Скользящая посадка поля допусков


Допуск на скользящую посадку. Посадки с гарантированным натягом

Характеристика и области применения посадок по ЕСДП СЭВ

На основании исследования применяемых посадок в соединениях разных машин и рациональной замены их посадками ЕСДП СЭВ, а также анализа и обобще­ния литературных данных об опыте применения посадок в СССР и за рубежом получены следующие рекомендации по применению посадок.

Посадки с зазором. Посадки с зазором (см. рис. 3.4) наиболее распространены, ЕСДП СЭВ предусматривает 40 рекомендованных посадок в системе отверстия (11 из них предпочтительные) и 39 посадок в системе вала (6 из них предпочтительные).

Посадки типа H / h - самые распространенные. Они установлены во всех квалитетах, предусматривающих рекомендуемые посадки, т. е. в 4-12 квалитетах (см. табл. 3.6). Посадки называют скользящими; это самые плотные из всех сво­бодных посадок, они обеспечивают минимальные зазоры в соединении (гарантиро­ванный наименьший зазор равен нулю). Скользящие посадки при средних зна­чениях дают соединения с зазором, пригодные для подвижных соединений цен­трирующих втулок, плунжеров, направляющих штоков и т. п., работающих при малых скоростях. Их широко используют для центрирования легкоразъемных неподвижных соединений; если требования к точности центрирования невелики, передача усилий или моментов обеспечивается дополнительным креплением (штифты, шпонки и т. д.).

Посадки Н5/h5 и H6/h5 (высокой точности) применяются для особо точного центрирования, например для соединения панели с корпусом задней бабки токар­ного станка. В общем машиностроении применяются редко. Посадка H7/h6 применяется при высоких требованиях к центрированию часто разбираемых или регулируемых соединений. Примеры использования: сменные зубчатые колеса на валах станков, центрирующие корпуса под подшипники каче­ния, поршневой шток в направляющих втулках, кулачки на валах, фрезы на оправ­ках; фрикционные муфты, центрирующие выступы в гнездах. Кроме того, эту посадку иногда применяют для подвижных соединений с короткими рабочими хо­дами, с целью повышения точности направления вместо посадки с гарантирован­ным зазором H7/g6.

Посадка Н8/h7 используется для центрирующих поверхностей при пониженных требованиях к соосности. Обеспечивает большую легкость сборки и регулирова­ния узла.

Посадки H8/h8, H8/h9, H9/h8, H9/h9 широко применяются для неподвижно закрепляемых деталей при невысоких требованиях к точности механизмов, неболь­ших нагрузках и необходимости обеспечить легкую сборку (шкивы, муфты, зубча­тые колеса и другие детали, соединяющиеся с валом при помощи шпонок; кор­пуса подшипников качения, центрирование фланцевых соединений и т. п.); в по­движных соединениях - при медленных или редких вращательных и поступатель­ных перемещениях (ползуны на шпонках включающих механизмов, соединительные муфты, поршни и поршневые золотники в цилиндрах).

Посадки Н10/h9, HI0/h20, h2l/h2l, h22/h22 (пониженной точности) применяются для неточных соединений, центрирования фланцев и крышек, соединения арма­туры, для крышек насосов, для крышек сальников в корпусах, для звездочек тяго­вых цепей и цепных передач на валах, для независимых сопряжений распорных втулок с валами, для соединений под расклепку, пайку, сварку. В подвижных соеди­нениях - для соединений роликов на валах, для посадок при большой длине сопряжения, например шпиндель-гильза шпиндельной бабки токарного автомата.

Посадки типа H / g гарантируют небольшой зазор, изменяющийся с увеличением диаметра. Это посадки свободные, обеспечивающие взаимное осевое перемещение сопряженных деталей при сохранении высокой точности центрирования; они очень чувствительны к увеличению зазора, поэтому их применяют лишь в точных квалитетах. Рекомендованных посадок в системе отверстия три: H5/g4, H6/g5 и H7/g6, последняя предпочтительная.

Посадка H6/g5 является дорогостоящей, поэтому в случаях, допускающих сни­жение требований к точности центрирования подвижных деталей, она заменяется посадкой H7/g6 сравнительно легкой технологической выполнимости. Применяют ее в подвижных соединениях для обеспечения герметичности (золотник во втулке пневматической сверлильной машины), точного направления или при коротких ходах (клапаны в клапанной коробке); для установки сменных кондукторных вту­лок и заготовок на установочных пальцах приспособлений, поршней в цилиндрах (пневматических и др.), шпинделей точных станков и делительных головок в направ­ляющих; для центрирующих соединений подвижных элементов в штампах, пере­движных шестерен на валах коробок передач.

Посадки типа H / f гарантируют зазор, достаточный для вращения соединяемых деталей со средней скоростью.

Посадка H7/f7 является типичной ходовой и предназначается для подвижных соединений, когда необходимо обеспечить легкодостижимую посадку высокого качества. В системе ЕСДП СЭВ эта посадка предпочтительна. Типовые случаи применения этой посадки: подшипники скольжения для всех легких и средних машин, например подшипники в коробках передач; подшипники зубчатых колес и шкивов, свободно вращающихся на осях; подшипники центробежных насосов; коренные подшипники в двигателях внутреннего сгорания и поршневых компрес­сорах.

В других квалитетах эти посадки рекомендуются в следующих сочетаниях: H6/f6 - в подвижных соединениях: повышенными требованиями к точности цен­трирования. Если требования к точности центрирования снижены, то применяют посадки H8/f7, H8/f8, H8/f9, H9/f8, H9/f9, например, для направления поршневых и золотниковых штоков в сальниках, центрирования крышек цилиндров, в подшип­ника скольжения, работающих в жидкостном или полужидкостном режимах трения.

Посадки типа Н/е - свободные, могут применяться в 6, 7, 8, 9-м квалитетах в зависимости от интенсивности режима, точности центрировали я, относительной трудоемкости обработки посадочных поверхностей отверстия и вала, требуемой

долговечности.

Оптимальной посадке соответствует комбинация полей допусков Н8/е8. Она предпочтительна в ЕСДП СЭВ и применяется в качестве легкоходовой посадки, обеспечивающей легкоподвижное соединение, допускающее радиальное перемещение без значительных перепадов (например, в опорах, удаленных друг от друга), биение сопрягаемых поверхностей (например, в подшипниках многоопорных валов). При­меняется также в механизмах малой точности: как в подшипниках скольжения, работающих в жидкостном или полужидкостном режимах трения, так и в направля­ющих осевых перемещений, в опорах валов турбогенераторов и центробежных на­сосов, в подшипниках коренных шеек коленчатых валов.

Посадки пониженной точности Н8/е9, Н9/е8 и Н9/е9 применяются в под­шипниках скольжения неответственных машин.

Посадки типа H / d дают легкоподвижные соединения общего применения, которые допускают радиальное перемещение и компенсируют погрешности взаимного расположения трущихся поверхностей вследствие перекоса и прогиба вала, по­грешности формы в осевом и радиальном сечениях, эксцентриситетов опор и шеек вала в многоопорных конструкциях. Они используются в тех случаях, когда необ­ходимо компенсировать погрешности сборки или температурные деформации. Точ­ные посадки H7/d8, H8/d8 имеют ограниченное использование. Они применяются для точных соединений, работающих при значительном перепаде температур и тяжелых режимах работы, например в подшипниках турбин, валков прокатных станов и т. д.

Посадки H8/d9 и H9/d9 (предпочтительные) используются при монтаже приводных валов в подшипниках, для соединения холостых шкивов с валами и в другиханалогичных случаях.

Посадки низкой точности h20/dl0, Hll/dll применяются в случае неточных подвижных соединений.

Посадки типов Н/а, Н/Ь, Н/с характеризуются очень большими гарантирован­ными зазорами. Применяются в основном в грубых квалитетах (11-м ий2-м), в связи с чем колебания зазоров очень велики. Они используются для грубых со­единений, требующих свободной сборки, для обеспечения относительного переме­щения деталей в условиях загрязнения, для компенсации погрешностей сборки и| температурных деформаций.

Посадки с натягом. Посадки с натягом (см. рис. 3.5) в цилиндрических со нениях применяются для образования неподвижных соединений без дополнительных креплений и с дополнительными креплениями шпонками, штифтами и другими средствами. Неподвижность соединения достигается за счет напряжений, возника­ющих в материале сопрягаемых деталей вследствие деформации контактных поверх­ностей. Выбор посадки производится из условия, что при наименьшем натяге обеспечивается прочность соединений передача нагрузки, а при наибольшем - прочность деталей Для выбора nocaдок с натягом производится расчет и рекомендуется экспериментальная проверка, особенно в массовом производстве. Cпецифика выбора посадок с натягом для соединений деталей малых размеров, cpeдних и больших изложена в работе .

Примеры посадок с зазором:

− пиноль задней бабки токарно-винторезного станка – f 75H6/h5;

− крышка подшипника редуктора – f 80H7/h7;

− подшипник двигателя внутреннего сгорания – f 50H6/e7;

− рычаг клапана на валу – f 16H8/e8;

− плунжерная пара – f 25H7/g6

− промежуточная шестерня на оси – f 40H7/d8;

− дышло паровой машины – f 180D8/h8;

− подшипник жидкостного трения прокатных станов – f 350H6/d6.

Примеры посадок с натягом:

− центральная колонна консольного крана – f 300H7/s6;

− постоянная кондукторная втулка приспособления – f 20H7/p6;

− шатун и втулка компрессора – f 105H7/s6;

− штифт и направляющая – f 60H7/r6.

Примеры переходных посадок:

− кулачки, закреплённые шпонкой на держателе – f 50H7/m6;

− муфта сцепления, закреплённая шпонкой на валу – f 12H7/k6;

− шестерня, закреплённая шпонкой на валу редуктора – f 40H7/k6;

− поршневой палец во втулке – f 38H6/k5;

− маслоотражательное кольцо на валу редуктора – f 50H7/k6;

− ступица вентилятора на валу – f 16H7/n6.

Система Отверстия.

Характеристика и примеры применения некоторых предпочтительных посадок

для размеров 1...500мм, в мкм.

Посадки с зазором .

ТАБЛИЦЫ ДОПУСКОВ И ПОСАДОК СМОТРИТЕ

Скользящие посадки применяют в основном:

1. если требуется легко передвигать или поворачивать детали при настройке и регулировке

2. в неподвижных соединениях при частых разборках для смены деталей

3. для центрирования деталей, которые затем будут соединяться неподвижно

Н6 - Особо точное центрирование, например, в станках.

h5

Н7 - В станках для сменных зубчатых колес, в соединениях с короткими рабочими ходами, для соединений, где

h6 детали будут легко перемещаться при затяжке, при возвратно-поступательном перемещении для точного

Направления, для центрирования корпусов под подшипники качения.

Н7 - В соединениях с короткими рабочими ходами.Эта посадка по сравнению с др. характеризуется минимальной

g6 величиной гарантированного зазора. Применяют в подвижных соединениях с целью получения герметичности,

В точных направляющих, при коротких ходах перемещений. Это могут быть: золотники пневмоинструмента,

Клапаны, соединения шатун - коленвал, сменные кондукторные втулки. В особо точных механизмах

Применяют посадки Н6 и Н5

g5 g4

Н8 - Центрирование поверхностей с пониженными требованиями к соосности.

h7

Н8 , H9 , H9 - Механизмы с невысокими требованиями к точности для неподвижно соединяемых деталей при

h8 h8 h9 небольших нагрузках и необходимости обеспечить легкую сборку. Это могут быть: муфты, шкивы,

Зубчатые колеса и др. детали, устанавливаемые на валах с помощью шпонки. Корпуса подшипников

Качения, центрирующие элементы фланцевых соединений, подвижные соединения с медленным или

Редким вращательным или поступательным перемещением. Это могут быть: зубчатые муфты,

Перемещающиеся зубчатые колоса.

Н11 - Для грубо центрированных неподвижных соединений. Это могут быть: неответственные шарниры, фиксация

h21 накладных кондукторов, центрирование фланцевых крышек.

H6 - Точная посадка, используемая для точных подшипников, золотниковых пар гидравлических передач

f6 автомобилей.

H7 - Применяют в подшипниках при умеренных и постоянных скоростях и нагрузках, в коробках скоростей,

f7 центробежных насосах, для свободно вращающихся на валах зубчатых колес, для направляющих

Толкателей двигателей внутреннего сгорания, зубчатых колес, включаемых муфтами.

Н8 , H8 , H9 - Применяют для подшипников скольжения при нескольких опорах или разнесенных опорах, посадки

f 8 f9 f9 сцепных муфт, поршней в цилиндрах паровых машин,направляющих поршневых и золотниковых

Штоков, центрирования крышек цилиндров, крупных подшипников, для подвижных соединений и

Центрирования при невысоких требованиях к соосности.

Н7 , H7 , H8 , H8 - Применяют в подшипниках при высоких частотах вращения. Это могут быть: электродвигатели,

e7 e8 e8 e9 механизмы передач двигателей внутреннего сгорания. Эти посадки также применяют

При разнесенных опорах или при большой длине сопряжения, как в блоках зубчатых колес

Станков.

H7 , H8 - Эти посадки применяют для крупных подшипников при высокой частоте вращения.

d8 d8

H8 , H9 - Это более грубые посадки данного типа. Применяют для поршней в цилиндрах компрессоров и паровых

d9 d9 машин. Позволяют производить демонтаж при образовании нагара и высоких температур.

h21 - Применяют для подвижных соединений, работающих в условиях пыли и грязи. Это могут быть: узлы

d11 сельхоз машин, железнодорожных вагонов, шарниры рычагов, тяг, крышки паровых цилиндров.

stroypay.ru

Подвижные посадки (посадки с зазором)

Подвижными посадками называются такие, которые в сопряжении обеспечивают возможность относительного перемещения, т. е. между сопряженными поверхностями имеется зазор:

S = D – d. (3.16)

Зазор – положительная разность между действительными размерами отверстия и вала, он характеризует свободу относительных перемещений сопряженных деталей (рис. 3.5).

Рис. 3.5

Подвижные посадки подразделяются на посадки с гарантированным зазором и посадки с наименьшим зазором, равным нулю (скользящие посадки).

Для подвижных посадок поле допуска отверстия расположено под полем допуска вала (рис. 3.6).

Рис. 3.6

Предельные значения зазоров можно определить по формулам:

Smax = Dmax – dmin; (3.17)

Smin = Dmin – dmax. (3.18)

Разница между наибольшим и наименьшим зазорами называется допуском зазора TS:

TS = Smax – Smin. (3.19)

Если в формулу (3.19) подставить значения предельных зазоров, то можно получить следующее: TS = Dmax – dmin – Dmin + dmax = (Dmax – Dmin) + + (dmax – dmin). Но так как Dmax – Dmin = TD, а dmax – dmin = Td, то формула допуска зазора будет иметь вид:

TS = TD + Td, (3.20)

т. е. допуск зазора определяется как сумма допусков отверстия и вала.

Средний зазор вычисляется по уравнению:

Sm = . (3.21)

В Единой системе допусков и посадок насчитывается 11 подвижных посадок, которые ранжируются по алфавиту, т. е. посадка даст самый большой зазор, а – минимальный и даже нулевой зазор.

Система отверстия:

; ; ; ; ; ; ; ; ; ; .

Система вала:

; ; ; ; ; ; ; ; ; ; .

Характерной особенностью ряда подвижных посадок является то, что к началу алфавита зазор увеличивается при одном и том же номинальном размере и одинаковой точности. Посадки, где применяется двойное обозначение(CD (cd), EF (ef), FG (fg)) применяются для небольших размеров, т. е. до 10 мм.

Посадки с зазорами предназначены для подвижных и неподвижных соединений деталей. Посадок с зазором предусмотрено в системах посадок значительно больше, чем посадок с натягом и переходных, так как чаще требуется, чтобы одна деталь соединялась с другой без запрессовки. Иногда даже детали, предназначенные для последующего соединения сваркой или винтами, предварительно соединяют друг с другом по посадке с зазором. Зазор в подвижных соединениях служит для многих целей, например, для обеспечения свободного относительного перемещения, размещения смазки, компенсации температурных деформаций, компенсации отклонений формы сопрягаемых поверхностей и отклонений взаимного расположения элементов деталей, для облегчения процесса сборки и компенсации ошибок монтажа и т. д. Зазоры применяют в неподвижных соединениях для облегчения сборки, а неподвижность обеспечивают последующим креплением винтами, штифтами, шпонками и т. п.

Предыдущая12345678910111213Следующая

Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 2187; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

helpiks.org

Допуски и посадки. Допуск. Посадка. Квалитет. Допуски и посадки таблица. Скачать допуски и посадки. Характеристика предпочтительных посадок. Система отверстия.

                                                                     

                                                                  Справочник конструктора

                                                                    ◄  Допуски и Посадки ►

                                                                         Система Отверстия.

                         Характеристика и примеры применения некоторых предпочтительных посадок

                                                                     для размеров 1...500мм, в мкм. 

    Посадки с зазором.

    ТАБЛИЦЫ ДОПУСКОВ И ПОСАДОК СМОТРИТЕ ►►► ЗДЕСЬ.

    Скользящие посадки применяют в основном:                 

   1. если требуется легко передвигать или поворачивать детали при настройке и регулировке

   2. в неподвижных соединениях при частых разборках для смены деталей

   3. для центрирования деталей, которые затем будут соединяться неподвижно

   Н6   - Особо точное центрирование, например, в станках.

   h5

   Н7   - В станках для сменных зубчатых колес, в соединениях с короткими рабочими ходами, для соединений, где

   h6    детали будут легко перемещаться при затяжке, при возвратно-поступательном перемещении для точного

          направления, для центрирования корпусов под подшипники качения.

   Н7   - В соединениях с короткими рабочими ходами. Эта посадка по сравнению с др. характеризуется минимальной

   g6       величиной гарантированного зазора. Применяют в подвижных соединениях с целью получения герметичности,

            в точных направляющих, при коротких ходах перемещений. Это могут быть: золотники пневмоинструмента,

            клапаны, соединения шатун - коленвал, сменные кондукторные втулки. В особо точных механизмах

            применяют посадки Н6  и  Н5

                                           g5        g4

    Н8   - Центрирование поверхностей с пониженными требованиями к соосности.

   h7

   Н8 , H9 , H9  - Механизмы с невысокими требованиями к точности для неподвижно соединяемых деталей при

   h8   h8    h9   небольших нагрузках и необходимости обеспечить легкую сборку. Это могут быть: муфты, шкивы,

                        зубчатые колеса и др. детали, устанавливаемые на валах с помощью шпонки. Корпуса подшипников

                        качения, центрирующие элементы фланцевых соединений, подвижные соединения с медленным или

                        редким вращательным или поступательным перемещением. Это могут быть: зубчатые муфты,

                        перемещающиеся зубчатые колоса.

   Н11  - Для грубо центрированных неподвижных соединений. Это могут быть: неответственные шарниры, фиксация 

   h21    накладных кондукторов, центрирование фланцевых крышек.

                   

   H6    - Точная посадка, используемая для точных подшипников, золотниковых пар гидравлических передач

   f6        автомобилей.

   H7   - Применяют в подшипниках при умеренных и постоянных скоростях и нагрузках, в коробках скоростей,  

   f7      центробежных насосах, для свободно вращающихся на валах зубчатых колес, для направляющих

            толкателей двигателей внутреннего сгорания, зубчатых колес, включаемых муфтами.

   Н8 , H8 , H9  - Применяют для подшипников скольжения при нескольких опорах или разнесенных опорах, посадки

    f8    f9    f9     сцепных муфт, поршней в цилиндрах паровых машин, направляющих поршневых и золотниковых

                         штоков, центрирования крышек цилиндров, крупных подшипников, для подвижных соединений и

                         центрирования при невысоких требованиях к соосности.  

   Н7 , H7 , H8 , H8  - Применяют в подшипниках при высоких частотах вращения. Это могут быть: электродвигатели,

   e7    e8   e8   e9    механизмы передач двигателей внутреннего сгорания. Эти посадки также применяют

                                при разнесенных опорах или при большой длине сопряжения, как в блоках зубчатых колес

                                станков.

   H7 , H8  - Эти посадки применяют для крупных подшипников при высокой частоте вращения.

   d8   d8

   H8 , H9  - Это более грубые посадки данного типа. Применяют для поршней в цилиндрах компрессоров и паровых

   d9   d9     машин. Позволяют производить демонтаж при образовании нагара и высоких температур.

   h21  - Применяют для подвижных соединений, работающих в условиях пыли и грязи. Это могут быть: узлы

   d11    сельхоз машин, железнодорожных вагонов, шарниры рычагов, тяг, крышки паровых цилиндров.

    Продолжение:  » » » Переходные посадки.

                                   » » » Посадки с натягом.

                                   » » »  Допуски несопрягаемых размеров.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

   ТАБЛИЦЫ ДОПУСКОВ И ПОСАДОК СМОТРИТЕ ►►► ЗДЕСЬ.

  Для несопрягаемых размеров допуски смотрите здесь.

  Другие материалы по Допускам и Посадкам смотрите здесь.

  Другие материалы учебного раздела здесь и здесь.

Page 2

                                      БИЗНЕС и УЧЕБА              Реклама на сайте

www.2x2business.ru                                                                              Copyright © 2009 Вячеслав Стеренко. Права защищены. [email protected]                                  Перепечатка статей сайта может производиться с обязательной ссылкой на сайт http://www.2x2business.ru Бизнес и учеба и автора.

 

2x2business.ru

1.4 Расчет и назначение посадок

1.4.1 Подбор посадок методом подобия

Метод подобия при назначении посадок используется при наличии большого справочного материала по применению посадок в конструкциях. При совпадении конструктивных и эксплуатационных показателей проектируемого и аналогичного изделия (рекомендуемого по справочнику) производится выбор посадки. Таковыми будут считаться конструкции, совпадающие с проектируемыми по характеру соединения (типу посадки: с зазором, натягом или переходная); по системе посадки (отверстия или вала); по точности изделия (машины, механизма), а также по экономической точности обработки деталей сопряжения (в нормальных производственных условиях).

Посадки с зазором могут назначаться в квалитетах с 5-го по 12-й. Посадки с натягом и переходные применяются в точных квалитетах с 5-го по 8-й, при этом квалитет отверстия рекомендуется принимать грубее квалитета вала на один, чтобы уровнять экономическую точность их изготовления.

При выборе посадок из стандартных полей допусков необходимо использовать посадки предпочтительного применения. Области применения стандартных посадок приведены в таблице 1.5. Порядок назначения посадки методом подобия:

- выбирается система посадки, определяется ее тип (с зазором, натягом или переходные) и вид сопряжения (скользящее, ходовое, прессовое и т.д.);

- выбирается квалитет, учитывая условия эксплуатации данного соединения;

- назначается посадка по рекомендациям таблицы 1.5;

- определяются предельные отклонения сопрягаемых деталей (таблицы 1.1; 1.2; 1.3);

- строится схема расположения полей допусков, рассчитываются предельные и среднее значения зазоров или натягов и допуск посадки;

- посадки указываются на сборочном чертеже, а поля допусков (в смешанном виде) на чертежах деталей, входящих в изделие.

1.4.2 Назначение посадки расчетным методом

Расчетный метод используется в том случае, когда по условиям эксплуатации механизма предельные значения зазоров или натягов ограниченны, например, для подшипников скольжения, ответственных прессовых соединений и т.д.

Расчет посадки осуществляется в следующей последовательности:

1) по результатам анализа конструкции узла определяется система посадки. В большинстве случаев посадки осуществляются по системе отверстия как предпочтительной. Типовые случаи назначения посадок по системе вала – см. 1.1;

2) рассчитывается допуск посадки по заданным характеристикам:

TS = Smax–Smin или TN = Nmax–Nmin;

3) по известному номинальному размеру определяется число единиц допуска посадки aS(N), которое характеризует относительную точность:

TS(TN) = aS(N)i = TD + Td = aDi + adi = i(aD + ad),

aS(N) = TS(TN)/i,

где aD +ad = aS(N) – количество единиц допуска посадки с зазором (натягом), выраженное через aD и ad – числа единиц допуска отверстия и вала соответственно.

Значение i = 0,1IT6 берется по таблице 1.1 для интервала размеров, в котором находится номинальный размер отверстия или вала.

Таблица 1.5 – Рекомендации по применению стандартных посадок ЕСДП

Тип посадки и вид сопряжения

Области применения

Посадки с зазором

H/h

(скользящие посадки)

Используются в неподвижных соединениях при невысокой точности центрирования, когда передача крутящего момента выполняется через шпонку, для часто разбираемых соединений, для точного направления при возвратно–поступательном движении. Наименьший зазор равен нулю, наибольший – сумме допусков вала и отверстия. Применяются в квалитетах с 4-го по 12-й

Широко используемая посадка: сменные шестерни на валах металлообрабатывающих станков, фрезы на оправках, центрирующие корпуса (стаканы) под подшипники качения, поршни в цилиндрах пневматических сверлильных машин

То же назначение, что и посадка H7/h6, но с более широкими допусками и при большей длине соединения

(H8/h9)

Центрирующие промежуточные (стаканы) корпуса подшипников, сменные шестерни, шкивы на концах валов, ползуны на призматических шпонках, направляющие стержни в опорах, кронштейны на колоннах

; (h20/h21)

Аналогично предыдущей посадке, когда требуется расширение поля допуска

(h22/h22)

Посадки низкой точности для неподвижных и подвижных соединений; соединение деталей под сварку; центрирующие фланцы крышек и корпусов арматуры, звёздочки тяговых цепей на валах

h21/h21;h22/h22

Нецентрирующие диаметры шлицевых валов и втулок, высота шпонки; диаметры отверстий под крепёжные элементы при высокой точности сборки

H/g; G/h

(посадки движения)

Применяются в точных квалитетах (с 4-го по 7-й). Для подвижных соединений с малыми зазорами. В неподвижных соединениях обеспечивают легкую установку детали при точной фиксации ее расположения

G7/h6

H6/g5

Применяются в особо точных механизмах (плунжерные и золотниковые пары). Шпиндели точных станков, направляющие втулки, переключаемые шестерни на валах коробок передач, сменные направляющие втулки в кондукторах, опорные пальцы приспособлений, подшипники скольжения при малых нагрузках, для регулируемых стаканов под подшипники

H/f;F/h

(посадки ходовые)

Характеризуются умеренным гарантированным зазором, обеспечивающим свободное перемещение вдоль оси и вращение. Применяются для подшипников скольжения при консистентной и жидкой смазке, при легких и средних режимах работы, в подвижных соединениях, а также в неподвижных для обеспечения легкой сборки и разборки

Применяются в точных соединениях при умеренных скоростях (n = 50...2000 об/мин). Подшипники скольжения валов в коробках перемены передач, подшипники скольжения станков нормальной точности, свободно вращающиеся на валах зубчатые колеса повышенной точности (6–7)

H6/f6; F7/h5

Применяются в механизмах высокой точности. Посадочные места под подшипники качения при местном нагружении, коренные шейки коленчатого вала

H8/f8; H8/f9

H9/f9; F8/h8

F9/f8; F9/h9

Посадки пониженной точности для соединений с гарантированным зазором. Подшипники скольжения при значительных скоростях вращения тяжёлого машиностроения, свободно вращающиеся на валах зубчатые колеса, ролики на осях, крышки цилиндров и др.

H/e; E/h

(легкоходовые посадки)

Имеют гарантированный зазор (вдвое больше, чем у ходовых посадок). Применяются в затрудненных условия монтажа (многоопорные валы, разнесённые опоры). Используются при вращении с числом оборотов 2...25 тыс. об/мин; в подшипниках скольжения при больших длинах соединений (больше 2d) для компенсации прогиба детали; в неподвижных соединениях со значительным зазором, когда требуется регулировка

Блок зубчатых колёс, стержни вилок переключения скоростей в направляющих, ходовые винты суппортов, крышки коробок передач, а также коренные шейки коленчатого вала и шеек распределительного вала

H6/e8; H7/e7;

E8/h6

Подшипники жидкостного трения. Коренные подшипники коленчатых и распределительных валов двигателей внутреннего сгорания (ДВС)

H8/e9; H9/e9;

E9/h9

Применяются в подвижных и неподвижных соединениях для компенсации температурных деформаций и погрешностей расположения поверхностей

H/d; D/h

(широкоходовые посадки)

Характеризуются большим гарантированным зазором, позволяющим компенсировать геометрические погрешности и температурные деформации, обеспечивают свободное перемещение деталей

H7/d8; H8/d8;

D8/h6; D8/h7

Посадки повышенной точности. Для точных подвижных соединений при тяжёлых условиях работы. Подшипники жидкостного трения, валки прокатных станов, впускные и выпускные клапаны ДВС, поршневые кольца в канавках поршня (по ширине), холостые шкивы и зубчатые колёса, шатунные шейки

H8/d9; H9/d9

Применяются при невысоких требованиях к точности. Быстроходные передачи (n = 25...50 тыс. об/мин), холостые шкивы, сальники, поршни в цилиндрах компрессоров, трансмиссионные валы в подшипниках

H7/d11; H8/d11

Подвижные соединения, работающие в условиях загрязнения, при низкой точности. Грубые направляющие прямолинейного движения, маслосбрасывающие кольца, шарниры, муфты, свободно сидящие на валах, крышки подшипников и распорные втулки

H8/c8

Применяются для посадок поршня в цилиндр, подшипников жидкостного трения тяжело-нагруженных валов в прокатных станах, турбинах, насосах, компрессорах, выпускные клапаны

(посадки с большими зазорами)

h21/с11 ; h21/b11

h22/b11 ; h21/a11

A11/h21

Применяются только в грубых квалитетах (11-м и 12-м) для изделий низкой точности, где необходимы большие зазоры для компенсации погрешностей изготовления, валы сельскохозяйственных машин, валы тормозных тяг, сменные рычаги и рукоятки, сальники арматурные

Переходные посадки

H/js; Js/h

Плотные посадки

Более вероятны зазоры, чем натяги. Обеспечивают лёгкую сборку и разборку, а также точное центрирование. Применяются для сменных деталей, которые требуют дополнительного крепления. Применяются в точных квалитетах: валы с 4-го по 7-й, а отверстия с 5-го по 8-й.

H7/js6;

Js7/h6

Стаканы подшипников 4-го, 5-го классов точности в корпусах, зубчатые колёса, соединяемые с валом двумя шпонками, пиноль задней бабки токарного станка

H6/js5;

Js6/h5

Повышенной точности. Гильзы в корпусе шпиндельной головки расточного станка, шкивы и ручки на концах валов

H8/js7;

Js8/h7

Пониженной точности. Стаканы подшипников 0 и 6 классов точности в корпусах, для плотных подвижных соединений без люфта, центрирующие элементы крышек, полумуфты; зубчатые колёса на валы при малых нагрузках

H/k; K/h

(напряжённые посадки)

Вероятность получения зазоров и натягов одинакова. При L < 3d зазоры не ощущаются. Обеспечивается хорошее центрирование, требуют дополнительного крепления, применяются в передачах со средними скоростями (до 15 м/с) в точных квалитетах

K7/h6

Установка зубчатых колёс на валах редукторов, в станках и других машинах; передача крутящего момента обеспечивается шпонкой; шкивы, муфты на валах; втулка в головке шатуна тракторного двигателя, маховики и рычаги на валах; стаканы подшипников, когда предпочтителен натяг

H6/k5; K6/h5

Повышенной точности. Поршневой палец в бобышках поршня, шестерни на валу точного механизма

H8/k7; K8/h7

Пониженной точности. В сельскохозяйственном машиностроении, химическом и дорожном машиностроении

H/m; M/h

Обеспечивают преимущественно натяги. Применяются для хорошего центрирования зубчатых колёс на быстроврашаюшихся валах (св. 15 м/с) при малых нагрузках и больших длинах соединения (L > 2d), а также на концах вала. Требуется дополнительное крепление

H7/m6; H6/m6; H8/m7;

M7/h6; M6/h5;

M8/h7

Зубчатые колёса на ватах редукторов, центрирующие штифты, тонкостенных втулок из цветных сплавов, центрирование кулачков на распределительном валу. Поршневые пальцы в бобышках поршней компрессоров, втулки фиксаторов в станочных приспособлениях

H/n; N/h

Наиболее вероятны натяги, в этих посадках зазора практически не возникает. Разборка соединений производится редко. Применяются в неподвижных соединениях, передающих большие усилия при наличии ударов и вибраций. Требуется дополнительное крепление

H7/n6; H7/n5; H8/n7;

N7/h6 ; N6/h5;

N8/h7

Тяжело-нагруженные зубчатые колёса (камнедробилок, ковочных машин), бронзовые венцы червячных колёс на чугунной ступице, постоянные втулки в корпусах кондукторов, установочные пальцы и штифты, гильзы дроссельного клапана, втулки в корпусах подшипников скольжения

Js; js; K; k;

M; m; N; n

Основные отклонения, используемые для циркуляционно-нагруженных колец шариковых подшипников при посадке их на вал или в корпус

Посадки с натягом

H/p; P/h

(легкопрессовые посадки)

Имеют минимальный гарантированный натяг. Применяются при малых крутящих моментах и осевых нагрузках, для соединения тонкостенных деталей, для центрирования тяжело-нагруженных и быстро вращающихся крупногабаритных деталей. Требуют дополнительного крепления. Аналогичны глухим посадкам дня деталей из цветных металлов. Посадочные места под подшипники качения (р5; р6 или P7;P6) в нежестких конструкциях.

P7/h6

Зубчатые колёса в токарных станках, установочные кольца, уплотнительные кольца, клапанные сёдла в гнёздах, втулки и кольца при посадке в корпус, тонкостенные втулки на валах

H6/p5; P6/h5;

Повышенной точности. Применяются, когда недопустимы значительные колебания натягов, в соединениях тонкостенных втулок при больших длинах

H/R; H/S;R/h; S/h

(прессовые средние посадки)

Характерен умеренный натяг N = (0.0002...0.0006)dm. Обеспечивают передачу нагрузок средней величины без дополнительного крепления. (Сборка возможна под прессом или методом термической деформации)

H7/r6 (при d ≤ 80)

H7/s6 (при d > 80)

R7/h6; S7/h6

Фиксаторы и упоры в приспособлениях, постоянные кондукторные втулки, зубчатые колеса на промежуточном валу в коробке передач грузового автомобиля, втулки подшипников скольжения в головке шатуна компрессора, гильза цилиндра ДВС, бронзовый венец червячного колеса на ступице

H/u; H/x ; H/z

(прессовые тяжелые посадки)

Характеризуются большими гарантированными натягами N = (0.001... 0.002)dm. Применяются без дополнительного крепления в соединениях с тяжёлыми и динамическими нагрузками. Рекомендуется проверка на прочность (Сборка выполняется методом термической деформации и продольной запрессовки, требуется сортировка на группы и селективная сборка)

H7/u7; H8/u8

H8/x8; H8/z8

Муфты на концах валов, установочные штифты в приспособлениях, пальцы эксцентриков кривошипно-шатунного механизма; металлокерамические втулки в корпусе сцепления фактора, соединения стальных деталей с деталями из пластмассы и мягких сплавов

Примечания: 1. В рамку заключены посадки предпочтительного применения.

2. Название посадок (вид сопряжения) соответствует системе допусков и посадок ОСТ и указано в скобках.

При этом могут быть следующие варианты: принимается одинаковый квалитет для вала и отверстия по значению aS(N)/2, если аD = ad ≈ аS(N)/2 и соответствует значению аS(N)/2 по таблице 1.1; если отношение аD = ad ≈ аS(N)/2 невозможно обеспечить, то на отверстие назначается более грубый квалитет, чем на вал (отличие в квалитетах не более, чем на один), то есть aD > ad, при этом сумма аD + ad должна быть близка к расчетному значению aS(N). Часто второй вариант назначения квалитетов используется при наличии монтажа на вал подшипника качения и распорной втулки, когда посадка, как правило, будет комбинированная по квалитетам.

Например, пусть аS = 35. Тогда при aD = ad = 35/2 = 17,5 – точность отверстия и вала соответствует ≈ IT7 (а = 16). Если же на вал смонтирован подшипник, необходимо точность вала ограничить IT6 (ad = 10), тогда аD = 35 –10 = 25, что соответствует точности отверстия IT8.

3) определяются отклонения отверстия и вала, образующих посадку:

- по известному номинальному размеру и квалитету основной детали (таблицы 1.1, 1.2, 1.3) определяется значение второго отклонения:

ES – для основного отверстия Н (основное отклонение EI = 0) в системе отверстия или ei – для основного вала h (основное отклонение es =0) в системе вала;

- определяются основное и второе отклонения не основной детали соединения – вала в системе отверстия или отверстия в системе вала.

4) по ГОСТ 25346–89 производится подбор стандартного поля допуска вала или отверстия по рассчитанным значения отклонений.

5) строится схема расположения полей допусков в посадке, рассчитываются и указываются на ней характеристики посадки с учетом табличных значений предельных отклонений.

6) проверяется правильность подбора посадки сравнением значений табличных предельных зазоров (натягов) с задаными:

Smax табл. ≤ Smax; Smin табл. ≈ Smin;

Nmax табл. ≈ Nmax; Nmin табл. ≥ Nmin.

Допускаемая погрешность подбора по характеристикам посадки может составлять ±10 %. Формула для определения погрешности (∆T) выхода назначенного стандартного поля допуска (Tст) за заданное (Tзад) имеет вид:

∆T = (Tзад – Tст) · 100 % / Tзад ≤ 10 %.

7) посадка записывается на сборочном чертеже условным обозначением в смешанном виде. Поля допусков (в смешанном виде) указываются на чертежах деталей.

studfiles.net


Смотрите также