Обеспечение договорных обязательств сро
Компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств СРО
3-го июля 2016 Госдума РФ приняла законопроект поправок 372-ФЗ. Реформирование расширило нормативно-правовую базу градостроительного законодательства введением компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств. В соответствии с новыми законами СРО формируют дополнительно фонд ОДО на добровольной основе. Формирование фондов ОДО должно быть завершено к 1.07.2017.
Важно отметить, что саморегулятор создает КФ ОДО по решению коллегиального органа, если 15 членов для изыскательских и проектных СРО или 30 для строительных направили заявки о намерении участвовать в заключении договоров подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров.
Что такое КФ ОДО
Компенсационный фонд ОДО - это определенный объем денежных средств, сформированный в соответствии с положениями Градостроительного кодекса, размещенный на спецсчетах уполномоченных кредитных организаций. Фонд является материальной базой для реализации субсидиарной имущественной ответственности саморегулятора и его участников за невыполнение установленной деятельности или несоблюдение обязательств по договору подряда на выполнение изыскательских, проектных, строительных работ. КФ обеспечивает возмещение убытков потерпевшей стороне.
Кому нужно делать взнос в компфонд ОДО
Взнос в КФ ОДО производят члены СРО, которые направили заявления об участии в заключении договоров подряда с использованием конкурентных способов.
Для рассмотрения решения о формировании фонда от НКО строителей должно быть направлено не менее 30 заявок, от изыскателей и проектировщиков не менее 15.
Необходимо отметить, что согласно действующему законодательству средства в КФ вносятся единовременно в полном размере.
Зачем нужен КФ ОДО
Наличие взноса в фонд обеспечения договорных обязательств необходимое условие для участия организации в государственных аукционах в области проектирования, изыскания или строительства согласно положениям действующего законодательства (223-ФЗ) и (44-ФЗ). В качестве участника тендера компания должна предоставить выписку из реестра СРО и оплатить соответствующий взнос в компфонд.
Таким образом, с 1-го июля 2017 для участия в закупке на право заключения договора подряда в соответствии с законодательными нормами о контрактной системе, а также в закупках отдельных видов юрлиц член саморегулятора должен подтвердить внесение взноса.
Средства КФ ОДО обеспечивают выплаты по субсидиарной ответственности участников СРО за несоблюдение обязательств по договорам, оформленным по итогам тендера.
Кроме того, компфонд реализует возмещение убытков, возникших в результате нарушений установленных обязательств в договорах, которые заключены с помощью конкурентных способов.
Законы о компфонде ОДО
Создание КФ ОДО законодательно закреплено в поправках к Градостроительному кодексу от 3.07.2016 (372-ФЗ). Данный нормативный акт регулирует требования к формированию фонда, регламентирует величину взносов в зависимости от профессиональной направленности саморегулятора и предельного размера обязательств, предоставляет полномочия о принятии решения относительно активизации компфонда коллегиальному органу СРО.
Завершение формирования компфондов должно быть реализовано 1-го июля 2017 согласно законодательным положениям (191-ФЗ).
Также положения о компенсационном фонде обеспечения договорных обязательств регламентируются внутренней документацией некоммерческих партнерств.
Размер взносов и порядок оплаты
Взносы в КФ ОДО производятся единовременно и в полном объеме в течение семи рабочих дней со дня получения уведомления о принятии решения в отношении данных членов саморегулятора коллегиальным органом НКО в соответствии со статьей 55.16 Градостроительного кодекса России.
Члены партнерств, направившие заявки о намерении принимать участие в заключении договоров подряда в области изыскательских, проектных, строительных работ с использованием конкурентных способов, не могут быть освобождены от оплаты взносов.
№ | Минимальный взнос в компфонд ОДО от члена СРО-проектировщиков или СРО-изыскателей | Стоимость работ по одному договору | Уровень ответственности |
1 | 150 000 рублей | не более 25 млн | первый |
2 | 350 000 | не более 50 млн | второй |
3 | 2 500 000 | не более 300 млн | третий |
4 | 3 500 000 | составляет 300 млн и более | четвертый |
№ | Минимальный взнос в КФ от члена СРО-строителей | Стоимость работ по одному договору | Уровень ответственности |
1 | 200 000 рублей | не более 60 млн | первый |
2 | 2 500 000 | не более 500 млн | второй |
3 | 4 500 000 | не более 3 млрд | третий |
4 | 7 000 000 | не более 10 млрд | четвертый |
5 | 25 000 000 | составляет 10 млрд и более | пятый |
Порядок расчета разделения взноса в компфондов возмещения вреда и обеспечения договорных обязательств в законодательстве не определен. В соответствии с частью 10 статьи 3.3 191-ФЗ саморегуляторы вправе самостоятельно устанавливать данный порядок расчета.
Следовательно, участники НКО могут переводить средства из КФ ВВ в КФ ОДО. Например, если член СРО ранее внес в КФ 300 000 рублей, эта сумма может быть распределена между двумя компфондами на спецсчетах уполномоченных кредитных организаций согласно статье 55.16 Гр. К. РФ.
Кроме того, члену СРО при осуществлении взносов предоставлено право выбора уровня ответственности, на основании которого производится доплата в КФ ВВ или КФ ОДО.
Как происходят выплаты из комфонда
Выплаты из компфонда обеспечения договорных обязательств осуществляются при наступлении субсидиарной ответственности с целью возмещения убытков, полученных в результате ненадлежащего исполнения обязательств договоров подряда в области изыскательских, проектных, строительных работ согласно статье 60.1 Гр. К. РФ.
Кроме того, средства фонда направляются также для оплаты штрафов и судебных издержек по соответствующим договорам.
Что происходит с КФ при смене СРО
В соответствии с действующим законодательством в случае исключения саморегулятора из госреестра финансы КФ ОДО в течение недели должны быть перечислены на спецсчета Национального объединения СРО, участником которого он являлся. Средства фонда могут быть использованы для реализации выплат в связи с наступлением субсидиарной ответственности согласно статье 60 Гр. К. РФ.
Члены исключенной некоммерческой организации, вступившие в состав новой СРО, вправе обратиться в Нацобъединение о переводе финансов фонда на счет соответствующего партнерства.
При выходе компании из состава саморегулируемой организации взносы не возвращаются.
Итак, если вы хотите выполнять работы по генеральному подряду, то вам необходимо состоять в СРО с компенсационным фондом ОДО. Если вы ещё не состоите в такой организации, мы поможем вам вступить в нее.
Остались вопросы?
Звоните! 8(800) 250-50-15, 8(495) 229-94-06. Консультация бесплатно!
xn--n1aaebceh.xn--p1ai
Компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств СРО
Реформы в сфере градостроительного законодательства и саморегулирования ввели новые инструменты для оптимизации рынка. В частности, с 1-го июля 2017 наряду с компфондом возмещения вреда некоммерческих объединений начинает действовать компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
Что это такое
Компенсационный фонд ОДО — новая система взносов, которая обеспечивает реализацию имущественной ответственности компаний и индивидуальных предпринимателей, входящих в состав соответствующего саморегулятора, за невыполнение установленной деятельности или выполнение ее с нарушениями при заключении контрактов конкурентным способом.
Кому нужно делать взнос в КФ ОДО
Платежи в КФ необходимо вносить тем членам некоммерческого партнерства, которые хотят участвовать в аукционах и конкурсах по проектированию, изысканиям и строительству.
Партнерство формирует компфонд на основании утвердительного постановления руководящего органа при условии:
- Если 15 членов некоммерческого объединения в области проектных и изыскательских работ подписали соответствующее соглашение;
- Для СРО строительной отрасли правило действует для 30 участников.
Зачем нужен компенсационный фонд ОДО
Он необходим для участия члена объединения в государственных тендерах сегмента проектных, изыскательских, строительных работ согласно законодательным нормам. Участнику нужно предъявить выписку из госреестра саморегулируемых организаций и внести необходимую сумму в КФ.
Ресурс обеспечивает выплаты по субсидиарной ответственности членов СРО за несоблюдение обязательств по госконтрактам.
Кроме того, фонд возмещает убытки по нарушениям контрактов, оформленных конкурентным способом.
Закон
Порядок создания фонда и его деятельность регламентируется нормами Градостроительного Кодекса РФ. Также Кодекс устанавливает размер взносов в зависимости от профиля партнерства и предельной величины обязательств по договору.
Кроме того, особенности функционирования определяются и регулируются внутренней документацией саморегулируемых организаций.
Срок формирования компфонда определен законом до 1-го июля 2017.
Размер взносов и порядок оплаты
Для СРО строителей минимальная величина вносимых средств согласно положениям строительного законодательства составляет:
- 200 000 рублей если предельный размер обязательств по контрактам менее 60 000 000;
- 2 500 000 — при 500 000;
- 4 500 000 — при 3 млрд;
- 7 000 000 — до 19 млрд;
- 25 000 000 — более 10 млрд.
Для СРО изыскателей и проектировщиков:
- 150 000 — не более 25 000 000, соответственно;
- 350 000 — 50 000 000;
- 2 500 000 — 300 000 000;
- 3 500 000 — более 300 000 000.
Платеж производится единовременно после зачисления в СРО. Рассрочки нет.
Член СРО обязан уведомить контролирующий орган партнерства о сумме договорных обязательств за отчетный год. На основании данной величины и определяется объем взноса для указанного представителя. Если стоимость обязательств по договору увеличивается участнику необходимо известить руководство НКО и доплатить.
Действующее законодательство не регламентирует распределение финансов между компфондами ВВ и ОДО. Некоммерческие объединения вправе самостоятельно распределять деньги между ними и переводить из одного фонда в другой.
К примеру, если участник саморегулятора оплатил ранее взнос в 300 000 рублей, эта сумма может быть распределена между двумя ресурсами на спецсчетах уполномоченных банков согласно статье 55.16 Гр. К. РФ.
Как происходят выплаты из фонда
Выплата происходит после наступления субсидиарной ответственности в целях возмещения судебных издержек, убытков, неустоек по договорам, заключенным конкурентным способом.
С 1-го июля 2017 саморегуляторы ответственны за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств их участниками по госконтрактам.
К примеру, если сумма выплат по банковской гарантии больше объема требований компании-заказчика (ущерба, штрафов и т.д.), организация-подрядчик имеет право произвести взыскание разницы между данными показателями, то есть имеет возможность получить обратно излишек оплаченных денег. Если же требования заказчика превышают величину выплат гарантии, ответственность за недостающую сумму несет некоммерческое партнерство. Для покрытия неустойки и применяются деньги компенсационного фонда ОДО.
При смене или выходе из СРО
В случае исключения НКО из госреестра, средства КФ в течение семи рабочих дней направляются на хранение в Нацобъединение саморегулируемых организаций. На счетах ведомства деньги размещаются до исполнения договорных обязательств всеми участниками партнерства. Средства могут быть использованы только для выплат при наступлении солидарной или субсидиарной ответственности НКО по обязательствам ее участников.
Если компания или индивидуальный предприниматель выходят из состава некоммерческого объединения, возврат взносов не производится.
Если вам вам требуется заключать договоры конкурентными способами и вступить для этого в СРО, мы вам поможем! Для этого оставьте заявку на сайте или позвоните по номеру 8 (800) 250-16-00.
xn--n1adc.xn--80adxhks
Как не допустить выплат из компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств?
После вступления в силу с 1 июля 2017 года новых положений Градостроительного кодекса РФ у саморегулируемых организаций (СРО) в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства появились дополнительные контрольные функции. Это контроль с применением риск-ориентированного подхода за деятельностью организаций-членов, которые выполняют работы на особо опасных и технически сложных объектах, а также на объектах использования атомной энергии; контроль за выполнением требований стандартов на процессы выполнения работ; контроль за деятельностью организаций, которые выполняют работы в рамках договоров подряда, заключенных с использованием конкурентных способов определения поставщиков.
Из всех перечисленных направлений самым серьезным вызовом для саморегулируемых организаций является, пожалуй, последнее – необходимость реализации контроля, связанного с выполнением договорных обязательств. Именно в этом случае СРО придется иметь дело с огромным пластом неотрегулированных проблем в отношениях между заказчиками и подрядчиками. При этом они должны будут на деле доказывать способность обеспечить готовность своих членов успешно работать по тем правилам, которые сложились на рынке, а в случае необходимости – помогать им защищать собственные интересы в суде. Критерием оценки эффективности работы как самой СРО, так и входящих в неё компаний в этом случае станет сохранность компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств (КФ ОДО).
Некоторые правовые аспекты выполнения СРО функции контроля за деятельностью организаций-членов, которые заключают договоры на конкурентной основе, были рассмотрены 18 октября 2017 года в ходе межрегиональной конференции, организованной координатором Национального объединения изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) по Москве, вице-президентом НОПРИЗ Алексеем Воронцовым. Основной доклад на конференции был сделан председателем Комитета по саморегулированию НОПРИЗ Юлией Илюниной.
О компенсационном фонде обеспечения договорных обязательств
Итак, в соответствии с новой редакцией статьи 55.1 Градкодекса РФ, к основным целям саморегулируемых организаций относится теперь и обеспечение исполнения своими членами обязательств по договорам подряда, заключенным с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии федеральным законом №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и федеральным законом №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Согласно статье 55.8 Градкодекса, член СРО имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда при наличии у СРО, членом которой он является, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств.
Чтобы его сформировать, как минимум, 15 членов изыскательской или проектной СРО должны подать заявления о намерении принимать участие в заключении договоров подряда, заключенных с использованием конкурентных способов определения поставщиков. На основании их заявлений постоянно действующий коллегиальный орган управления принимает решение о формировании КФ ОДО.
Юлия Илюнина привела цифры, согласно которым на сегодняшний день на территории Москвы зарегистрировано 78 СРО в области архитектурно-строительного проектирования. Из них 51 СРО приняли решения предоставлять право участвовать в конкурсных процедурах и сформировали КФ ОДО на общую сумму 2,255 млрд рублей. В области инженерных изысканий зарегистрировано 15 СРО. Из них 10 предоставляют право своим членам участвовать в конкурсах. КФ ОДО изыскателей составляет 672 млн рублей.
Члены тех СРО, которые не сформировали КФ ОДО, должны определиться – либо они отказываются от участия в конкурсах, либо им следует подумать о переходе в другие СРО. При этом, правда, необходимо понимать, что такой переход возможен только через год после выхода из своей прежней саморегулируемой организации.
Ежегодно член СРО обязан уведомлять свою организацию о фактическом совокупном размере обязательств по договорам подряда, заключенным в течение отчетного года с использованием конкурентных способов заключения договоров. Данное уведомление направляется в срок до 1 марта года, следующего за отчётным. Размер взноса в КФ ОДО зависит от уровня ответственности, который, в свою очередь, определяется по результатам расчёта совокупного размера договорных обязательств. Соответственно, при необходимости увеличения размера внесенного им взноса в КФ ОДО до следующего уровня ответственности член СРО обязан сделать дополнительный взнос, чтобы не лишиться права выполнять работы.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения членом СРО обязательств по договору подряда саморегулируемая организация несет субсидиарную ответственность, но в пределах одной четвертой доли средств КФ ОДО (статья 60.1).
Если в результате выплаты из средств КФ ОДО произошло снижение его размера ниже минимального уровня, член СРО, по вине которого осуществлена такая выплата, а также иные члены СРО (!), внесшие взносы в такой компенсационный фонд, в срок не более чем три месяца должны внести новые взносы в целях увеличения размера компенсационного фонда до размера, который установлен внутренними документами СРО (статья 55.16).
Юлия Илюнина отметила, что возмещение ущерба из средств компенсационного фонда ОДО производится исключительно по решению суда. Если договор не исполнен по вине организации-технического заказчика, последствия наступают уже для этой организации и СРО, в которой она, возможно, состоит. Поэтому актуальным является вопрос о разграничении ответственности в рамках обязательств по договору подряда.
Сферы ответственности заказчика и подрядчика
Вопрос о разграничении ответственности между заказчиком и подрядчиком в рамках подрядного договора в изыскательской и проектной сфере достаточно сложен. Например, если строго следовать нормам Гражданского кодекса РФ, предоставление исходных данных и технического задания, безусловно, относится к сфере ответственности заказчика. Однако на практике заказчики часто передают эту функцию подрядным организациям. Тем не менее, следует помнить, что юридическую ответственность за правильность предоставления исходных данных всё равно несет заказчик. Поэтому сначала исходные данные и техническое задание должны быть переданы заказчику и после этого снова направлены подрядной организации. И то, и другое действие должно сопровождаться оформлением акта.
В части согласования технической документации ответственность заказчика и подрядчика также пересекаются. Иногда согласование и прохождение экспертизы полностью ложится на подрядчика. Иногда договоры заключаются таким образом, что экспертизу проходит технический заказчик.
Совершенно определенно можно лишь сказать, что подрядчик полностью отвечает за качество работ, а заказчик отвечает за своевременную их приемку и оплату.
Вопрос о соблюдении сроков, прописанных в договоре подряда, не так однозначен. Практика показывает, что в 80% случаев в срыве сроков виноват именно заказчик. Существует очень много факторов, которые зависят от заказчика и не позволяют проектировщику и изыскателю вовремя начать работу. Например, это несвоевременно переданная, неполная или некачественная исходная документация, некорректно составленное техническое задание. Часто бывает, что заказчик передает проектировщику геоподоснову 1950-х годов, а потом оказывается, что на территории проектирования появились новые коммуникации, координаты объектов неточны и т.д.
За прошедшие годы в отрасли сложилась ситуация, при которой подрядчики стараются не портить отношения с заказчиками и не требуют от них строгого и своевременного соблюдения своих обязательств по договорам. Считается, что лучше потерпеть и подождать, когда заказчик сам сделает всё, что полагается, чем оказаться под угрозой отказа подписывать акт о приемке работ или не получить новый заказ.
Как же поступать в ситуации, когда в результате появления угрозы выплат из компенсационного фонда вероятность судебных разбирательств в настоящее время повысилась? НОПРИЗ не призывает членов СРО входить в прямой конфликт с заказчиком. Вместе с тем, по словам Юлии Илюниной, любые отклонения по срокам передачи документов, полноте и достоверности данных необходимо в корректной форме фиксировать в формате письма заказчику. Все такие уведомления следует направлять заказными письмами, сохранять все копии и ответы заказчика. Если дело дойдет до судебных разбирательств (а сейчас вероятность этого становится всё больше, потому что включаются интересы самой СРО и других членов), по крайней мере, правда будет на стороне подрядчика, заключила председатель комитета по саморегулированию НОПРИЗ.
Задачи СРО
Новая функция, связанная с контролем за деятельностью организаций, которые выполняют работы в рамках договоров подряда, заключенных с использованием конкурентных способов определения поставщиков, предполагает появление у СРО целого ряда новых прав и обязанностей. Они связаны с необходимостью собирать информацию о деятельности своих членов и защищать их интересы.
В течение двух недель с момента получения уведомления и документов, подтверждающих фактический совокупный объем обязательств по договорам подряда, заключенным членом СРО за отчетный год, саморегулируемая организация проводит в отношении такого члена проверку. В ходе нее рассматривается соответствие фактического совокупного размера обязательств по договорам предельному размеру обязательств, исходя из которых был произведен взнос в КФ ОДО. В дальнейшем ежегодно, до 1 марта СРО должны получать отчеты от своих членов о выполненных ими работах. В 2018 году члены СРО должны будут предоставить данные по договорам подряда, заключенным после 1 июля 2017 года.
В дальнейшем СРО будут проводить проверки исполнения своими членами обязательств по договорам подряда, заключенным на конкурсной основе, не реже чем один раз в год. Для сравнения – проверки на соблюдение требований стандартов и требований СРО проводятся раз в три года.
Порядок проведения проверки относится к сфере компетенции СРО. Естественно, в своих правилах СРО может прописать алгоритм мониторинга достоверности данных, предоставленных членом СРО. Некоторые организации уже сейчас начали, как минимум, один раз в месяц отслеживать информацию по каждому члену на открытых электронных площадках, где проводятся конкурсные процедуры. В правилах также можно прописать, например, необходимость предоставления контрактов на бумажном носителе, что значительно облегчит реализацию контроля.
Законодательство предоставляет СРО достаточно широкие права, которые можно использовать для защиты интересов своих членов. Они могут осуществлять общественный контроль в сфере закупок, подавать иски и участвовать в качестве третьего лица в деле при рассмотрении судебных споров о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договорам подряда. Очевидно, что у саморегулируемых организаций появляется дополнительный материальный интерес – в случае возникновения спорных ситуаций сохранность КФ ОДО будет напрямую зависеть от эффективности юридической поддержки своих членов в суде.
В 44-ФЗ есть статья 102, в которой говорится про общественный контроль за соблюдением требований законодательства РФ в сфере государственных закупок. Он предполагает использование следующих инструментов:
- направление заказчикам запросов о предоставлении информации об осуществлении закупок и о ходе выполнения контрактов;
- осуществление независимого мониторинга закупок и оценки эффективности закупок и результатов исполнения контрактов в части их соответствия требованиям 44-ФЗ;
- подача жалоб, которые рассматриваются в ускоренном порядке, на действия или бездействия заказчика, нарушающие права и законные интересы участника закупки;
- обращение от своего имени в правоохранительные органы в случаях выявления признаков состава преступления в действиях или бездействиях заказчика;
- обращение в суд в защиту нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов группы лиц.
У членов СРО после вступления в силу новых положений Градкодекса появляются, в основном, обязанности, связанные с перечислением средств в КФ ОДО и своевременным предоставлением информации. Впрочем, одновременно у них появляются и возможности, связанные с новыми направлениями деятельности СРО.
Задача состоит в том, чтобы научиться применять указанные инструменты системно и с пользой для дела. В ситуациях, когда между заказчиком и подрядчиком сложились многолетние доверительные связи, СРО эффективнее всего могла бы работать «на подстраховке». Другой разговор, когда член СРО сталкивается с нарушениями в ходе конкурса или с откровенным произволом со стороны заказчика в процессе выполнения договора. В этих случаях инструменты общественного контроля, связанные с направлением запросов заказчику и органам власти, на самом деле способны помочь не довести дело до срыва исполнения контракта и судебного разбирательства.
Единый программный продукт
В ходе обсуждения основного доклада участники круглого стола высказались в пользу разработки нового программного продукта, который позволял бы отслеживать все конкурсные процедуры, а также сроки выполнения условий подрядных договоров.
По информации Юлии Илюниной, Департамент градостроительной политики г. Москвы готовит в настоящее время базу данных, где будет содержаться необходимая информация по всем торгам, а также по исполнению контрактов на территории города. Там же будут сделаны специальные разделы для саморегулируемых организаций.
Заместитель руководителя аппарата НОПРИЗ Виталий Ерёмин и директор Департамента по законодательному и правовому обеспечению Юлия Васильева сообщили, что НОПРИЗ по предложению Минстроя России в настоящее время готовит поправки в 44-ФЗ, направленные на повышение прозрачности контрактной системы и применение антидемпинговых мер. В 2018 году Национальное объединение приступит к разработке единой общероссийской информационной системы, позволяющей осуществлять саморегулируемым организациям контрольные функции.
Банковская гарантия под вопросом
Еще одна важная тема, которая обсуждалась в ходе заседания круглого стола НОПРИЗ, это целесообразность сохранения после появления КФ ОДО такой формы обеспечения договорных обязательств, как банковская гарантия. Дело в том, что субсидиарная ответственность как раз и предполагает множественность форм компенсации в случае ненадлежащего исполнения договорных обязательств. То есть на сегодняшний день, по решению суда компенсация может быть взыскана с самого подрядчика, с компании, которая застраховала его риски, связанные с нарушением условий договора, из средств компенсационного фонда СРО, а также с кредитной организации, которая выдала банковскую гарантию.
Юлия Илюнина и модератор круглого стола Алексей Воронцов высказались в пользу внесения изменений в 44-ФЗ и отказа от банковской гарантии, как способа обеспечения имущественной ответственности по договорам подряда. Некоторые участники обсуждения, наоборот, считают, что отказ от банковской гарантии приведет к быстрому растворению компенсационного фонда. В итоге было принято решение поручить Комитету по саморегулированию изучить этот вопрос дополнительно.
Сложность состоит в том, что после вступления в силу новых положений Градкодекса в полную силу пока не заработал институт страхования, который в прошлом очень сильно помогал саморегулируемым организациям избегать выплат из компенсационных фондов. По словам Юлии Илюниной, Всероссийский союз страховщиков не определил порядок страхования КФ ОДО. Поэтому на сегодняшний день нет гарантии, что компании, которые осуществляют страхование, правильно проведут выплаты в случае наступления страхового случая. Непонятно, будет ли это индивидуальное или коллективное страхование, будет ли привязка к объектам и к стоимости базового размера КФ ОДО. «Ингосстрах» и еще несколько страховых компаний заключают такие договора. Однако вопрос до конца не доработан и не согласован с Минфином России. Поэтому, по словам Юлии Илюниной, организации заключают договоры страхования на свой страх и риск. Впрочем, до конца года ситуация должна проясниться.
ИВАН ПЕТУХОВСКИЙГенеральный директор компании ООО «СКДО»1 июля 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 №372-ФЗ, который внес существенные изменения в работу СРО, а также в работу Национальных объединений саморегулируемых организаций. В частности, на них были возложены обязанности по контролю за своими членами, в том числе за выполнением ими договорных обязательств. Вместе с этим были созданы соответствующие компенсационные фонды обеспечения договорных обязательств (КФ ОДО).Специалисты, участвующие в обсуждении данного вопроса, нередко высказываются в пользу разработки нового программного продукта, который содержал бы информацию по всем торгам, а также позволял отслеживать все конкурсные процедуры и сроки выполнения условий подрядных договоров. Вместе с тем, с нашей точки зрения, разработка нового программного продукта нецелесообразна. Такая система, безусловно, необходима, однако на сегодняшний день строительная отрасль уже насчитывает около двенадцати информационных систем, в том числе и крупные ИС, и более мелкие региональные, функционал которых с разной долей успешности позволяет реализовывать требования 372-ФЗ. В связи с этим более эффективным нам представляется направить бюджетные средства на разработку стандартов и правовых норм, а также поправок в 44-ФЗ, которые в совокупности будут нацелены на повышение прозрачности контрактной системы. При этом технический аспект необходимой информационной системы будет целесообразным поручить назначенному оператору, который и возьмет на себя финансовую нагрузку, связанную с введением в эксплуатацию необходимого функционала.Таким образом, непосредственно заинтересованными участниками рынка будет сформировано правовое поле, на базе которого появится возможность для деятельности унифицированной системы, обеспечивающей прозрачность, достоверность, полноту предоставления отраслевой информации, позволяющей получать актуальные аналитические отчеты по отрасли. Это позволит СРО эффективно реализовывать возложенные на них 372-ФЗ функции контроля, а также обеспечит скорейшую интеграцию строительной отрасли в цифровую экономику.www.geoinfo.ru
Компенсационный фонд возмещения вреда и компенсационный фонд обеспечения исполнения договорных обязательств - в чем разница?
Федеральный закон № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 3 июля 2016 года изменил правила формирования компенсационных фондов саморегулируемых организаций и размеры членских взносов. Разберемся, в чем разница между фондом возмещения вреда и фондом обеспечения исполнения договорных обязательств и сколько придется платить в компфонды членам СРО в 2017 году.
Что такое компенсационный фонд возмещения вреда?
Компенсационный фонд возмещения вреда – это фонд, формируемый саморегулируемой организацией для обеспечения имущественной ответственности ее членов по обязательствам, которые возникают вследствие причинения вреда имуществу или личности физического или юридического лица путем повреждения или разрушения зданий, сооружений или их частей. Данный компфонд используется в качестве инструмента солидарной ответственности членов СРО перед лицами, которым нанесен вред одним или несколькими организациями (ИП), являющимися членами данной саморегулируемой организации. Компенсационный фонд возмещения вреда должен формироваться всеми саморегулируемыми организациями.
Минимальные размеры взносов в компфонд возмещения вреда в 2017 году:
- 100 000 рублей (если сумма работ по одному договору не превышает 60 000 000 рублей);
- 500 000 рублей (если сумма работ по одному договору не превышает 500 000 000 рублей);
- 1 500 000 рублей (если сумма работ по одному договору не превышает 3 000 000 000 рублей);
- 2 000 000 рублей (если сумма работ по одному договору не превышает 10 000 000 000 рублей);
- 5 000 000 рублей (если сумма работ по одному договору составляет более 10 000 000 000 рублей).
Что такое компенсационный фонд обеспечения исполнения договорных обязательств?
Компенсационный фонд обеспечения исполнения договорных обязательств формируется в качестве инструмента имущественной ответственности СРО по обязательствам, которые возникают из-за ненадлежащего исполнения или неисполнения членами саморегулируемой организации обязательств по договорам подряда на разработку проектной документации, проведение инженерных изысканий и строительных работ, заключенным по муниципальным и государственным заказам, исполнитель которых выбирается на конкурсной основе (по итогам тендера или аукциона).
Фонд обеспечения исполнения договорных обязательств по новому закону обязаны формировать не все саморегулируемые организации. Его необходимо иметь следующим СРО:
- Проектным и изыскательским саморегулируемым организациям, более 15 членов которых изъявили намерение участвовать в выборе исполнителей для выполнения муниципальных и государственных заказов на конкурсной основе.
- Строительным организациям, более 30 членов которых изъявили намерение участвовать в выборе исполнителей для выполнения муниципальных и государственных заказов на конкурсной основе.
Решение о формировании фонда для обеспечения обязательств по договорам принимает коллегиальный исполнительный орган СРО. В этот компфонд могут быть зачислены средства исключенных и добровольно вышедших из СРО организаций.
Минимальные размеры взносов в компфонд обеспечения договорных обязательств:
- 200 000 рублей (если максимальная сумма непогашенных обязательств члена СРО по договорам не превышает 60 000 000 рублей);
- 2 500 000 рублей (если максимальная сумма непогашенных обязательств члена СРО по договорам не превышает 500 000 000 рублей);
- 4 500 000 рублей (если максимальная сумма непогашенных обязательств члена СРО по договорам не превышает 3 000 000 000 рублей);
- 7 000 000 рублей (если максимальная сумма непогашенных обязательств члена СРО по договорам не превышает 10 000 000 000 рублей);
- 25 000 000 рублей (если максимальная сумма непогашенных обязательств члена СРО по договорам составляет более 10 000 000 000 рублей).
Предлагаем профессиональную помощь в процедурах вступления в СРО и смены СРО. Для получения подробной информации об услугах свяжитесь с нашими менеджерами по телефонам или электронной почте из раздела «Контакты».
kg-gk.ru