угодий, освоению новых земель, сохранению и повышению плодородия почв;
-обоснование размещения и установления границ особо охраняемых территорий;
-закрепление и изменение на местности городской черты, поселковой черты и черты сельских поселений;
-проведение топографо-геодезических, картографических, почвенных, агрохимических, геоботанических, историко-культурных и других обследований, а также изыскательских работ;
-разработку землеустроительной документации, связанной с ресурсной оценкой, использованием и охраной земель, сохранением и развитием традиционных видов хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп;
-составление карт и атласов о состоянии и использовании земельных ресурсов;
-проведение инвентаризации всех земель и систематическое выявление неиспользуемых, используемых нерационально и не по целевому назначению земель.
Землеустройство проводится государственными проектными организациями, другими предприятиями и физическими лицами, получившими лицензию на проведение этих работ за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов и заказчиков. Основные направления их деятельности:
-научное обеспечение и прогнозирование земельных преобразований, перераспределение земель;
-обоснование и реализация единой государственной политики в области планирования, перераспределения, рационального использования и охраны всех категорий земель независимо от форм собственности на землю и форм хозяйствования на ней;
-обеспечение целевого использования земель и сохранение ценных земель в сельскохозяйственном производстве;
-формирование и размещение экологически и экономически обоснованных, компактных и оптимальных по площади землепользовании;
-создание территориальных условий для рационального функционирования сельскохозяйственного и несельскохозяйственного производств;
-разработка комплекса мер по улучшению сельскохозяйственных угодий, повышению плодородия почв, поддержанию устойчивых ландшафтов и охране земель;
-межевание земель с установлением (восстановлением) и закреплением (обозначением) в натуре (на местности) административно-территориальных и территориально-производственных границ по единой государственной системе, а также изготовление документов, удостоверяющих право на землю.
Землеустроительная деятельность осуществляется на всех землях независимо от их целевого назначения и форм собственности с использованием научно обоснованной, гласно обсужденной и в установленном порядке утвержденной землеустроительной документации — прогнозов, программ, схем и проектов, материалов обследований и изысканий.
Режим и целевое использование земель, организация территории, ране земель являются обязательными для собственников и пользователей земли, а также органов государственной власти и управления. Внесение изменений в землеустроительную документацию допускается лишь с разрешения утвердившего ее органа. Землеустройство проводится по решениям органов государственной власти и управления, местного самоуправления, по инициативе органов системы Госкомзема РФ или по ходатайству заинтересованных собственников и пользователей земли, а также граждан и юридических лиц, претендующих на получение земельного участка.
Землеустроительная деятельность регулируется Конституцией РФ, земельным законодательством РФ, законодательными и иными правовыми актами субъектов Федерации, а также нормативными актами, определяющими содержание, порядок разработки, утверждения и реализации землеустроительной документации.
Под государственным мониторингом земель понимается система наблюдений за состоянием земельного фонда; она является частью мониторинга состояния природной среды и выполняет базовую, связующую роль между всеми видами мониторинга природных ресурсов. Основные цели мониторинга земель: оценка состояния земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, площади и выработки рекомендаций по предупреждению и устранению последствий негативных процессов, а также информационное обеспечение государственного земельного кадастра, рационального землепользования и землеустройства, контроля за использованием и охраной земель.
Мониторинг земель осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и средств специальных денежных фондов.
Средства федерального бюджета расходуются на реализацию федеральных и крупных целевых региональных программ по мониторингу земель и охране почв, бюджетов субъектов Федерации — на реализацию аналогичных региональных программ.
Полученные в результате мониторинга земель данные ежегодно отражаются в региональных докладах о состоянии и использовании земель, являющихся базовым материалом для подготовки Государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель Российской Федерации. Эти доклады доводятся до органов управления с соответствующими предложениями по предотвращению и устранению негативных процессов на земле, используются также для ведения земельного кадастра и осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель.
Государственный земельный кадастр как официальная система регистрации и оформления документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость, учета и оценки земельных участков проводится по единой системе на всей территории Российской Федерации.
Сложившаяся земельно-кадастровая система сведений о природном, правовом и хозяйственном положении земель требует дальнейшего научного и методического обеспечения. Сейчас она состоит из следующих основных разделов: регистрация землевладений, землепользований и участков собственности; количественный и качественный учет земельного фонда; бонитировка почв и экономическая оценка земель. Эти разделы должны остаться и далее, но устаревшая технология получения, обработки, хранения и представления данных в условиях перехода к многоукладной экономике, платности землепользования не обеспечивает и в принципе не может обеспечить решения задач государственной земельной политики.
Совершенствование земельного кадастра связано с большим объемом научно- исследовательских и прикладных разработок. В первую очередь должны быть решены следующие вопросы:
-уточнение классификаций угодий в связи с переходом на учет и оценку по первичным участкам для целей земельного, лесного, водного кадастров и кадастров других природных ресурсов;
-установление для каждой категории земель по целевому назначению системы общих и частных показателей, характеризующих качественное состояние парцелл или экологически однородных участков;
-разработка способов получения и обработки этих показателей для различных уровней ведения земельного кадастра;
-разработка программного обеспечения для сбора, обработки, хранения земельно-кадастровой информации по парцеллам или экологически однородным участкам.
К важнейшим направлениям совершенствования земельного кадастра России относятся:
-введение стоимостных оценок земли для формирования местного бюджета;
-осуществление мер экономического поощрения предприятий, природохранная и социально-культурная деятельность которых имеет приоритетный характер для города или района;
-поощрение экономическими методами рекультивации и восстановления нарушенных земель и освоения неудобий;
-решение экологических проблем путем принятия дифференцированной шкалы с учетом класса вредности предприятия, размера санитарно-защитной зоны, стоимости необходимых мероприятий по экологизации производства и др.;
-размещение различных объектов в соответствии с оптимальным функциональным зонированием и планировочной организацией территории, принятыми в комплексных градостроительных программах, проектах районной планировки, генеральных планах городов и других специализированных проектах, развивающих и детализирующих комплексные программы развития района;
-компенсация дополнительных затрат землевладельцам и землепользователям из-за менее выгодного их местоположения и т. д.
Перестройка земельно-кадастровой системы во многом связана с переводом информации на современные виды ее носителей, снимающих ограничения по ее форме (графическая, текстовая) и объему. Обработка огромных массивов количественных, ценовых, качественных и правовых данных о каждом контуре земельных угодий, хозяйственной и административной единице, их динамике под силу лишь современным компьютерным системам с наборами автоматизированных рабочих мест.
Объектом земельного кадастра являются все земли Российской Федерации в ее государственных границах, а кадастровой единицей — земельный участок с прочно связанными с ним объектами, имеющий фиксированный правовой статус, границы, площадь, местоположение, цену. Кадастровая документация включает в себя документы, подтверждающие права на земельные участки, картографические, графические, табличные, текстовые, магнитные, электронные носители информации, предусмотренные правилами ведения и использования земельного кадастра.
При ведении земельного кадастра возникают кадастровые отношения — по поводу производства, ведения, распределения и использования земельно- кадастровой информации. Объектом их является кадастровая информация о землях Российской Федерации, участниками — государственные органы и учреждения, физические и юридические лица, несущие установленные законодательством обязанности и обладающие соответствующими правами в данной области.
Земельный кадастр является основой, на которой базируются государственные и отраслевые регистрационные и учетные системы: регистры и реестры жилых и нежилых помещений, предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования и т. п.
Государственный земельный кадастр ведется в целях:
-закрепления прав на землю собственников, владельцев, пользователей земли;
-осуществления государственного контроля за распределением и использованием земель, законностью земельных сделок (купли-продажи, аренды, залога, дарения, обмена и т. д.);
-обеспечения оперативности, устойчивости земельного оборота и гласности земельных сделок, разрешения земельных споров;
-проведения налогового обложения земли и земельных сделок;
-установления нормативной и перспективной цены земли;
-предоставления сведений о собственниках, владельцах, пользователях земельных участков, правовом режиме земель, их хозяйственном использовании и цене;
-обеспечения необходимой информацией о земельных ресурсах органов государственной власти, юридических и физических лиц.
Ведение реестров земельной регистрации, внесение в них записей, выдача правооформляющих документов, справок и выписок возлагаются на главного регистратора кадастрового бюро; он же несет ответственность за правильность сведений, содержащихся в реестрах, копиях и выписках из них.
Земельная регистрация является правоустанавливающим юридическим актом, на основании и с момента свершения которого за лицами признаются и закрепляются государством права на земельные участки, а также подтверждается законность сделок с землей.
В процессе земельной регистрации в единую систему объединяются все правовые сведения о земле, ее собственниках, владельцах, пользователях, а также земельных сделках. Земельная регистрация осуществляется путем внесения соответствующих записей в регистрационную поземельную книгу.
Сведения, вносимые в книгу и подлежащие обязательной предварительной проверке, приобретают юридическую силу и в дальнейшем являются единственно законными и достоверными для судебных, финансовых, налоговых и других государственных органов, предприятий, организаций, учреждений и граждан. Достоверность и правильность содержащихся в кадастре регистрационных сведений могут быть оспорены только в судебном порядке.
Сведения земельной регистрации включают:
-сведения о землях;
-их целевое назначение (категорию земель);
-наименование земельной собственности, землевладения, землепользования;
-форму собственности, владения, пользования землей;
-площадь земельной собственности, землевладений и землепользований;
-местоположение, адрес;
-дату регистрации земельной собственности, землевладения, землепользования;
-наименование правооформляющего документа, выданного после регистрации, его номер и дату выдачи;
-общую стоимость землевладения, в том числе стоимость самого земельного участка и стоимость связанного с ним имущества;
-величину земельного налога;
-особые отметки о землевладении.
Государственный контроль за использованием и охраной земель направлен на обнаружение и пресечение действий, противоречащих принятым в земельном законодательстве правилам ее использования и охраны. Цель государственного контроля — обеспечить соблюдение всеми государственными учреждениями, а также гражданами требований, гарантирующих сохранность земельного фонда страны в целом и его отдельных участков.
Агроэкономическое состояние земельных ресурсов России к началу реформ было неудовлетворительным. Многие площади эродированны и эрозионно опасны, многие загрязнены промышленными выбросами. Снизился запас гумуса в почвах, многие земли оказались заболочены и переувлажнены, захламлены промышленными отходами и бытовым мусором, имеют солонцовые вкрапления, высокую кислотность.
Изучение зарубежной практики показывает, что действенная система государственного контроля опирается как на экономические методы, так и на административные, причем экономический механизм действует в том числе и на принципе отдачи вложенных средств. Зарубежные системы аграрных отношений содержат значительное число стимулирующих рычагов, некоторые непосредственно связаны с выполнением правил использования и охраны земель.
При нарушении субъектом норм пользования угодьями их права могут быть в какой-то части приостановлены. В США, например, экономическое нарушение приводит к лишению предприятий государственных контрактов, субсидий или ссужаемых средств. В большинстве стран, использующих финансовые стимулы для поддержки мер по уменьшению загрязнения земель, невыполнение условий, выдвигаемых для получения займа, приводит к прекращению финансирования.
Право организаций государственной финансовой системы осуществлять подобные действия ставит их, по сути, в ряды органов, ведающих лицензированием. В странах с развитой экономикой для обеспечения охранного землепользования используются методы как прямого, так и косвенного действия при явном преимуществе вторых. Иначе говоря, предпочтительнее меры, которые способствуют предупреждению условий для возникновения правонарушений, чем меры наказания за эти нарушения. В качестве таких профилактических мер особо широко применяются профессиональные (специальные и предпринимательские) требования к лицам, покупающим или арендующим земельные участки. Причем эти требования, если говорить об аренде, в равной степени предъявляют и сдающий землю, и те, кто от имени государственных, общественных или кооперативных организаций участвуют в оформлении арендных сделок. Первый — потому, что заинтересован в более высоких суммах арендной платы, которые (особенно при фиксированных ставках) целиком зависят от объемов производства, инвестиций и умения арендатора продуктивно использовать передаваемую ему землю. Вторые — как облеченные таким правом, защищающим национальные или кооперативные интересы.
Большое значение имеют прямой контроль за использованием земель специалистами государственных или других уполномоченных на это служб и неотвратимость установленной законом ответственности. Это подтверждает опыт передовых сельскохозяйственных товаропроизводителей России и развитых капиталистических стран.
studfiles.net
Составление списка землевладений (землепользовании) административного района
Для систематизации земельно-учетных данных и удобства пользования ими студент составляет алфавитный список землевладений (землепользовании) района в разрезе каждой категории земельного фонда (таблица 23). Землевладения (землепользования) располагают в следующей последовательности:
ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств;
колхозы; сельскохозяйственные кооперативы; акционерные общества и товарищества;
государственные и муниципальные предприятия, включая совместные предприятия, в том числе совхозы;
опытно-производственные, научно-экспериментальные хозяйства;
подсобные сельскохозяйственные предприятия;
земли граждан и общинно-родовых хозяйств, в т.ч. крестьянские
хозяйства;
земли находящиеся в ведении городских (поселковых), сельских
органов власти;
дачно-строительные кооперативы;
промышленные предприятия, транспортные предприятия;
другие несельскохозяйственные государственные, муниципальные, общественные и частные предприятия, организации и учреждения;
предприятия организации и учреждения оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
лесохозяйственные предприятия и организации;
водохозяйственные предприятия;
участки земель запаса.
В списке по каждому землевладению (землепользованию) указывается номер на районной схеме, полное наименование, количество земельных участков, форма собственности на землю (для юридических и физических лиц). Заполнение 5 графы (кадастровый номер) производится после присвоения кадастровых номеров.
2.2. Ведение земельно-кадастровой книги района (города)
Основным учетным текстовым документом в административном районе является Государственная земельно-кадастровая книга района (города). В ней регистрируются все первичные землевладения (землепользования); учитываются земли различных сроков пользования по землевладениям (землепользованиям), по угодьям и качественному состоянию. В настоящее время ведение земельно-кадастровой книги осуществляется за счет средств местного бюджета.
Перед заполнением Государственной земельно-кадастровой книги на ее титульном листе указывается название района, области (края), республики. На последней странице указывается число страниц в книге. Книга подписывается председателем земельной службы. Сведения о землевладениях (землепользованиях) в разделы книги вносятся в той последовательности, которая указана в начале каждого из них. В пределах каждой категории запись производится в алфавитном порядке.
Книга состоит из двух частей. Первая часть включает первый, второй и третий разделы, вторая часть — четвертый и пятый разделы.
В первом разделе книги регистрируются первичные землепользования района. По содержанию этот раздел соответствует первому разделу земельно-кадастровой книги предприятия, организации и учреждения. По каждому землепользованию указывается его порядковый номер, номер на районной карте, дата внесения записи, наименование землевладения (землепользования), местонахождение, срок предоставления участка, правоустанавливающий документ.
Во втором разделе учитываются по угодьям земли сельскохозяйственных, лесохозяйственных предприятий и земель государственного запаса. Раздел включает четыре таблицы (подраздела). Первая таблица предназначена для учета угодий всех земель, входящих в состав землепользования; вторая — для учета орошаемых земель; третья — для учета осушенных земель; четвертая — для учета орошаемых земель на осушенных площадях. По классификации угодий и группировке орошаемых и осушенных земель раздел соответствует второму разделу земельно-кадастровой книги предприятия, организации и учреждения.
Для ежегодной записи сведений но землепользованиям отводится пять строк: в первой учитываются земли бессрочного пользования; во второй — земли долгосрочного пользования; в третьей — земли краткосрочного пользования, предоставленные в порядке первичного пользования; в четвертой:— всего земель бессрочного и долгосрочного пользования; в пятой — земли населенных пунктов, расположенные на территории данного землепользования.
В третьем разделе книги учитывают по видам угодий земли промышленности, транспорта, курортов, заповедников, поселков городского типа, городов районного подчинения и земель иного несельскохозяйственного назначения. Он состоит из двух подразделов — А и Б. Более детально по составу угодий учитывают земли в первом подразделе. Для записи сведений предусмотрены две строки: в первой учитывают земли бессрочного пользования, во второй — земли временного пользования.
В четвертом разделе предусматривается учет качества земельных угодий по культуртсхническому состоянию, пригодности к механизированной обработке, урожайности, по механическому составу и признакам, снижающим плодородие (каменистость, эродированность, засоренность, солонцеватость, кислотность, переувлажненность, заболоченность). Раздел состоит из трех таблиц: в первой учитывается качество угодий всех земель; во второй — орошаемые земли; в третьей — осушенные земли.
В пятом разделе книги записываются данные оценки земель по землепользованиям.
В конце Государственной земельно-кадастровой книги района (города) предусмотрено несколько страниц для производства отметок о проверке правильности ее ведения уполномоченными на то должностными лицами.
studfiles.net
Регистрация землевладений и землепользований
Данная тема как буквально трактуемая с введением с февраля 1998 года
Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и с июля 2000 года Федерального закона «О государственном земельном кадастре» утратила свое служебное значение и может иметь для нашего курса лишь историко-теоретический смысл.
Регистрация в общем понимании есть акт, посредством которого фиксируются
установленным документом определенные события или действия. В составе земельного кадастра в широком смысле его составляющая –государственная регистрация до указанного выше ФЗ представляла собой запись в документах установленного образца сведений о земельных участках, позволяющих однозначно закрепить их правовой режим (положение), качественные, количественные, ценностные характеристики, географические параметры. Особенностью земельной регистрации является то, что она придает официальный государственный статус всему кадастровому процессу, а также полученным в ходе его проведения сведениям о земельном участке.
В историческом разделе российского кадастра было отражено подобное действие в
завершающийся советский период российского государства. Однако, действие земельной регистрации землеустроительных органов имело значительный период его осуществления уже при земельной реформе 1991 г.
В отсутствии закона по кадастровым процедурам нового времени теория и
практика земельного кадастра 90-х годов в России базировалась практически на прежних кадастровых представлениях Союза ССР в виде известного в кругу специалистов постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 1992 г. № 622 «О совершенствовании ведения государственного земельного кадастра в Российской Федерации», утвердившего Положение о порядке ведения государственного земельного кадастра. Постановление существовало до вступления с силу в июле 2000 года ФЗ «О государственном земельном кадастре» и только потом было отменено.
Это был достаточно понятный и короткий документ, который существенно
поднимал роль только что созданного Роскомзема и его территориальных подразделений в деле ведения кадастра земель в условиях рынка в едином органе и едином комплексе указанных выше триединых действий государства с землей.
«Государственный земельный кадастр содержит достоверные сведения и
документы о правовом положении, количестве, качестве и оценке земель. Сведения о правовом положении земельных участков отражаются в государственной кадастровой книге и содержат данные об объектах и субъектах земельной собственности, землевладения, землепользования и аренды земли, целевом назначении земельных участков, режиме их использования. Регистрация данных производится на основании решений соответствующих органов о предоставлении земли в собственность, владение, пользование и аренду после уточнения границ участков в натуре, оформления и выдачи документов.»
Из предыдущего курса теории и истории кадастра и понятия кадастра в широком
плане как формирование, учет и регистрация прав на объекты кадастрового учета, имеющих конечную интегрированную характеристику в виде правового режима использования земель, нам известна эволюция понятия земельная регистрация от записи атрибутов самого землепользования до фиксирования видов прав на него.
Систематизация в стране государственного учета земель, прежде всего, сельскохозяйственного назначения, по землепользователям и угодьям была произведена постановлением Совета Министров СССР от 31 декабря 1954 г. № 2529 «О едином государственном учете земельного фонда СССР», требования которого действовали до нашего реформенного времени, то есть до принятия в августе 1992 года постановления Правительства РФ № 622.
Постановление СМ СССР ввело с 1955 года обязательный государственный учет наличия и распределения земли по угодьям и землепользователям, а также государственную регистрацию всех землепользователей по единой общесоюзной системе.
Учету подлежали все земли, находящиеся в пользовании колхозов, совхозов, городов и поселков, государственных, кооперативных и общественных учреждений, организаций и предприятий, единоличных крестьянских хозяйств и отдельных граждан, а также земли государственного земельного фонда и государственного лесного фонда.Руководство учетом земель и регистрацией землепользований возложено на МСХ СССР, равно как и контроль за правильностью использования земель независимо от того, в чьем пользовании они находятся. Указания МСХ в этой части были обязательными для всех министерств, ведомств, учреждений и организаций. В райисполкомах и горисполкомах были заведены государственные книги регистрации землепользований, куда вносились текущие сведения о состоянии и использовании угодий каждого землепользователя.
Постановление установило, что :
а) государственная книга регистрации землепользований ведется в райисполкомах
старшим районным землеустроителем;
б) за правильность сведений, содержащихся в государственной книге регистрации
землепользований и в выписках, выданных из нее, несут ответственность старший районный землеустроитель и председатель райисполкома;
в) порядок учета земель и регистрации землепользований внутри городской черты
разрабатывается и устанавливается министерствами коммунального хозяйства союзных республик по согласованию с МСХ СССР;
г) порядок учета земель, отведенных под оборонные объекты, разрабатывается и
устанавливается министерствами и ведомствами, в пользовании которых находятся эти земли, по согласованию с МСХ СССР.
Постановление обязало руководителей учреждений, предприятий и организаций
представлять ежегодно не позднее 1 ноября в исполком соответствующего районного или городского Совета депутатов трудящихся сведения о землях, находящихся в их пользовании, с учетом происшедших за год изменений, а также по требованию райисполкома или горисполкома дополнительные материалы и документы, подтверждающие достоверность указанных сведений. Форма отчетности о распределении земель по угодьям и землепользователям и об использовании этих земель была разработана и утверждена МСХ СССР совместно с ЦСУ СССР.
Постановление обязало Советы Министров республик, крайисполкомы,
облисполкомы, райисполкомы и горисполкомы обеспечить ведение учета земель и регистрации землепользований по единой общесоюзной системе и ежегодно рассматривать и утверждать отчеты об использовании земель и распределении их по угодьям и землепользователям в следующие сроки:
по районам – не позднее 1 декабря,
по автономным республикам, краям и областям- не позднее 20 декабря ;
по союзным республикам (кроме РСФСР) – не позднее 20 января и
по РСФСР – 15 февраля следующего за отчетным года..
При этом Советы Министров союзных республик в недельный срок по
утверждении отчетом представляли их в МСХ СССР.
МСХ СССР после разработки полученных отчетов представляло их свод в разрезе
республик, краев и областей не позднее 15 апреля в Совет Министров СССР, Госплан СССР, ЦСУ СССР, Министерство заготовок и Минфин СССР вместе с предложениями по содержанию данной отчетности.
Постановление возложило на МСХ СССР, МСХ республик и сельхозуправления
областей наряду с проведением землеустройства, сельскохозяйственных съемок и учета земель также проведение работ по составлению и ведению сельскохозяйственных карт, сосредоточив руководство данными работами в управлениях землеустройства, организовав там хранилища карт и других документов по учету земель и землеустройству. Расходы по составлению и изданию карт относить за счет ассигнований, предусматриваемых по бюджетам соответствующих союзных республик на землеустроительные работы.
По истечении семи с лишним лет Совмин СССР принимает постановление от 12
июля 1962 г. № 730 «Об улучшении государственного учета земель и использования их в сельскохозяйственном производстве». Суть документа в следующей выписке:
6. Поручить Госплану СССР совместно с ЦСУ СССР разработать и утвердить в
трех месячный срок новую форму государственной книги регистрации землепользований, а также новую форму земельной шнуровой книги для учета земель в колхозах, совхозах и других хозяйствах, занимающихся сельскохозяйственным производством, предусмотрев, что в этих книгах учет земель должен производиться по категориям землепользователей и видам всех земельных угодий с характеристикой качества сельскохозяйственных угодий.
7. Поручить ЦСУ СССР по согласованию с Госпланом СССР дополнить
установленную отчетность о распределении земель по угодьям специальной справкой об изменениях в составе пашни, залежей и многолетних насаждений.
8. Установить, что действительный прирост площадей пашни за счет освоения
целинных и залежных земель, а также за счет площадей нового орошения и осушения, может определяться только по данным государственного учета земель, проводимого на основе планово-картографического материала или контрольных обмеров на местности по состоянию на 1 ноября каждого года.
Укрепить землеустроительную службу квалифицированными специалистами для
учета земель с характеристикой качественного состояния их, а также для проведения необходимых инструментальных обмеров вновь освоенных земель и выборочных контрольных обмеров посевных площадей сельскохозяйственных культур.
Следующим этапом совершенствования систем регистрации землепользований и
учета земель был Закон РСФСР от 1 июля 1970 года «О принятии Земельного кодекса РСФСР». Кодекс был введен в действие с 1 декабря 1970 года, т.е. для системы учета земель практически с 1971 года.
Раздел YIII. Государственный земельный кадастр.
Ст. 118. Цели и задачи государственного земельного кадастра.
Для обеспечения рационального использования земельных ресурсов ведется
государственный земельный кадастр, содержащий совокупность достоверных и необходимых сведений о природном хозяйственном и правовом положении земель.
Данные государственного земельного кадастра служат целям организации
эффективного использования земель и их охраны, планирования народного хозяйства, размещения и специализации сельскохозяйственного производства, мелиорации земель и химизации сельского хозяйства, а также осуществления других народнохозяйственных мероприятий, связанных с использованием земель.
Ст.119. Содержание государственного земельного кадастра
Государственный земельный кадастр включает данные регистрации
землепользований, учета количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель.
Ст. 120. Порядок ведения государственного земельного кадастра и кадастровая
документация.
В соответствии с Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик земельный кадастр ведется за счет государства по единой для Союза ССР системе. Порядок ведения государственного земельного кадастра, формы кадастровой документации, периодичность уточнения и обновления кадастровых данных устанавливаются Советом Министров СССР.
Постановление Совета Министров СССР от 10 июня 1977 г. № 501 «О порядке
ведения государственного земельного кадастра»
Совет Министров СССР постановляет:
1. В соответствии с Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных
республик МСХ СССР и Совминам союзных республик осуществить необходимые мероприятия по обеспечению введения начиная с 1977 г. государственного земельного кадастра (включающего данные регистрации землепользований, учета количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель) в целях организации эффективного использования земель и их охраны, планирования народного хозяйства, размещения и специализации сельскохозяйственного производства, мелиорации земель и химизации сельского хозяйства, а также осуществления других народнохозяйственных мероприятий, связанных с использованием земель.
Утвердить прилагаемое Положение о порядке ведения государственного
земельного кадастра.
2. Установить, что формами кадастровой документации являются :
земельно-кадастровая книга предприятия, организации и учреждения, которым
земля предоставлена в постоянное или долгосрочное пользование ;
государственная земельно-кадастровая книга района (города);
государственный земельный кадастр области, края, автономной и союзной
республики ;
государственный земельный кадастр СССР.
МСХ СССР разработать с участием Совминов союзных республик и по
согласованию с Госпланом и ЦСУ СССР утвердить состав данных, включаемых в указанные документы, а также научно-методические указания по ведению кадастровой документации.
3. Установить, что все почвенные и геоботанические обследования в СССР
производятся предприятиями, организациями и учреждениями, независимо от их ведомственной подчиненности, по программам, согласованным с соответствующими государственными землеустроительными органами системы МСХ СССР с учетом необходимости использования материалов этих обследований для ведения государственного земельного кадастра.
4. Совминам союзных республик и МСХ СССР обеспечить :
завершение в 1977-1980 гг силами подведомственных организаций работ по оценке
земель в основных земледельческих районах страны ;
проведение аэро- и топосъемочных работ, почвенных, геоботанических и других
обследований земель в объемах, обеспечивающих систематическое уточнение и обновление данных, включаемых в государственный земельный кадастр ;
выделение материалов и денежных средств, необходимых для издания кадастровой
документации.
5. Советам Министров союзных республик :
ввести должность главного инженера-инспектора по государственному учету
земель и земельному кадастру в главных управлениях, управлениях и отделах землепользования и землеустройства МСХ союзных республик (не имеющих областного деления) и автономных республиках, краевых и областных управлений сельского хозяйства из расчета один главный инженер-инспектор на 15-17 районов. Указанные должности вводятся без увеличения ассигнований на содержание органов государственного управления.;
определить по согласованию с МСХ СССР порядок осуществления работ,
связанных с ведением кадастровой документации в городах.
6. В целях накопления и улучшения использования кадастровых данных МСХ
СССР создать в пределах численности научных работников, установленной МСХ СССР по Московской области, в составе Государственного научно-исследовательского института земельных ресурсов научно-информационный центр (с общесоюзным фондом кадастровых данных и материалов почвенного и геоботанического обследований), оснастив его современными техническими средствами для поиска и обработки соответствующей информации.
8. Минфину СССР предусматривать, начиная с 1978 г., выделение ежегодно
ассигнований для выполнения аэро- и топосъемочных, обследовательских, вычислительных, оценочных и других работ, связанных с ведением государственного учета земель и земельного кадастра.
9. Министерству гражданской авиации выполнить по договорам с организациями
МСХ СССР аэрофотосъемочные работы, необходимые для ведения государственного земельного кадастра.
Положение о порядке ведения государственного земельного кадастра
1. В соответствии со ст.46 Основ земельного законодательства Союза ССР и
союзных республик для обеспечения рационального использования земельных ресурсов страны ведется государственный земельный кадастр, содержащий совокупность достоверных и необходимых сведений о природном, хозяйственном и правовом положении земель.
Государственный земельный кадастр ведется по единой для Союза ССР системе и
включает данные регистрации землепользований, учета количества и качества земель, бонитировки почв и экономической оценки земель.
2. Ведение государственного земельного кадастра осуществляется
землеустроительной службой системы МСХ СССР.
3. МСХ СССР :
осуществляет руководство работами по регистрации землепользований,
государственному учету земель и другими работами, связанными с ведением государственного земельного кадастра;
разрабатывает и утверждает методические указания и инструкции по
государственной регистрации землепользований, учету количества и качества земель и их оценке (бонитировке почв и экономической оценке земель), по проведению почвенных, геоботанических обследований, а также по содержанию планово-картографических материалов, используемых для ведения государственного земельного кадастра.
обеспечивает систематизацию, изучение и хранение данных о наличии земель и
распределении их по категориям, угодьям и землепользователям, а также издание подлежащих опубликованию материалов государственного земельного кадастра.
4. В целях обеспечения периодического уточнения и обновления кадастровых
данных :
а) руководители предприятий, организаций и учреждений, независимо от их
ведомственной подчиненности, ежегодно не позднее 1 ноября представляют в исполкомы соответствующих районных (городских) Советов депутатов трудящихся отчеты по состоянию на 1 ноября о происшедших изменениях в составе земель, находящихся в пользовании этих предприятий, организаций и учреждений, по форме, установленной МСХ СССР;
б) соответствующие государственные землеустроительные органы составляют
отчеты о наличии и качественном состоянии земель по районам, областям, краям, автономным и союзным республикам по состоянию на 1 ноября с включением в них :
ежегодно – сведений о наличии сельскохозяйственных угодий (в том числе
отдельно сведений о наличии орошаемых и осушенных земель), распределении их по видам и землепользователям, а также сведения о землях, отведенных в истекшем году предприятиям, организациям и учреждениям для несельскохозяйственных нужд ;
один раз в 5 лет – сведений о наличии земель и распределении их по категориям,
угодьям и землепользователям, а также сведений о качественном состоянии земель и об оценке их.
5. Указанные годовые отчеты рассматриваются и утверждаются рай(гор)исполкомами не позднее 1 декабря, обл(край) исполкомами -20 декабря, совминами республик – 20 января и СМ РСФСР – 30 марта следующего года.
Совмины республик направляют в МСХ СССР указанные сводные отчеты, в том
числе по краям, областям, автономным республикам в недельный срок по их утверждении.
МСХ СССР не позднее 30 апреля следующего за отчетным года представляет
сводный отчет о наличии, качественном состоянии и оценке земель (по союзным республикам и в целом по СССР) в Совет Министров, Госплан и ЦСУ СССР.
6. За правильность сведений, содержащихся в государственной земельно
кадастровой книге района (города) несут ответственность должностные лица, на которых возложено ведение земельно-кадастровых книг, и председатель рай(гор)исполкома.
7. Контроль за соблюдением установленных правил по ведению государственного
земельного кадастра осуществляется в соответствии с Положением о государственном контроле за использованием земель, утвержденным постановлением СМ СССР от 14 мая 1970 г. № 325.
(7. В соответствии с задачей государственного контроля за использованием земель
землеустроительная служба :
д) осуществляет контроль за соблюдением установленных правил по ведению
земельного кадастра;
10. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 мая 1970
г. «Об административной ответственности за нарушение земельного законодательства» должностные лица и граждане, виновные в совершении нарушений земельного законодательства, подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке (если эти нарушения не влекут уголовной ответственности по законодательству) в размере от 100 до 10 рублей. )
В соответствии с поручением Совмина СССР МСХ СССР 5 мая 1982 г. утвердил в
установленном порядке Указания по ведению государственной земельно-кадастровой книги района (города) и Указания по ведению земельно-кадастровой книги предприятия, организации и учреждения. Принятие этих форм земельно-кадастровой документации означало, без сомнения, качественные изменения в становлении и развитии системы земельного кадастра страны. Там, в частности, впервые была дана классификация угодий по 58 позициям, применяемым для государственного учета земель.
Государственная земельно-кадастровая книга района (города) включала четыре
раздела :
I. Государственная регистрация землепользований.
II. Государственный учет количества земель.
III. Качество земельных угодий.
IY. Показатели оценки земель.
Земельно-кадастровая книга предприятия, организации, учреждения 5 разделов
1) земли бессрочного и временного пользования с указанием площади, сроков и
правового основания ;
2) виды угодий всех земель в пользовании, отдельно орошаемые и осушаемые;
3) характеристика качества земель по группам почв, культуртехническому
состоянию кормовых угодий, гранулометрическим и другим признакам почв, влияющим на плодородие ;
4) показатели оценки земель ;
5) приусадебные земли колхозников, рабочих, служащих и граждан, служебные
земельные наделы.
Далее необходимость пересмотра нормативной документации в части регистрации,
учета и оценки земель возникла уже после распада СССР при смене в России общественно-экономической формации на рыночные рельсы. Это был Земельный кодекс РСФСР, введенный в действие постановлением Верховного Совета РСФСР 25 апреля 1991 года.
studfiles.net
Государственная регистрация землевладений и землепользований
Содержание:В решении вопросов управления земельными ресурсами, их охране и рациональному использованию главенствующая роль отведена кадастровому обеспечению. Правовой стороной земельного кадастра является государственная регистрация землевладений и землепользований, призванная обеспечить неприкосновенность земельных ресурсов страны и защиту прав и интересов собственников земельных наделов и землепользователей в отношении выделенных им территорий.
Уполномоченные выполнять регистрационные процедуры органы (в настоящее время Росреестр) выступают в качестве гаранта прав собственности на землевладения и осуществляют контроль за корректностью использования государственного земельного фонда. Зарегистрированное надлежащим образом землевладение находится под государственной охраной, что позволяет защитить права собственников от различных нарушений.
Основанием для регистрации землевладений и землепользований является решение уполномоченного госоргана о выделении земельного участка для определенных нужд и документ о проведении землеустроительных работ и установлении границ землевладения на местности.
Основной задачей госрегистрации землепользований является сбор и систематизированное хранение сведений, в том числе представленных в графическом виде, о правовом состоянии участков. В связи с этим процедуре регистрации всегда предшествует выполнение кадастровых работ, итогом которых становится определение точного расположения границ, закрепление их на местности, фиксация геометрических параметров участка, устранение ошибок, составление планов и вычислительная обработка полученной информации.
На основании полученных данных выносится специальное решение уполномоченного органа о закреплении выделенного участка за пользователем с обязательным указанием целей и назначения предоставленной земли, а также оформление надлежащих документов, подтверждающих право пользования участком.
Если вас интересуют тонкости выполнения процедуры госрегистрации землепользования, получите исчерпывающую информацию у специалистов нашей юридической компании.
Узнайте на нашем сайте: судебная практика: фактическое землепользование. Юрист по земельным вопросам тут.
zemadvo-femida.ru