Закон о кадастровом учете


О новом законе о государственной регистрации недвижимости

18.07.2016

В соответствии с действующим законодательством РФ в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество), подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация прав на имущество осуществляется уполномоченным в соответствии с законом органом на основе принципов проверки законности оснований регистрации, публичности и достоверности государственного реестра. В государственном реестре должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить объект, на который устанавливается право, управомоченное лицо, содержание права, основание его возникновения.

Иными словами, права на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации, и собственники вправе распоряжаться своим недвижимым имуществом только после его государственной регистрации, при этом объект недвижимого имущества должен быть учтен в государственном кадастре недвижимости и описание объекта должно соответствовать его описанию в правоустанавливающем документе. Государственная регистрация в отношении объекта недвижимого имущества считается проведенной с момента внесения сведений о таком объекте в государственный реестр.

На сегодняшний день нормативными правовыми актами, на основании которых осуществляется кадастровый учет и государственная регистрация прав в отношении объектов недвижимого имущества, являются два федеральных закона – Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре недвижимости) и Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее  – Закон о регистрации). В соответствии с этими законами кадастровый учет недвижимости осуществляется путем внесения сведений об объектах недвижимого имущества в государственный кадастр недвижимости (далее – ГКН), а государственная регистрация прав и ограничений (обременений) в отношении объектов недвижимого имущества осуществляется путем внесения сведений о правах и ограничения (обременениях) в отношении объектов недвижимого имущества в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП).  

Однако в ближайшем будущем в сфере регистрации недвижимости произойдут ощутимые изменения.

Так, с 01.01.2017  вступает   в   силу  Федеральный    закон    от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон), за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки. Кадастровый учет недвижимости и государственная регистрация прав на нее будут объединены в единую систему учета и регистрации.

Здесь  обратим внимание на основные моменты рассматриваемого Закона в сравнении с действующими Законом о кадастре недвижимости и Законом о регистрации.

О Едином государственном реестре недвижимости

Новый Закон не содержит положений о признании утратившими силу указанных выше законов или внесении в них изменений. Возможно предположить, что этот вопрос будет решен дополнительно до вступления в силу Закона.

Итак, в соответствии с новым Законом будет сформирован Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН), который объединит сведения, содержащиеся в настоящее время в ГКН  и ЕГРП.

В ЕГРН войдут, в частности, реестр объектов недвижимости (кадастр недвижимости), реестр прав, их ограничений и обременений на недвижимое имущество (реестр прав на недвижимость), а также реестр границ. Сведения о границах на сегодняшний день содержатся в кадастре недвижимости.

Вестись ЕГРН будет в электронном виде. Исключение составят реестровые дела. В них на бумажном носителе будут храниться оформленные в простой письменной форме и представленные в бумажном виде заявления, а также документы, оригиналы которых отсутствуют в других органах государственной власти, органах местного самоуправления и архивах.

В настоящее время КГН и ЕГРП ведутся на электронных и бумажных носителях, причем, последние имеют приоритет.

Сведения о едином недвижимом комплексе

Согласно новому Закону в кадастр недвижимости будут вносить сведения о едином недвижимом комплексе и предприятии как имущественном комплексе.

В соответствии с Законом о кадастре недвижимости сведения о таких комплексах в кадастр не вносятся. В то же время права на них должны быть зарегистрированы (что невозможно без учета в кадастре), поэтому они учитываются как сооружения. Кроме того, при учете единого недвижимого комплекса могут учитываться все объекты недвижимости, которые входят в его состав.

Учет единого недвижимого комплекса и государственная регистрация права на него будут проводиться в следующих случаях:

– завершение строительства объектов недвижимости, проектная документация которых предусматривает их эксплуатацию в качестве такого комплекса;

– объединение по заявлению собственника учтенных и зарегистрированных объектов недвижимости, которые имеют единое назначение и неразрывно связаны физически или технологически либо расположены на одном земельном участке.

Зарегистрировать право собственности на предприятие как имущественный комплекс можно будет только после учета и государственной регистрации прав на каждый объект, который входит в его состав.

Что касается участков недр, то согласно Закону о кадастре недвижимости они в кадастре не учитываются. Новый Закон исключил их и из перечня объектов недвижимости, права на которые на сегодняшний день подлежат государственной регистрации.

Обязанность кадастрового учета

и регистрации прав возложена на Росреестр

Согласно новому Закону проводить кадастровый учет недвижимости и регистрировать права на нее должен исключительно Росреестр и его территориальные органы (далее  – Росреестр). Эти полномочия нельзя будет передать подведомственным учреждениям. В настоящее время государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляет Росреестр, а кадастровый учет – подведомственная ему Федеральная кадастровая палата Росреестра.

Как и сейчас, зарегистрировать права на объекты недвижимости будет невозможно, если они не учтены в кадастре недвижимости.

Согласно новому Закону если сведения об объекте недвижимости отсутствуют в ЕГРН, его учет в кадастре и государственная регистрация прав будут осуществляться одновременно. Исключения составят ситуации, когда кадастровый учет может проводиться без одновременной государственной регистрации и наоборот. В настоящее время одновременное осуществление учета и государственной регистрации не предусмотрено.

Учет и государственная регистрация будут проводиться одновременно в следующих случаях:

– создание объекта недвижимости (за исключением ситуаций, когда кадастровый учет можно осуществить без одновременной государственной регистрации прав);

– образование объекта недвижимости (кроме случая изъятия земельного участка или расположенной на нем недвижимости для государственных и муниципальных нужд);

– прекращение существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в ЕГРН;

– образование или прекращение существования части объекта, на которую распространены ограничения прав и обременения объекта, подлежащие государственной регистрации.

Законом установлены случаи, когда права на объекты недвижимости, сведения о которых имеются в ЕГРН, будут регистрироваться без проведения одновременного кадастрового учета. К их числу относятся, например, государственная регистрация перехода права собственности, подтверждение ранее возникших прав.

В Законе также определены исключительные ситуации, при которых кадастровый учет осуществляется без одновременного проведения государственной регистрации прав на объекты недвижимости. Такое проведение учета возможно, в частности, в следующих случаях:

– создание объекта недвижимости на основании разрешения на ввод объекта капстроительства в эксплуатацию, которое представлено органом государственной власти, местного самоуправления или корпорацией «Росатом» в порядке межведомственного взаимодействия;

– прекращение существования объекта, права на который не зарегистрированы в ЕГРН;

– изменение основных характеристик объекта.

В новом Законе установлен перечень лиц, по заявлениям которых будут учитываться объекты недвижимости и регистрироваться права на них. Кто именно может подать документы, зависит от того, как проводится учет и государственная регистрация – одновременно или раздельно.

Так, согласно положениям Закона заявление в отношении созданного (т.е. построенного) объекта недвижимости может представить:

– собственник или иной правообладатель земельного участка, на котором расположен такой объект недвижимости, – при одновременном осуществлении учета и государственной регистрации;

– орган государственной власти, местного самоуправления или корпорация «Росатом», выдавшие разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, – при учете в кадастре без одновременной государственной регистрации.

В настоящее время заявление о постановке на учет такого объекта недвижимости может подать любое лицо.

Заявление о кадастровом учете или государственной регистрации и необходимые документы, как и сейчас, можно будет представить:

– в бумажном виде – лично (в Росреестр, через МФЦ, при выездном приеме) или по почте (в Росреестр);

– в форме электронных документов – через единый портал государственных услуг или официальный сайт Росреестра.

Новеллой в Законе является то, что при личном обращении (кроме случаев выездного приема) место подачи заявления и документов не будет зависеть от места нахождения объекта недвижимости. Иными словами, можно обратиться (направить документы почтой) в любое подразделение Росреестра или подать документы лично через любой МФЦ. Перечень указанных подразделений и МФЦ будет приведен на сайте Росреестра.

Согласно новому Закону Росреестр самостоятельно запрашивает учредительные документы юридического лица, обратившегося за учетом объекта и государственной регистрацией прав на него. Организация вправе подать такие документы по собственной инициативе.

На сегодняшний день юридическое лицо обязано представлять учредительные документы организации (их копии) при проведении государственной регистрации прав. Их предоставление не требуется лишь в случае, если они подавались ранее и изменения в них не вносились.

В приеме документов будет отказано, если не установлена личность заявителя, который непосредственно обратился с документами (например, не предъявлен паспорт).

Отказ в приеме документов в действующем Законе о кадастре недвижимости не предусмотрен, а в соответствии с Законом о регистрации   запрещен.

В Законе уточнен перечень оснований для возврата заявления и документов без рассмотрения. К ним, в частности, относятся:

– несоответствие формата заявления и документов, представленных в электронном виде, установленному формату;

– наличие в заявлении и документах, которые представлены в бумажном виде, подчисток, приписок, зачеркиваний и других неоговоренных исправлений, в том числе выполненных карандашом, а также наличие повреждений, не позволяющих однозначно истолковать их содержание;

– отсутствие подписи заявителя в заявлении о кадастровом учете объекта или государственной регистрации прав.

В настоящее время заявление о государственной регистрации прав может быть возвращено, в том числе:

– если в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах отсутствует информация об уплате госпошлины и не представлен документ, подтверждающий ее уплату;

– в ЕГРП имеется запись о невозможности регистрации перехода, ограничения права и обременения недвижимости без личного участия собственника или его законного представителя.

Указанные основания включены и в новый Закон, при этом уточнен срок отсутствия информации об уплате госпошлины – пять дней с момента подачи заявления.

Согласно новому Закону общий срок осуществления учета объекта недвижимости в кадастре и государственной регистрации прав сокращен.

При подаче документов в Росреестр он составит:

– 5 рабочих дней – для кадастрового учета;

– 10 рабочих дней – в случае одновременного проведения учета и государственной регистрации;

– 7 рабочих дней – для государственной регистрации прав.

Если документы будут представляться через МФЦ, то сроки проведения кадастрового учета и государственной регистрации прав увеличиваются на два рабочих дня.

В настоящее время общий срок осуществления как учета объекта недвижимости в кадастре, так и государственной регистрации прав на него составляет 10 рабочих дней для каждой процедуры. При одновременной подаче документов для проведения кадастрового учета и государственной регистрации срок государственной регистрации прав исчисляется со дня внесения сведений в кадастр недвижимости, т.е. максимальный срок составляет 20 рабочих дней.

Новым Законом сохранен только срок (5 рабочих дней), установленный для государственной регистрации ипотеки жилых помещений.

Следовательно, государственная регистрация ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений будет осуществляться в общий срок (7 рабочих дней) при условии представления документов в Росреестр. Однако он сократится до пяти рабочих дней, если государственная регистрация будет проводиться на основании нотариально удостоверенного договора ипотеки или нотариально заверенного договора, который влечет возникновение ипотеки в силу закона (например, договора купли-продажи недвижимости за счет кредитных средств банка).

На сегодняшний день срок государственной регистрации ипотеки земельных участков, зданий, сооружений, нежилых помещений составляет 15 рабочих дней, а ипотеки жилых помещений - 5 рабочих дней.

В новом Законе содержится подробный перечень оснований, по которым кадастровый учет и государственная регистрация могут быть приостановлены. По сравнению с действующими основаниями этот список значительно увеличен (в нем перечислено 51 основание).

Согласно действующему Закону о регистрации причинами приостановления, в частности, являются сомнения государственного регистратора в наличии оснований для проведения государственной регистрации прав, в подлинности документов или достоверности приведенных в них сведений.

Перечисленные в новом Законе основания приостановления определили пределы проведения правовой экспертизы, которая осуществляется только на предмет наличия или отсутствия оснований приостановления или отказа в кадастровом учете или государственной регистрации прав. Следовательно, если указанные основания отсутствуют, кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав приостановлены быть не могут.

Если в течение срока приостановления не устранены причины, послужившие основанием для приостановления, в проведении кадастрового учета и государственной регистрации будет отказано.

Новый Закон установил более продолжительные сроки приостановления государственной регистрации. Срок приостановления кадастрового учета не изменился. При этом предусмотрен срок его приостановления в заявительном порядке. Так, сроки приостановления учета объектов и государственной регистрации составят:

– три месяца – по решению государственного регистратора (за исключением отдельных оснований, для которых предусмотрены иные сроки приостановления);

– шесть месяцев – по инициативе заявителя. При этом в Законе уточнено, что по заявлению приостановление возможно только один раз.

В настоящее время государственная регистрация прав по решению государственного регистратора может быть приостановлена на один месяц, а по инициативе заявителя  на три месяца.

Согласно новому Закону кадастровый учет, государственная регистрация возникновения и перехода права будут подтверждаться выпиской из ЕГРН, а государственная регистрация договора или иной сделки – специальной регистрационной надписью на документе, выражающей содержание сделки. Удостоверение проведенного учета и государственной регистрации прав свидетельством новым Законом не предусмотрено.

На данный момент государственная регистрация прав удостоверяется в том числе и свидетельством о государственной регистрации права, которое выдается в виде бумажного документа.

Закон предусматривает, что сведения в ЕГРН будут вноситься в том числе в порядке межведомственного взаимодействия. Обязанность направлять необходимые для учета и государственной регистрации документы в таком порядке установлена для органов государственной власти, органов местного самоуправления, судов и нотариусов при принятии ими решений (актов). Например:

– органы государственной власти и органы местного самоуправления должны направить документы, если ими принято решение об утверждении результатов государственной кадастровой оценки объектов недвижимости, установлении или изменении разрешенного использования земельного участка, отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую;

– Федеральная миграционная служба РФ – информацию об изменении сведений о физическом лице (гражданине);

– Федеральная налоговая служба РФ – информацию об изменении сведений об организациях и индивидуальных предпринимателях;

– суды или уполномоченные органы, наложившие арест, – заверенную копию такого акта;

– нотариусы – сведения о выдаче свидетельства о праве на наследство.

При поступлении документов (содержащихся в них сведений) в порядке межведомственного взаимодействия Росреестр вносит на их основании сведения в ЕГРН (за исключением случаев, когда их внести невозможно) и уведомляет правообладателя о внесении.

Согласно Закону ответственность за действия (бездействие) при проведении кадастрового учета и государственной регистрации распределена между Росреестром, государственным регистратором и другими лицами. Так, государственный регистратор несет ответственность за несоответствие внесенных им в ЕГРН сведений тем сведениям, которые содержатся в представленных документах (за исключением данных, внесенных из других информационных ресурсов), за необоснованное приостановление и отказ в кадастровом учете или государственной регистрации прав или уклонение от их проведения.

Росреестр несет ответственность за ненадлежащее исполнение своих полномочий, в том числе за утрату и искажение сведений, которые содержатся в ЕГРН, полноту и достоверность предоставляемых сведений, незаконный отказ в кадастровом учете или государственной регистрации прав, установленный вступившим в законную силу решением суда. При этом предусмотрены случаи, когда Росреестр имеет право регрессного требования к органам и лицам, по вине которых допущены нарушения.

Компенсация за жилое помещение – единственное пригодное для постоянного проживания – выплачивается однократно собственнику, который по независящим от него причинам не вправе истребовать его от добросовестного приобретателя, а также добросовестному приобретателю, от которого оно было истребовано. Согласно Закону условием ее выплаты является невозможность получить от третьих лиц возмещение, установленное вступившим в законную силу решением суда, по причине прекращения взыскания по исполнительному документу, например, в связи с внесением записи об исключении должника-организации из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ).

Положение Закона о компенсации за утрату права, зарегистрированного в ЕГРН, вступает в силу с 01.01.2020.

Александр Князев,

главный специалист-эксперт

отдела регистрации прав

Управления Росреестра

по Омской области,

государственный регистратор. 

rosreestr.ru

Единый закон (218-ФЗ)

С 1 января 2017 года вступают в силу основные положения закона, который предусматривает создание Единого реестра недвижимости и единой учетно-регистрационной системы. В состав Единого реестра недвижимости войдут сведения, содержащиеся в настоящее время в кадастре недвижимости и реестре прав.

Создание Единого реестра недвижимости позволит обеспечить одновременную подачу заявлений на кадастровый учет и регистрацию прав, что сэкономит время граждан и сделает операции с недвижимостью более удобными.

УДОБСТВО. Документы на регистрацию прав и кадастровый учет объектов недвижимости можно будет сдавать в любом офисе приема-выдачи документов, и неважно, где ваш объект расположен. Для этого можно будет обратиться в любой удобный офис Росреестра, кадастровой палаты или в офис МФЦ. Услугу также можно получить, как и раньше, в электронном виде, то есть не выходя из дома.

Если у вас нет времени забрать документы после проведения регистрации права собственности, вам могут их доставить. Для этого необходимо при подаче заявления указать способ получения «курьерская доставка» (услуга платная).

СРОКИ. В регистрирующий орган нужно будет обратиться один раз, и одновременно будут выполнены и кадастровый учет, и регистрация прав, а сроки подготовки документов сократятся до 10 дней. Если заявитель захочет получить одну из услуг Росреестра, то на регистрацию прав уйдет не более 7 дней, а на постановку на кадастровый учет – не более 5 дней. Если документы подаются через МФЦ, то сроки проведения кадастрового учета и регистрации прав увеличиваются на два рабочих дня.

Сведения из Единого реестра недвижимости также будут предоставляться быстрее. Выписку об объекте недвижимости можно получить в течение трех дней вместо пяти, как было раньше.

БЕЗОПАСНОСТЬ. Все записи Единого реестра недвижимости будут храниться в надежной электронной базе данных, многократное резервное копирование которой и высокая степень безопасности повысят защиту сведений. Таким образом Росреестр укрепит гарантии зарегистрированных прав, минимизирует угрозу мошенничества и снизит для граждан и предпринимателей риски операций на рынке недвижимости.

ТОЧНОСТЬ. Специалисты Росреестра и Федеральной кадастровой палаты сопоставляли и дополняли сведения кадастра недвижимости и реестра прав, устраняли выявляемые ошибки и противоречия. В настоящее время сведения об объектах недвижимости стали более точными и полными.

Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О государственной регистрации недвижимости»

ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ

Статья 12. Кадастровые карты Статья 22. Требования к межевому плану Статья 23. Требования к акту обследования Статья 24. Требования к техническому плану

kadastr.ru

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона / КонсультантПлюс

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением кадастровой деятельности, деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (далее - кадастровые отношения).

(часть 1 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2 - 3. Утратили силу с 1 января 2017 года. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает лицо, указанное в статье 29 настоящего Федерального закона (далее - кадастровый инженер).

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2015 N 452-ФЗ, от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Кадастровые работы выполняются в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (далее также - объекты недвижимости), частей земельных участков, зданий, сооружений, помещений, а также иных объектов недвижимости, подлежащих в соответствии с федеральным законом кадастровому учету.

(часть 4.1 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4.2. В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), координаты характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства, осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка. В случае, установленном настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами может быть дополнительно установлено местоположение здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке посредством пространственного описания конструктивных элементов здания, сооружения или объекта незавершенного строительства, в том числе с учетом высоты или глубины таких конструктивных элементов.

(часть 4.2 введена Федеральным законом от 30.12.2015 N 452-ФЗ)

5 - 7. Утратили силу с 1 января 2017 года. - Федеральный закон от 03.07.2016 N 361-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

Открыть полный текст документа

www.consultant.ru

Основные нюансы ФЗ № 221 «О государственном кадастре недвижимости»

ФЗ о государственном кадастре недвижимости регулирует вопросы кадастра, ведения учёта и осуществления необходимой деятельности для этого. №221 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», редакция которого имела ряд изменений, на сегодняшний день приобрёл наименование ФЗ «О кадастровой деятельности». Вопросы Росреестра, инженеров и их объединений, учёта и правомочий сторон — всё это определяет закон о государственном кадастре недвижимости. Существовал и ФЗ о государственном земельном кадастре, утративший свою силу в 2008 году и не получивший своего дальнейшего развития.

Общие положения

Несмотря на то, что раньше существовал федеральный закон о государственном земельном кадастре, его положений было недостаточно и требовалось полное регулирование всех направлений деятельности по кадастру. Поэтому в 2007 году был принят новый акт законодательства, а именно ФЗ «О кадастровой деятельности», который действует по настоящее время с изменениями, принятыми за несколько лет его существования.

Существенное изменение рассматриваемого акта касалось учёта, порядок которого устанавливается отдельным законом №218, а дополняется ФЗ 2013 года №250.

Начиная с 1996 года, законодательство претерпело большое количество изменений. Например, статья 28 ФЗ о государственном земельном кадастре, как и сам ГЗК, в итоге потеряла свою силу. Однако данный акт, действовавший до 2008 года, вовсе выпал из нормативной базы. Говоря о действующем законе, статьёй 38 затрагивались важные вопросы кадастровой деятельности, которая в итоге также перестала иметь силу. Важность любой нормы определяется ещё и тем, что каждая отдельная статья уделяет внимание конкретному моменту всего процесса, например, статья 39 вышеуказанного акта помогает определить порядок согласования границ. Всё это демонстрирует непостоянство кадастрового законодательства.

Говоря непосредственно о таком ФЗ, который регулирует кадастровую деятельность, то он на сегодняшний день выступает основным источником нормативной базы.

Данный акт включает в себя несколько глав:

  1. Общие положения. Здесь фиксируется сама суть отношений, которые попадают под регулирование закона в сфере кадастра. Отдельно говорится о предмете, органах, занимающихся рассматриваемой деятельностью, и правовых основах в целом.
  2. Ведение государственного кадастра недвижимости. ГКН выпал из-под регулирования данного акта, так как пятнадцать статей этой главы утратили силу.
  3. Порядок кадастрового учёта. Эта часть закона также практически полностью утратила силу, так как был принят новый ФЗ, регулирующий все вопросы ведения учёта. На сегодняшний день остался один действующий вариант статьи рассматриваемой главы. Норма, определяющая возможность обжаловать решения, которые были приняты органом власти по вопросам учёта недвижимости — ст. 26.1.
  4. Кадастровая деятельность. Данным вопросам уделяется больше всего внимания со стороны законодателя. Подробно рассказывается о субъектах и объектах деятельности, формах и видах работ. Кроме того, закон включает в себя дополнительную главу 4.1, которая подробно рассказывает о специфике кадастровых работ.
  5. Заключительные положения. Здесь речь идёт о вступлении в силу самого закона, возможности его реализации и обеспечении этого со стороны общества и государства.

Все отношения, которые выпали из-под регулирования рассматриваемого закона, были отнесены к законам о ведении учёта.

В последнем варианте редакция закона, уделяющего внимание ведению учёта имущества, будет применяться только к тем отношениям, что возникли после 1 января 2017 года.

 Определяя порядок регулирования деятельности кадастра, независимо от того, кто является субъектом, государственный орган или гражданин, необходимо обращаться к трём основным законам: о кадастровой деятельности, о государственной регистрации недвижимости и о внесении изменений и дополнений в закон №221. В зависимости от специфики отношений может понадобиться дополнительное урегулирование, а именно применение норм гражданского закона.

Отдельное место в правовом регулировании занимает градостроительное законодательство, которое имеет хоть и косвенное, но отношение к кадастровой деятельности. Если необходимо получить сведения и поставить на учёт только земельный надел, то тема строительства волновать собственников не должна, однако когда в планах возведение домов и иных построек общего и личного пользования, то следует помнить обо всех ограничениях, предусмотренных Градостроительным кодексом.

Кадастровая деятельность

Деятельность, которая осуществляется органами власти в сфере кадастра, представляет собой комплекс мероприятий, направленных на исследование недвижимости и определение всех её характеристик для дальнейшей постановки имущества на учёт и формирования кадастровой документации. Следует помнить о том, что все действия точно установлены законом. Требования предъявляются не только к участникам процесса, но к самим объектам, что и проверяется в ходе кадастровой деятельности.

Кадастровая деятельность может быть реализована исключительно специалистами – инженерами.

Заявитель выступает первой стороной рассматриваемой деятельности, это может быть гражданин или организация, которым требуется исследование недвижимости и постановка ее на учёт. Вторая сторона – инженеры, специализирующиеся на кадастровых работах. Именно к ним закон и предъявляет основные требования.

Первое и главное из них – вступление в саморегулируемую организацию, для чего необходимо соблюдение следующих условий:
  1. Обязательно оформление гражданства России.
  2. Высшее образование. Допускается как бакалавриат, так и магистратура. Направление подготовки может быть любым из установленного министерством экономического развития перечня.
  3. Опыт работы. Необходимо проработать не менее двух лет на должности помощника инженера.
  4. Сдача специального экзамена, связанного с проверкой теоретических знаний о кадастровом деле.
  5. Отсутствие дисциплинарных взысканий, предусмотренных при нарушении кадастрового законодательства.
  6. Отсутствие судимостей, которые не были сняты или погашены, но только за преступление, совершённое умышленно.
  7. Отсутствие ограничений, предусматриваемых законодательством.
  8. Предоставление договора, который подтверждает наличие страхования гражданской ответственности специалиста.

Отдельно следует уделять внимание стажировке. Согласно части 9 ст. 29 ФЗ №211, за ней должен происходить постоянный контроль со стороны руководителя саморегулируемой организации.

Наличие саморегулируемой организации и членство в ней — это обязательное условие, которое действует в случае выбора подобного варианта деятельности. Однако инженер не всегда обременяется подобным обязательством. Организация позволяет создать условия для обеспечения деятельности специалиста, но пользоваться этим инженер не обязан.

Именно поэтому закон устанавливает две формы деятельности кадастровой направленности:
  1. Индивидуальное предпринимательство. Для этого достаточно пройти регистрацию и получить статус ИП с определением такого вида работ, как кадастровый.
  2. Членство в саморегулируемой организации. Здесь достаточно заключить трудовой договор.

Иные варианты не допускаются. Без регистрационного оформления осуществлять кадастровые мероприятия нельзя.

В целях координации и взаимодействия инженеров обязательно ведутся реестры, включающие сведения о каждом специалисте, независимо от формы осуществления деятельности.

Помимо контроля над кадастровой работой со стороны организаций и объединений, осуществляется также государственный надзор. На это уполномочен госорган, действующий в сфере кадастра, в том числе реализующий процесс формирования реестра и ведения учёта имущества. Такой орган может подать иск в арбитражный суд, потребовать исключить инженера из организации, возбудить административное производство или применить иные меры воздействия в случае выявления нарушений законодательства.

Кадастровые работы

ФЗ №221 устанавливает отличия кадастровой деятельности от непосредственно осуществляемых работ данной сферы. Кадастровые работы – мероприятия, направленные на исследование зданий, сооружений, наделов и иных объектов. То есть данное понятие более узкое по сравнению со всей деятельностью. Однако между ними прослеживается прямая связь, так как именно за счёт кадастровых работ добываются те сведения, что позволяют вести учёт и регистрировать имущество, что, в свою очередь, также выступает частью деятельности кадастрового характера.

Рассматриваемые работы всегда осуществляются одновременно на территории одного кадастрового квартала и в отношении всех имеющихся там объектов.

После проведения кадастровых мероприятий всегда определяется какой-то результат.

Он может выражаться любым из следующих вариантов:
  • определяются границы и их точное местоположение;
  • определяется расположение и факт наличия на участке каких-либо строений;
  • образуются наделы для дальнейшего строительства и общего пользования;
  • выявляются сведения, которые позволяют устранить допущенные ошибки в реестре.

Проводиться такие работы могут только специалистами, сдавшими экзамен и имеющими высшее образование.

Отдельно следует сказать о том, кто именно заказывает кадастровые работы. Несмотря на то что они нередко требуются именно гражданам, такое мероприятие считается государственным, а значит инициируется органами власти, поэтому только муниципалитет может направить заявку специалистам и подтвердить необходимость кадастровых работ. Кроме того, подобная деятельность всегда финансируется за счёт денег бюджета в субъекте или муниципальном образовании, в котором ежегодно определяется сумма средств только на кадастровые работы. Соответственно, исполнять работы может также исключительный субъект – кадастровый инженер.

Инженеры, которые назначаются на работу, имеют определённую долю независимости, так как граждане не вправе вмешиваться в их деятельность и препятствовать ей. Это связано с тем, что такие работы устанавливают сведения, которые обязательно должны быть у каждого объекта недвижимости: границы, разметка, площадь, наличие строения на участке, их характеристика и так далее. Всё это вносится в реестры, что позволяет вести учёт и формировать техническую документацию имущества.

Любые кадастровые работы должны подкрепляться контрактом на их выполнение, который заключается между органом власти и исполняющей организацией или ИП.

 Кадастровые мероприятия предполагают большой перечень действий, к которым относят следующее:

  1. Составление планов, схем и карт местности.
  2. Размещение межевых знаков, определяющих границы.
  3. Определение координат участков, внесение пометок в техническую документацию.
  4. Согласование и утверждение сформированных планов, карт и схем.
  5. Сбор документов, содержащих необходимые сведения для дальнейшей работы и учёта имущества.
  6. Передача заявлений о постановке на учёт адресов определённых территорий и построек на них.
  7. Уведомление всех заинтересованных лиц, а именно полноправных владельцев недвижимости о начале кадастровых работ.
  8. Подготовка и непосредственная передача всех схем, планов и карт заказчику, а именно местному органу власти.
  9. Участие в согласовании планов и схем за счёт формирования специальной комиссии.

Все вышеперечисленные действия могут выполняться только в строго установленном порядке, который регламентируется как законом о кадастровой деятельности, так и градостроительным законом.

Важным моментом согласно ФЗ №221 является оповещение о том, что работы начались. Это прямая обязанность исполнителя. Причём необходимо не только уведомить орган власти, выступающий заказчиком работ, но и разместить сведения на официальном сайте организации инженеров, направить данные в средства массовой информации. Кроме того, обязательно оповещается орган, который впоследствии будет осуществлять регистрацию права на тот или иной исследуемый объект.

Кадастровый учёт

Регистрация объектов, которые находятся в собственности у тех или иных лиц, предполагает внесение конкретно-определённых сведений в общий реестр. То есть учёт по кадастру – это внесение, ведение, изменение и исключение данных из единого реестра недвижимости, которое осуществляется за счёт проведения специальных работ кадастровыми инженерами. Регистрация и учёт всегда являются частями кадастровой деятельности в целом, но не всегда одно предполагает другое.

Постановка объекта на учёт возможна только по заявлению, исключениями могут быть лишь те случаи, которые прямо указаны в законе.

Важно в первую очередь учитывать основания, по которым регистрация имущества может производиться.

К ним закон относит:
  • акты о регистрации, исходящие от органов власти;
  • соглашения, подтверждающие заключение сделки с недвижимостью;
  • акты, устанавливающие факт приватизации имущества;
  • судебное решение;
  • свидетельство о вступлении в наследство;
  • наличие актов межевания и обследования объектов и территорий;
  • создание или прекращение существования объекта, изменение его характеристик;
  • возникновение или прекращение прав на имущество;
  • выявление ошибок в сведениях об объекте.

Безосновательное изменение или исключение сведений из реестра не допускается как по заявлению собственника, так и по решению органа власти.

Говоря о заявителях, то есть инициаторах регистрации права, то к ним могут относиться граждане, которые выступают собственниками либо самого объекта, либо объекта, который не был достроен, либо того, что должен быть преобразован в новый объект. Заявление может подать и сам инженер, но только при наличии определённых законом условий. Орган власти имеет возможность направить заявление о регистрации, если объект связан с работой по разработке ядерного оружия, материалов атомной энергетики или иных военных объектов.

Чаще всего регистрация сопровождается постановкой на учёт, однако выделяют и такие случаи, когда право зарегистрировано, но ведение учёта не начато.

Такое возможно при наличии заявления от следующих субъектов:

  1. Лица, у которых возникает право на имущество, но при этом существует ряд ограничений и обременений.
  2. Лица, которые заключают соглашение, а после регистрируют его вместе с правом и всеми обременениями.
  3. Лица, владеющие имуществом, что подтверждается сведениями в реестре, если такие объекты регистрировались до принятия закона №122 о государственной регистрации недвижимости.
  4. Нотариусы, на основании ранее заключённой и нотариально заверенной сделки.
В остальных случаях регистрация сопровождается внесением сведений в реестр, а значит, постановкой имущества на учёт в службе кадастра.

При регистрации прав, а также всех сопутствующих обременений, взимается государственная пошлина. Для граждан она составляет две тысячи рублей, для организаций – двадцать две тысячи рублей.

 Сроки, в течение которых регистрирующий орган должен оформить право лица, различны и зависят от того, какое заявление поступает. Если необходимо зарегистрировать право без постановки на учёт, то период определяется в семь дней, а если это многофункциональные центры, то девять дней. Когда необходимо также осуществить постановку на учёт, то сроки увеличивают до десяти и двенадцати дней, соответственно. Если регистрация проходит по решению суда или заявлению органа власти, то сроки будут снижены и составят пять и три рабочих дня, соответственно. Регистрация имущества оформляется только той датой, когда были внесены сведения непосредственно в реестр недвижимости, то есть когда был начат учёт. Различие периодов времени не допускается.

Таким образом, ФЗ №221, который регулирует вопросы деятельности кадастрового характера, охватывает практически каждый аспект подобных мероприятий, за исключением непосредственного ведения учёта имущества. При этом данный акт отсылает и к другим законам, в том числе тому, что предусматривает регулирование вопросов регистрации и учёта недвижимости. Соответственно, при решении кадастровых вопросов, организации деятельности, постановки и ведении учёта, обращении в органы власти всегда следует принимать во внимание каждый законодательный акт, принятый в рассматриваемой области отношений.

zhiloepravo.com


Смотрите также