Требования сро с 1 июля


НОСТРОЙ начинает вести Национальный реестр специалистов и руководителей в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования c 1 июля 2017 года

10 апреля 2017 г.

С 1 июля 2017 года в России начинает работать Национальный реестр специалистов и руководителей в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования (НРС). Он создается для исполнения требований, содержащихся в статье 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции ФЗ № 372 от 3 июля 2016 года).

Национальный реестр специалистов – это информационная система, включающая данные обо всех квалифицированных специалистах (руководителях, главных инженерах), которые несут ответственность за организацию строительного производства при проведении строительных и проектировочных работ, выполнении инженерных изысканий. Реестр общедоступный – с момента запуска любой пользователь сети Интернет сможет найти его на официальном сайте НОСТРОЙ: www.nostroy.ru.

В инфографике приведена основная информация о порядке создания и ведения Национального реестра специалистов в рамках реформы строительного саморегулирвоания.

Зачем и кому необходимо подавать сведения о специалистах в НРС с 1 июля?

С 1 июля 2017 года, чтобы быть членом саморегулируемой организации в сферах строительства, проектирования или проведения инженерных изысканий, всем компаниям будет необходимо иметь в штате минимум 2 специалистов, включенных в Национальный реестр специалистов и руководителей в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования. Если в организации нет специалистов, данные о которых содержатся в НРС, ее не примут в СРО, а если она уже вступила в нее, членство будет приостановлено.

Помимо этого наличие сведений о специалистах в НРС будет необходимо и для участия строительных организаций в госзакупках и тендерах. В связи с введением с 1 июля 2017 года дополнительной ответственности для саморегулируемых организаций при выполнении государственных заказов в конкурсные заявки будет включаться дополнительная информация, которую будут проверять по НРС. Если информация окажется недостоверной, то организация попадает в список недобросовестных исполнителей, поставщиков или подрядчиков и больше не сможет принимать участие в выборе исполнителей госзаказов на конкурсной основе.

Какие сведения включаются в национальный реестр специалистов?

  • ФИО специалиста.
  • Вид осуществляемых специалистом работ: организация выполнения работ в области инженерных изысканий или подготовки проектных документов.
  • Дата, когда было принято решение внести сведения о специалисте в НРС или исключить их из реестра.

Требования к специалистам для включения в НРС

  • высшее образование по строительной специальности;
  • не менее 3 лет стажа работы на должности инженера в организации, которая занимается проведением инженерных изысканий и подготовкой проектных документов;
  • общий трудовой стаж по строительной специальности не менее 10 лет;
  • актуальное удостоверение о повышении квалификации по профильному направлению (документ действует 5 лет);
  • для иностранных специалистов – разрешение на работу.
  • отсутствие неснятой или непогашенной судимости за умышленное правонарушение.

Требования к руководителям для включения в НРС

  • высшее образование по строительной специальности;
  • не менее 5 лет стажа работы в организации, которая занимается проведением инженерных изысканий и подготовкой проектных документов;
  • отсутствие неснятой или непогашенной судимости за умышленное правонарушение.

Как подать сведения в Национальный реестр специалистов?

Руководители и специалисты строительной отрасли имеют право подать заявление и документы на включение сведений о них в НРС непосредственно в Объединение (Ассоциацию СРО «Общероссийская негосударственная некоммерческая организация – общероссийское межотраслевое объединение работодателей «Национальное объединение саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации») или воспользоваться услугами Операторов по передаче сведений в реестр, в качестве которых выступают получившие соответствующий статус СРО.

Заявление на включение сведений о руководителе или специалисте в НРС заполняется по форме, приведенной в Приложении 1 к «Регламенту о порядке создания, эксплуатации и ведении Национального реестра специалистов и руководителей в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования».

В заявлении указываются следующие данные:

  • ФИО и адрес постоянного места жительства специалиста (руководителя);
  • вид осуществляемых специалистом работ в области подготовки проектных документов и выполнения инженерных изысканий.

Заявление оформляется на русском языке от руки или с помощью технических средств. В документе не допускается наличие исправлений.

К заявлению необходимо приложить следующие документы:

  • документы об образовании: копию диплома об окончании вуза или диплом об окончании курсов профессиональной переподготовки;
  • документы, подтверждающие наличие стажа в организации, которая занимается проведением инженерных изысканий и подготовкой проектных документов: заверенную работодателем или нотариусом копию трудовой книжки, копии трудовых контрактов (договоров) выписку из послужного списка или личного дела, заверенную организацией, осуществляющей хранение личных дел, архивную справку;
  • документы, подтверждающие, что специалист проходит повышение квалификации по профилю работы не реже 1 раза в 5 лет (копию действующего удостоверения или свидетельства);
  • справки об отсутствии судимости и фактов уголовного преследования или справку о прекращении уголовного преследования.

Если заявитель является иностранным гражданином, ему также потребуется копия разрешения на работу в Российской Федерации. Все документы гражданина другой страны должны быть переведены на русский язык.

Заявление и пакет прилагаемых к нему документов подаются заявителем в Объединение или Оператору лично, по почте или по e-mail.

Порядок рассмотрения заявления и принятия решения о включении/невключении данных о специалисте/руководителе в НРС

Поданные претендентом на включение в Национальный реестр специалистов заявление и документы проверяются на:

  • соблюдение требований, которые предъявляются к оформлению заявления;
  • полноту пакета документов, подтверждающих стаж, образование и регулярное повышение квалификации;
  • наличие на копиях документов отметок об их подлинности (заверения работодателем или нотариусом);
  • соответствие копий документов оригиналам.

Если в документах выявлены какие-либо несоответствия требованиям, их возвращают заявителю в течение 5 рабочих дней с момента подачи.

Решение о включении/невключении данных о специалисте или руководителей в НРС принимается в срок до 14 рабочих дней со дня подачи заявления и пакета документов. Заявитель оповещается о принятом решении тем же способом, каким подавал документы: лично, заказным письмом по почте или по e-mail. Если оно отрицательное, претенденту на включение в НРС сообщают о причинах отказа.

Сведения о специалисте или руководителе включаются в НРС в течение 1 дня с момента принятия положительного решения по итогам рассмотрения заявления и пакета документов.

Кому могут отказать во включении в НРС?

Отказ во включении в реестр получают руководители и специалисты, которые:

  • не соответствуют требованиям, которые предъявляются к лицам, претендующим на включении в НРС;
  • предоставляют документы с недостоверными сведениями;
  • имеют непогашенную или неснятую судимость;
  • были исключены из НРС менее чем 2 или 3 года назад (в зависимости от причин исключения).

Как изменить сведения, внесенные в Национальный реестр специалистов?

Если какие-либо сведения о руководителе или специалисте, включенные в НРС изменились, необходимо заказным письмом или по электронной почте уведомить об этом Объединение в течение 14 дней с момента изменений. Изменения должны подтверждаться документами. Данные будут изменены в том же порядке, в котором осуществляется первичное включение сведений о руководителе или специалисте в реестр.

Когда сведения о специалисте исключаются из НРС?

  • при поступлении в Объединение заявления лица на добровольное исключение сведений о нем из реестра;
  • в случае смерти физического лица;
  • в случае допущения специалистом/руководителем доказанных судом непрофессиональных действий, по результатам которых были осуществлены выплаты пострадавшей стороне из комфонда СРО;
  • в случае 2 и более привлечений лица к административной ответственности за правонарушения, связанные с его профессиональной деятельностью в области подготовки проектных документов и выполнения инженерных изысканий;
  • в случае включения работодателя руководителя/специалиста в реестр недобросовестных подрядчиков, поставщиков, исполнителей по вине данного лица, доказанной в судебном порядке;
  • при вступлении в силу судебного решения о привлечении лица к уголовной ответственности за умышленное правонарушение;
  • после окончания действия разрешения на работу в РФ иностранного гражданина.

ООО ЦЛС «Проэксперт» поможет подготовиться к включению руководителей и специалистов организации в НРС – получить диплом о профессиональной переподготовке или удостоверение о повышении квалификации. За консультацией обращайтесь к нашим менеджерам.

www.sro-licence.ru

Изменения в законодательстве: каким требованиям должны соответствовать специалисты с 1 июля 2017 года?

25.01.2017

С 1 июля в действие вступит ряд требований к специалистам в сферах строительства, проектирования и инженерных изысканий в области саморегулирования – им потребуется пройти квалификационную аттестацию и попасть в Национальный реестр специалистов. При этом в реестре должно быть представлено не менее 2-х сотрудников от одной компании.

Новый Федеральный закон № 372-ФЗ принес немало реформ, среди которых можно отметить и формирование дополнительного компенсационного фонда, и региональный принцип саморегулирования. Ряд изменений, принятых в ФЗ, был внесен в нормативные акты в области саморегулирования. В перечне изменений числится и создание реестра специалистов – таким образом, все специалисты, которые числятся в штате компаний – членов СРО, должны быть внесены в состав реестра.

Согласно нормам нового законопроекта, с 1 июля в действие вступают другие правила обеспечения выполнения работ по договорам, заключаемым с застройщиками, техническими заказчиками в сфере строительства. Так, реализация деятельности по договорам стройподряда будет возможна только при участии специалистов по вопросам организации строительства.

К таким лицам на данный момент относятся главные инженеры проектов. Выполнение таких договоров может быть осуществлено только компаниями, организациями и индивидуальными предпринимателями.

Ведение Национальных реестров специалистов является довольно распространенной практикой в европейских странах. Наиболее часто перед специалистами, в частности – перед инженерами, в таких случаях ставят 2 условия: сдача аттестационных экзаменов на профпригодность и пребывание в составе Национального реестра.

В новом законопроекте об этом указывается минимум информации. Так, на нацобъединения теперь возлагается обязанность по ведению Национального реестра специалистов и размещение в нем сведений об участниках в сфере строительства.

В п 6 ст. 555-1 ГрК РФ устанавливается минимум требований к специалистам по вопросам организации строительства для их приема в Нацреестр:

  • необходимо иметь высшее профильное образование в области строительства;
  • необходимо иметь стаж работы инженером в общем количестве не меньше 3 лет. Специалист должен получать необходимое количество опыта в компаниях, осуществляющих свою деятельность в строительстве;
  • трудовой стаж по профильной специальности должен составлять не менее 10 лет;
  • специалист должен проходить курсы по повышению квалификационного уровня как минимум 1 раз в 5 лет;
  • если специалист является иностранцем, он должен дополнительно представить разрешение на работу.

Задачи и цели Национального реестра

На данный момент основная проблема новоиспеченного реестра – отсутствие четких и прозрачных механизмов по его ведению и контролю. С этим связаны активные обсуждения новой нормы в среде профессиональных строителей. К тому же, не следует исключать различные толкования нового ФЗ, что также ведет к возникновению разногласий.

Тем не менее, проблема вполне решаема – уже к марту текущего года Минстроем будет разработан специальный Приказ, призванный осветить ряд аспектов нового Закона с точки зрения законодателей.

Одновременно с этим уже ведется активная работа над разработкой регламентов по обеспечению четкой деятельности Национального реестра Национальным объединением строителей. К проекту привлечены руководители различных некоммерческих партнерств, муниципальные и государственные структуры, образовательные органы и множество опытных экспертов. Помимо этого, на плечах НОСТРОЙ лежит разработка квалификационных стандартов для специалистов по вопросам организации строительных процессов.

Национальный реестр был создан и внесен в законодательство не просто так. Его появление было вызвано острой необходимостью, заинтересованностью ряда лиц. В частности, к ним следует отнести непосредственных заказчиков строительных работ, государственные структуры, которые занимаются проведением торгов и госзакупок, и органы, осуществляющие государственный контроль в строительстве.

sro97.ru

Новые требования законодательства в сфере закупок строительных и проектно-изыскательских работ с 01.07.2017 г.: краткий обзор правовых проблем применения Закона №372-ФЗ в закупочной деятельности (44-ФЗ, 223-ФЗ, ПП РФ №615)

С 01.07.2017 г. вступил в силу федеральный закон от 03.07.2016 N 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – 372-ФЗ).

Данный закон внёс изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», касающихся изменений законодательства о саморегулируемых организациях (далее по тексту – СРО) в сфере строительства, архитектурно-строительного проектирования и инженерных изысканий.

При этом ряд положений этого закона напрямую  касается закупочной деятельности заказчиков, осуществляемой  в рамках  федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе  в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»  (далее – Закон № 44-ФЗ о контрактной системе, 44-ФЗ), федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ о закупках, 223-ФЗ)   и постановления  Правительства РФ от 01.07.2016 N 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядке осуществления закупок товаров, работ, услуг в целях выполнения функций специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах» (далее – ПП РФ № 615).

Большинство специалистов в сфере закупок уже, наверняка, слышали о данных изменениях законодательства РФ о СРО в сфере строительства и столкнулись с проблемами его применения.

Следует отметить, что в интернете в настоящее время содержится очень много информации о данной реформе СРО, которая в основном посвещена особенностям функционирования СРО в сфере строительства, архитектурно-строительного проектирования и инженерных изысканий, а также новым обязанностям СРО и их членов. При этом исключительно мало какой-либо практически полезной информации, касающейся практики применения новых требований законодательства в сфере закупок строительных и проектно-изыскательских работ с 01.07.2017 г. в рамках 44-ФЗ, 223-ФЗ и ПП РФ-615.

Между тем, данная реформа (372-ФЗ) создаёт значительное количество правовых проблем и потенциальных конфликтных ситуаций (споров) между заказчиками, уполномоченными органами, участниками закупок и контрольными органами в сфере закупок.

Настоящая статья подготовлена руководителем Центра консультаций в сфере закупок Балтийского тендерного центра, юристом-практиком Дон Виктором Викторовичем и представляет собой краткий обзор   проблем применения федерального закона от 03.07.2016 № 372-ФЗ при осуществлении закупок в рамках 44-ФЗ, 223-ФЗ и ПП РФ № 615.

Полную информацию о содержании проблем применения  372-ФЗ в сфере закупок, в том числе обоснование позиции автора по каждой из проблем, можно получить в августовском номере журнала «Государственные и муниципальные закупки» (информационный портал www.zakupki-portal.ru) либо в рамках вебинара, который  будет проводиться  21.07.2017 в 10:00 (организатор – АНО ДПО «БИРПП»).

Суть реформы законодательства о СРО в сфере строительства, архитектурно-строительного проектирования и инженерных изысканий применительно к сфере закупок в рамках 44-ФЗ, 223-ФЗ и ПП РФ № 615

1-Й   ПРАКТИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫЙ АСПЕКТ (ПОЛОЖЕНИЕ) РЕФОРМЫ: С 01.07.2017 Г.  ОТ УЧАСТНИКОВ ЗАКУПКИ НЕЛЬЗЯ ТРЕБОВАТЬ СВИДЕТЕЛЬСТВА СРО О ДОПУСКЕ К ОТДЕЛЬНЫМ ВИДАМ РАБОТ

С 01.07.2017 года при осуществлении закупок   работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, а также проектно-изыскательских работ заказчики в рамках 44-ФЗ, 223-ФЗ и ПП РФ № 615 не вправе требовать от участников таких закупок копию свидетельства СРО о допуске к соответствующим видам работ.

Право участника закупки – юридического лица или индивидуального предпринимателя выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по соответствующим договорам, заключаемым с заказчиками в рамках 44-ФЗ, 223-ФЗ, ПП РФ № 615, возникает у участника с момента вступления в саморегулируемую организацию (см. часть 1 статьи 55.8 ГрК РФ).

При этом  в  новой редакции Градостроительного кодекса РФ, действующей с 01.07.2017 г.,  отсутствует необходимость для участника закупки —  юридического лица или индивидуального предпринимателя иметь свидетельство СРО о допуске к отдельным видам работ,  предусмотренным приказом Минрегионразвития России  от 30.12.2009 № 624 «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства» (далее – приказ Минрегионразвития России № 624).

В отличие от ранее действовавшего законодательства РФ, членство в СРО в сфере строительства, архитектурно-строительного проектирования, инженерных изысканий требуется от участника закупки в рамках 44-ФЗ, 223-ФЗ и ПП РФ № 615   ВСЕГДА независимо от того влияют ли выполняемые работы на безопасность объекта капитального строительства или не влияют.

К исключениям из данного правила, когда от участника закупки в рамках 44-ФЗ, 223-ФЗ и ПП РФ № 615 не требуется обязательное членство в СРО относятся следующие случаи:

1-е исключение, когда не требуется членство в СРО:  договор на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, на выполнение работ по подготовке проектной документации, на выполнение инженерных изысканий заключается не с заказчиком в рамках 44-ФЗ, 223-ФЗ и ПП РФ № 615 (см. ч. 2 ст. 47, ч. 4 ст. 48, ч. 2 ст. 52 ГрК РФ). Например, договоры субподряда между генеральным подрядчиком, генеральным проектировщиком и субподрядчиками (соисполнителями).

2-е исключение, когда не требуется членство в СРО:   стоимость работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства по заключённому договору (контракту) не превышает 3 млн. рублей (см.  ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ).

3-е исключение, когда не требуется членство в СРО :  строительные работы не относятся к строительству, реконструкции, капитальному ремонту, а являются текущим ремонтом или техническим обслуживанием объекта капитального строительства (см. ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ).

Понятие «капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов)»приведено в пункте 14.2, а понятия «строительство» и «реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов)» содержатся в пунктах 13 и 14 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ.

В соответствии со статьёй 55.24 Градостроительного кодекса РФ эксплуатация построенного, реконструированного, введенного в эксплуатацию здания, сооружения должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.

Данные работы не относятся к строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства и не требуют для заключения договора (контракта) членства участника закупки в СРО.

4-е исключение, когда членство в СРО не требуется: Работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту не выполняются на объектах, не относящихся к объектам капитального строительства (см. ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ).

Понятие «объект капитального строительства» и его признаки приведены в пункте 10 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ.

5-е исключение, когда членство в СРО не требуется:  Членство в СРО не требуется для отдельных категорий юридических лиц, учреждённых публично-правовыми образованиями в случаях, перечисленных в   части 2.1 статьи 47, части 4.1 статьи 48, части 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ. 

2-Й   ПРАКТИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫЙ АСПЕКТ (ПОЛОЖЕНИЕ) РЕФОРМЫ: С 01.07.2017 Г. ДЕЙСТВУЕТ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП ЧЛЕНСТВА СРО В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА, РЕКОНСТРУКЦИИ, КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Это означает, что участник закупки – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства с 01.07.2017 г.  должны быть зарегистрированы в СРО субъекта Российской Федерации, в котором зарегистрирован данный участник закупки, как юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (см. п. 1 ч. 3 ст. 55.4 ГрК).

В случае невыполнения данного требования о перерегистрации в СРО в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по месту своего нахождения участник закупки подлежит исключению из членов действующей СРО (см. ч. 6, 7 ст. 3.3 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»).

Региональный принцип регистрации членов СРО — участников закупки не распространяется на проектно-изыскательские работы (действует только для сферы строительства).

3-Й   ПРАКТИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫЙ АСПЕКТ (ПОЛОЖЕНИЕ) РЕФОРМЫ: С 01.07.2017 Г.  ДЛЯ УЧАСТИЯ В КОНКУРЕНТЫХ ПРОЦЕДУРАХ ЗАКУПОК У СРО УЧАСТНИКА ЗАКУПКИ ДОЛЖЕН БЫТЬ СФОРМИРОВАН СПЕЦИАЛЬНЫЙ КОМПЕНСАЦИОННЫЙ ФОНД ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПО ДОГОВОРАМ (КОНТРАКТАМ), ЗАКЛЮЧЁННЫМ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ КОНКУРЕНТНЫХ ПРОЦЕДУР ЗАКУПОК

С 01.07.2017 г.  СРО в сфере строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, архитектурно-строительного проектирования, инженерных изысканий, его члены несут субсидиарную ответственность по договорам (контрактам), заключённым с заказчиками в рамках 44-ФЗ, 223-ФЗ и ПП РФ № 615 (статья 60.1 ГрК РФ) с использованием конкурентных способов заключения договоров (контрактов).

Размер субсидиарной ответственности СРО по таким договорам (контрактам) членов СРО установлен в пределах ¼ средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств по возмещению реального ущерба и штрафов (неустоек) за неисполнение договоров (контрактов), заключенных с помощью конкурентных способов.

В целях реализации данной субсидиарной ответственности СРО формирует такой компенсационный фонд обеспечения исполнения договорных обязательств до 01.07.2017 г. путем внесения взносов своих членов в размерах, установленных частями 11 и 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ в зависимости от уровня ответственности (стоимости обязательств) членов СРО.

Таблица 1: Размеры взносов в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств для членов СРО в области архитектурно-строительного проектирования или инженерных изысканий

Таблица 2: Размеры взносов в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств для членов СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства

При отсутствии у СРО участника закупки компенсационного фонда обеспечения исполнения договорных обязательств ему запрещается заключать договоры (контракты) с помощью конкурентных процедур закупок, то есть участвовать в конкурентных процедурах закупок в рамках 44-ФЗ, 223-ФЗ, ПП РФ № 615 (п. 1 ч. 3 ст. 55.8 ГрК РФ).

Также участнику закупки запрещается заключать новые договоры (контракты) с помощью конкурентных способов, если совокупный размер обязательств по договорам (контрактам), заключённым с помощью конкурентных способов, превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, то есть заявленный участником закупки уровень ответственности в своей СРО. 

В этом случае участник обязан самостоятельно увеличить размер внесенного им взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств до следующего уровня ответственности члена СРО либо он утрачивает право на заключение новых договоров (контрактов) с использованием конкурентных способов заключения договоров (контрактов) — см. п. 2 ч. 3, ч. 5, 6 ст. 55.8 ГрК РФ, по обязательствам, предусмотренным частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса, обязан вносить дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в порядке, установленном внутренними документами саморегулируемой организации.

4-Й   ПРАКТИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫЙ АСПЕКТ (ПОЛОЖЕНИЕ) РЕФОРМЫ: СРО, СФОРМИРОВАВШИЕ КОМПЕНСАЦИОННЫЙ ФОНД ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИСПОЛНЕНИЯ ДОГОВОРНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮТ МОНИТОРИНГ ДОГОВОРНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ СВОИХ ЧЛЕНОВ, А ТАКЖЕ НАДЕЛЕНЫ ПРАВОМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗАКУПОК И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНТЕРЕСОВ ЧЛЕНОВ СРО ПО ТРЕБОВАНИЯМ ЗАКАЗЧИКОВ

СРО самостоятельно осуществляют мониторинг договорных обязательств своих членов по договорам (контрактам), заключённым по результатам конкурентных процедур закупок с помощью реестров договоров, контрактов, заключённых заказчиками и размещённых в единой информационной системе в сфере закупок.

В случае выявления превышения уровня ответственности (совокупного размера обязательств) участника закупки, исходя из которого участником был внесён взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, СРО вправе выдать участнику обязательное для исполнения предупреждение о внесении дополнительного взноса в фонд до следующего уровня ответственности члена СРО.

В связи с тем, что СРО несёт субсидиарную ответственность по договорам (контрактам), заключённых членами СРО с использованием конкурентных способов, оно имеет право подавать иски и участвовать в качестве лица, участвующего в деле при рассмотрении судебных споров о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договорам (контрактам) своих членов.

Кроме того, СРО имеет право осуществлять общественный контроль в сфере закупок (ч. 11 ст. 55.13 ГрК РФ).

При формировании требований к участникам закупок строительных и проектно-изыскательских работ большинство заказчиков, уполномоченных органов в документации о закупке в том или ином виде воспроизводит положения части 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ.

Результатом этого является следующая или похожая ошибочная формулировка требований к участникам закупки:

Таблица 3: Пример формулировки требований к участникам закупки строительных работ из аукциона в рамках 44-ФЗ:

В указанной формулировке заказчиком допущены следующие типичные ошибки, которых необходимо избегать при формировании документации о закупке:

Ошибка № 1: Не учтены положения законодательства о дифференциации объектов капитального строительства с учётом их технической сложности и потенциальной опасности.

Согласно части 5 статьи 55.5 Градостроительного кодекса РФ Правительством РФ должны быть установлены минимальные требования к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов.

Такие требования реализованы путём издания постановления Правительства РФ от 11 мая 2017 г. № 559 «Об утверждении минимальных требований к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов» (далее по тексту — ПП РФ № 559), которое вступило в силу с 01.07.2017 г.

В результате требования к членам СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, архитектурно-строительного проектирования, инженерных изысканий дифференцируются с учетом технической сложности и потенциальной опасности   по категориям следующих объектов капитального строительства:

1. в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии);

2. в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии);

3. в отношении объектов использования атомной энергии.

Поэтому в документации о закупке заказчику недостаточно указать на наличие у члена саморегулируемой организации права соответственно выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а необходимо уточнить в отношении каких именно объектов капитального строительства:

— либо в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии);

— либо в отношении особо опасных, технически сложных и уникальных объектов капитального строительства (кроме объектов использования атомной энергии);

— либо в отношении объектов атомной энергии.

Дело в том, что согласно ПП РФ № 559 к членам СРО, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, установлены специальные минимальные требования, которые могут быть увеличены СРО.

Поэтому отсутствие конкретизации в документации о закупке, о том правом выполнения работ на каких именно объектах капитального строительства должен быть наделён участник закупки (на обычных или на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, объектах использования атомной энергии) является ненадлежащим установлением требований к участникам закупки.

Ошибка № 2: Не учтено, что участник закупки при необходимости увеличения размера внесенного им взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств до следующего уровня ответственности члена саморегулируемой организации по обязательствам имеет право самостоятельно внести указанный дополнительный взнос и только в случае невнесения данного взноса утрачивает право на заключение нового договора (контракта).

Как следует из содержания приведённой формулировки, заказчик полагает, что если в результате заключения договора (контракта) по результатам конкурентной процедуры закупки уровень ответственности участника закупки превысит уровень, исходя из которого был внесён взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств, то участник не соответствует требованиям действующего законодательства.

Пример:

Цена контракта на выполнение работ по строительству объекта, заключаемого по результатам аукциона, составляет 70 млн. рублей, что составляет 2 уровень ответственности члена СРО. Участником закупки до проведения данного аукциона был внесён взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в размере 200 000 рублей, что соответствует 1 уровню ответственности члена СРО (стоимость обязательств в пределах 60 млн. рублей).

Исходя из логики разработчика документации о закупке, данный участник не имеет права участвовать в закупке на основании пункта 2 части 3 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ.

Однако, данный вывод является ошибочным по следующим причинам:

Во-первых, он (вывод) прямо противоречит части 6 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой участник закупки не может заключать новые договоры с использованием конкурентных способов, если он не внесёт дополнительный взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств для повышения ответственности.

Во-вторых, комиссии по осуществлению закупок, рассматривающей заявку, никак не может быть известно исполнены участником закупки полностью или частично договорные обязательства по ранее заключенным договорам (контрактам) с использованием конкурентных процедур закупок.

Такая формулировка создаёт предпосылки для конфликтной ситуации с участником закупки и подачи обоснованной жалобы на действия заказчика, разработавшего и утвердившего документацию о закупке в подобном виде.

С учётом изложенного, представляется более правильной следующие формулировки документации:

Таблица 4: Пример предлагаемой формулировки требований к участникам закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства:

Таблица 5: Пример предлагаемой формулировки требований к участникам закупки на выполнение инженерных изысканий:

Таблица 6: Пример предлагаемой формулировки требований к участникам закупки на архитектурно-строительное проектирование:

Проблема №2: Какой документ с 01.07.2017 г.  подтверждает право участника закупки на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, архитектурно-строительному проектированию, инженерным изысканиям?

В связи с отменой с 01.07.2017 г. свидетельств СРО о допуске к определённому виду или видам работ многие специалисты по закупкам задаются вопросом о том, каким образом проверять соответствие участников закупок строительных и проектно-изыскательских работ новым требованиям.

Весьма популярной в настоящее время является точка зрения, что заменой свидетельства СРО является выписка из реестра членов саморегулируемой организации, которую участник закупки якобы должен предоставлять в составе своей заявки на участие в процедуре закупки.

Форма такой выписки из реестра членов СРО в настоящее время установлена приказом Ростехнадзора от 16.02.2017 № 58 «Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.03.2017 № 45921).

Если правомерность истребования данной выписки в рамках Закона № 223-ФЗ у автора вопросов не вызывает, то её истребование в рамках Закона № 44-ФЗ о контрактной системе автору настоящей статьи представляется неправомерным.

В силу прямого указания закона – части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ право на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту возникает с момента вступления в СРО. В день вступления в силу решения саморегулируемой организации о приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации саморегулируемая организация размещает такое решение на своем сайте в сети «Интернет», вносит в реестр членов саморегулируемой организации сведения о приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации, направляет в Национальное объединение саморегулируемых организаций, членом которого она является, уведомление о принятом решении.

Реестр членов СРО представляет собой общедоступный информационный ресурс, размещённый СРО в сети «Интернет» и содержащий систематизированную информацию о членах СРО, а также сведения о лицах, прекративших членство в СРО.

Помимо реестра членов СРО в Российской Федерации соответствующим Национальным объединением саморегулируемых организаций на основании пункта 8 части 8 статьи 55.20 Градостроительного кодекса РФ ведётся Единый реестр членов саморегулируемых организаций, утвержденный приказом Ростехнадзора от 25.03.2015 №114 «Об утверждении формы единого реестра членов саморегулируемых организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.04.2015 № 36736).

Единый реестр членов СРО Национального  объединения саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, и саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации (НОПРИЗ),  размещён в сети «Интернет» по адресу: http://nopriz.ru/nreesters/elektronnyy-reestr/

Единый реестр членов СРО  Национального объединения саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство (НОСТРОЙ) размещён в сети «Интернет» по адресу: http://reestr.nostroy.ru/reestr

Оба единых реестра содержат всю информацию о членах СРО, которые последние обязаны направлять в Национальное объединение саморегулируемых организаций, и являются доступными для ознакомления без взимания платы.

При этом в соответствии с частью 4 статьи 55.17 Градостроительного кодекса РФ выписка из реестра членов СРО не является обязательным документом для участника закупки – члена СРО, поскольку предоставляется только по запросу заинтересованного лица и имеет срок действия не более одного месяца.

В связи с этим правовая позиция заказчиков, уполномоченных органов, требующих у участника закупки указанную выписку из реестра членов СРО при проведении процедур закупок в рамках Закона № 44-ФЗ о контрактной системе представляется не основанной на законе.

С точки зрения автора настоящей статьи, желание заказчиков, уполномоченных органов требовать «бумажку» — выписку из реестра членов СРО   обусловлено не требованиями законодательства РФ о контрактной системе, а в большинстве случаев незнанием существования этих Единых реестров членов СРО Национальных объединений саморегулируемых организаций.

Между тем, проверка членов СРО установленным требованиям с помощью функционала Единого реестра членов СРО Национального объединения саморегулируемых организаций не представляет каких-либо объективных проблем для специалиста по закупкам.

Пошаговый алгоритм проверки:

ШАГ 1. Открываем с помощью любого браузера соответствующий Единый реестр членов СРО:

— единый реестр членов СРО НОСТРОЙ – см.: http://reestr.nostroy.ru/reestr ;

— единый реестр членов СРО НОПРИЗ – см: http://nopriz.ru/nreesters/elektronnyy-reestr/ .

ШАГ 2. Вводим данные участника закупки (примечание: проще всего поиск осуществлять по ИНН или ОГРН).

ШАГ 3. Получаем информацию о том членом какого СРО является участник.

ШАГ 4.  Смотрим информацию о размере взносов участника закупки в компенсационные фонды СРО.

На представленном скриншоте уважаемый читатель видит картину, которая наблюдается у большинства участников закупок строительных и проектно-изыскательских работ, в том числе и у крупных компаний, после 01.07.2017 г.:

— размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда – 0 рублей;

— размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств – 0 рублей.

При наличии таких данных в Едином реестре членов СРО Национального объединения саморегулируемых организаций никакая выписка из реестра членов СРО не освобождает заказчика, уполномоченный орган от необходимости направления письменного запроса в саморегулируемую организацию и Национальное объединение саморегулируемых организации о предоставлении выписок из реестра членов СРО и единого реестра членов СРО, соответственно.

Даже в том случае, если представленная «бумажка» (например, скан выписки из реестра членов СРО, предоставленная в заявке участника закупки) выглядит очень красиво с точки зрения специалистов заказчика, уполномоченного органа и греет их бюрократическую душу. Непроведение проверки в данном случае может повлечь привлечение к административной ответственности членов комиссии за необоснованный допуск или отказ в допуске участника закупки по результатам рассмотрения заявки.

Поэтому умение пользоваться указанными реестрами (их функционалом) является необходимым навыком для любого квалифицированного специалиста по закупкам после 01.07.2017 г.*

Пояснение: естественно, автором обзора учитывается то, что в период с 01.07.2017 (начала полной реализации 372-ФЗ) указанные реестры работают со сбоями и не все СРО добросовестно исполняют свои обязанности по своевременному предоставлению информации Нациальным объединениям СРО. Однако, как показывает собственный опыт проведения закупок, в подавляющем большинстве случаев информация из указанных Единых реестров членов СРО Нациальных объединений СРО подтверждается и что позоволяет выявить факт подделки свидетельства СРО (с 01.07.2017 г.  — скана выписки из реестра членов СРО участниками закупки). 

Проблема №3: Применяются ли новые требования к участникам закупок строительных и проектно-изыскательских работ о наличии у СРО, членами которого они являются, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)?

Данный вопрос имеет важнейшее практическое значение. Большое количество договоров (контрактов) на выполнение строительных и проектно-изыскательских работ заключается заказчиками   путём осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

При этом в Градостроительном кодексе РФ с 01.07.2017 г. требуется наличие компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств у СРО, членами которого являются участники закупки, только в случае, если договор заключается участником закупки «с использованием конкурентных способов заключения договоров».

Что здесь подразумевает законодатель?

Если исходить из логики авторов реформы законодательства об изменении СРО (372-ФЗ), то ими согласно тем данным, что приводятся Национальными объединениями саморегулируемыми организациями строителей, подразумевались любые закупки в целом в рамках 44-ФЗ, 223-ФЗ, ПП РФ № 615.

Однако, в отличие от авторов реформы (372-ФЗ), готовивших эти изменения в законодательство, любой грамотный специалист по закупкам знает разницу между конкурентными и неконкурентными способами закупки (закупкой у единственного   поставщика (подрядчика, исполнителя)).

Поэтому если исходить из буквального толкования законодательства наличие компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств требуется с 01.07.2017 г. только для СРО участников конкурентных процедур закупок.

Для участников закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по любым основаниям наличие у СРО участника компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств НЕ ТРЕБУЕСЯ.

Практические примеры:

1-й пример. Закупка строительных работ вследствие аварии в   объеме, который необходим для ликвидации ее последствий (пункт 9 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе).

2-й пример.  Закупка строительных и проектно-изыскательских работ у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного указом или распоряжением Президента РФ, либо в случаях, установленных поручениями Президента РФ, у поставщика (подрядчика, исполнителя), определенного постановлением или распоряжением Правительства РФ (пункт 2 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе).

3-й пример.  Закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, установленных Положением о закупке для заказчиков в рамках Закона № 223-ФЗ о закупках.

4-й пример.  Закупки строительных работ, а также проектно-изыскательских в случае признания конкурентного способа определения подрядчика несостоявшимся (пункт 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе).

Последний пример особенно интересен, поскольку контракт по этому основанию закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) заключается и в тех случаях, когда была подана одна заявка или допущен к участию один участник торгов.

В этом случае в силу прямого указания закона   контракт заключается не с использованием конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), которые не привели к заключению контракта (не состоялись), а с использованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

Поэтому если, например, была подана одна заявка на участие в электронном аукционе или по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе был допущен один участник электронного аукциона, то в данной ситуации на этапе рассмотрения вторых частей заявок участник закупки не может быть отклонён комиссией за несоответствие требованию наличия у его СРО компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, поскольку по результатам данного несостоявшегося аукциона не заключается. Основанием заключения контракта в данной ситуации является не несостоявшийся электронный аукцион, а норма закона – пункт 25 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ о контрактной системе.

В этих ситуациях заказчику для заключения договора (контракта) с участником закупки информация об уровне его ответственности в рамках компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств не нужна, а нужна информация только об уровне ответственности участника закупки в рамках компенсационного фонда возмещения вреда.

Таблица 7: Размеры взносов в компенсационный фонд возмещения вреда в области архитектурно-строительного проектирования или инженерных изысканий

Таблица 8: Размеры взносов в компенсационный фонд возмещения вреда для членов СРО в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства

С подробным и мотивированным обоснованием позиции автора по данному вопросу можно ознакомиться в полном обзоре правовых проблем применения 372-ФЗ с 01.07.2017 г., который будет размещён в августовском номере журнала «Государственные и муниципальные закупки» (информационный портал www.zakupki-portal.ru), а также в рамках вебинара, который состоится 21.07.2017 г.

Помимо данной проблемы в августовском номере журнала и в рамках запланированного вебинара будут освещены другие проблемы применения 372-ФЗ:

Проблема № 4: Соотношение требований о наличии членства в СРО в области строительства, архитектурно-строительного проектирования и инженерных изысканий, и требований о лицензировании после 01.07.2017 г.

Проблема № 5: Национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования и национальный реестр специалистов в области строительства: что нужно знать заказчику, чтобы правильно сформулировать требования к проекту договора (контракта) после 01.07.2017 г.

Проблема № 6: Постановление Правительства РФ № 570 от 15.05.2017 и приказ Минрегионразвития России № 624 от 30.12.2009 г.: как правильно применять с учётом изменений градостроительного законодательства 

и другие проблемы.

До встречи на ВЕБИНАРЕ! 

P.S.: При использовании статьи (полностью или частично) обязательна ссылка на сайт журнала «Государственные и муниципальные закупки» (информационный портал www.zakupki-portal.ru). 

Автор:

Дон Виктор Викторович, руководитель Центра консультаций по закупкам Балтийского тендерного центра, юрист-практик, эксперт в сфере закупок

Источник: ©Информационный портал zakupki-portal.ru

baltictender.ru


Смотрите также