Нужно ли застройщику вступать в сро 2019


Требования к застройщику в 2019 году (по 214 фз): уставной капитал, сайт, договор

Работа застройщика в современной России жестко регламентирована. Есть масса стандартов и ГОСТов, предъявляемых к качеству жилья. Но даже это не главное. Для покупателя скорее интересно узнать требования к застройщику, которые предъявляет федеральный закон №214: «О долевом участии в строительстве многоквартирных домов». В 2019 году законодатели внесли в него массу изменений, о которых важно знать будущим инвесторам.

Новый закон

Поправок в 2019 году получилось очень много. Даже если отбросить незначительные технические изменения, которые будут волновать скорее только работников контролирующих органов, чем покупателей, все получается довольно весомый пласт нового законодательства.

Уставной капитал Важная поправка для дольщиков – размер уставного капитала сильно увеличен. Это важно в случае, если застройщик будет банкротится – средства помогут в достройке дома
Компенсационный фонд Застройщику придется сбрасываться в общий федеральный котел с каждого зарегистрированного договора долевого участия
Условия договора Сам договор долевого участия тоже претерпел значительные изменения. Об этом – в отдельном разделе
Таунхаусы Теперь требования к застройщику по 214ФЗ распространяются не только на многоэтажки, но и на жилье с малым количеством этажей и даже частные дома – таунхаусы

Таунхаусы

Да, все верно. Новые требования к застройщикам с 2019 года заставляют девелоперов заключать договора долевого участия и на продажу таунхаусов. Это малоэтажное строительство ранее распространялось как несколько отдельных домов на одной площади. Теперь застройщики, торгующие жильем в коттеджных поселках, вынуждены работать по 214ФЗ.

  • Индивидуальное жилье – это когда вы получаете разрешение на строительство на арендованной или собственной жилье и нанимаете подрядчика на возведение вашего коттеджа.
  • Таунхаусы – это ситуация, когда вы как покупатель приходите к застройщику и выбирайте дом, построенный на его земле и по разрешению, выданному застройщику. Покупать можно также не готовый дом, а право требования по договору долевого участия.

Это достаточно необычное нововведение защищает покупателей коттеджей от мошенничества с двойными продажами квартир и «случайными» исчезновениями застройщиков после получения денег.

Компенсационный фонд

Требования к застройщику, введенные поправки в 214ФЗ, в основном обусловлены большим количеством обманутых дольщиков. По стране их насчитывается десятки тысяч. Но важно учитывать – новые поправки решают превентивные проблемы, но никак не исправляют ситуацию тех, кого уже обманули. Поэтому будьте внимательнее к предложениям риелторов о выгодных покупках в долгостроях

Покупая квартиру в новостройке, проверьте, не является ли она долгостроем. Возможно, выгодное предложение связано именно с проблемами у застройщика. Здесь подробно о том, как проверить застройщика перед покупкой квартиры.

Компенсационный фонд – это новый механизм получения денег на достройку проблемных объектов, которые могут появиться из-за некомпетентности девелопера. От мошенничества со стороны строителей он не поможет, но вот в ситуации с банкротством проблему решит. Поэтому новые требования к застройщику в этой части выглядят довольно адекватным решением.

  • У нас есть ст. 23.2 ФЗ от 30.12.2004 №214-ФЗ, в которой говорится, что новым требованием к застройщику стало взимание средств в компенсационный фонд долевого строительства
  • Контроль будет выполнять некоммерческая одноименная организация
  • Размер взносов – не более 1% от стоимости многоквартирного дома, указанной в проектной декларации.

Фактически, после введения этих поправок требования к застройщику усилились, но за счет увеличения стоимости жилья на 1%. Важно учитывать, что компенсационный фонд работает только в тех новостройках, где первый договор долевого участия заключен после 1 января 2018 года. Если же ДДУ был заключен ранее – то требования к застройщику по 214 ФЗ заключаются в обязательном механизме страхования новостройки.

Требования к застройщику

Какие требования к застройщику в 2019 году предъявляет закон? Если брать совокупность основных требований и нововведений этого года, то получается достаточно большой список:

  • Девелопер может вести деятельность по возведению многоквартирного дома только если имеет разрешение на строительство, выданное органами власти региона или муниципалитета, в зависимости от местного законодательства
  • Требования к заказчику застройщику – должен быть допуск СРО на ведение работ у самого заказчика, либо у генподрядчика, который привлекается для строительства многоквартирного дома. Проверяйте существование СРО, которое указывает застройщик – запрос можно отправить в министерство строительства вашего региона.
  • Застройщик обязан направлять все изменения в проектной декларации в местное министерство строительство для согласования
  • Все существенные изменения в проектной декларации происходят с помощью дополнительного соглашения со всеми дольщиками, которые уже зарегистрировали договор долевого участия
  • Застройщик должен иметь земельный участок либо в аренде, либо в собственности. Срок аренды должен быть актуальным
  • Уставной капитал должен быть не ниже минимального по его площади.
  • Проектная декларация должна оформляться в соответствии с правилами, установленными министерством строительства РФ

Уставной капитал

Требования к уставному капиталу застройщика – одна из самых актуальных тем в обсуждениях профессионального сообщества. Новые поправки в законодательство фактически сокращает количество застройщиков, которые могут действовать в нашей стране. Предполагается, что малые застройщики, неспособные зарегистрировать повышенный уставной капитал, смогут работать генподрядчиками у крупных застройщиков-холдингов.

Уставной капитал – эта сумма, которая фактически замораживается у застройщика – в нее может быть внесена как денежная наличность, так и различная техника и собственность. Уставной капитал может быть использован для выплаты долгов при банкротстве.

Размер капитала Площадь всех объектов долевого строительства
2,5 млн рублей Не более 1,5 тыс. квадратных метров
4 млн рублей 2,5 тыс. кв. метров
10 млн рублей 10 тыс. кв. метров
40 млн рублей 25 тыс. кв. метров
80 млн рублей 50 тыс. кв. метров
400 млн рублей 250 тыс. кв. метров
1,5 млрд рублей Более 500 тыс. кв. метров

Соответственно, крупные застройки, такие как реализация программ возведения микрорайонов, сейчас могут реализовывать девелоперы только с очень большим уставным капиталом. С одной стороны, это гарантирует:

  • Наличие средств для кредиторов в случае банкротства
  • С другой стороны – наличие собственной техники для возведения жилья. Ведь вряд ли какая компания решит заморозить сотни миллионов рублей в уставном капитале

Проблемы с законом

Федеральный закон достаточно жестко регламентирует действия юридического лица – девелопера, который взялся за возведение многоквартирного жилья и продажу долей инвестором. Если застройщик решил привлекать деньги физических лиц, то он обязан:

  • Отсутствовать в реестре недобросовестных поставщиков
  • Отсутствовать в реестре недобросовестных участников государственных аукционов
  • У застройщика не должно быть недоимки и других претензий налоговых органов
  • Руководитель и бухгалтер застройщика не должны быть судимы за преступления в сфере экономики. К ним не должны применяться административные меры воздействия за любые действия в сфере строительства и капитального ремонта. Также они не должны быть дисквалифицированы не в актуальный момент, не ранее, по решению органов исполнительной власти

Обязательный сайт

Требования к сайту застройщика с 2019 года также кардинально поменялись. Раньше просто было сказано – застройщик обязан выкладывать информацию о себе в сеть Интернет. Сейчас же требования стали намного строже. Называется это «информационной открытостью застройщика».

  • Девелопер обязан иметь не менее трех ссылок на главной странице на внутренние страницы сайта – т.е. портал состоит из страниц об объектах и страницы с проектными декларациями
  • Требования к сайту застройщика содержат полную открытость информации – человек не должен иметь никаких специфических программ, кроме стандартных браузеров. Не должно быть обязательной регистрации, никаких дополнительных установок исполняемых файлов и систем защиты. Не должно быть платы за просмотр информации.
  • Проектные декларации, разрешения на строительство, информация об участке размещается либо в виде сканированного листа документа, либо полной электронной копии
  • Документы, размещенные на сайте, должны быть завизированы руководителем организации.
  • Недопустимо шифрование документов – если на портале застройщика вы нашли файлы, зашифрованные в архив, то можно отправить жалобу в минстрой – это нарушение закона.

Теперь на сайте застройщика должны быть не только актуальные версии деклараций, но и все старые версии. Можно отследить изменение и понять, что происходит с новостройкой

Договор

Требование застройщику о передаче квартиры, сроках исполнения, сумме и прочем содержатся в договоре долевого участие. Этот документ регламентируется ст.№4 федерального закона. Основные требования:

  • Должен содержать определение объекта строительства, право требование на который вы приобретаете. Если по-человечески – это описание вашей будущей квартиры, с указанием площади, этажа и планировки. Лоджия, количество комнат – вносится вся информация.
  • Местоположение квартиры – адрес, пусть и строительный, будущего дома.
  • Срок передачи объекта девелопером
  • Цена договора, а также алгоритм расчета. Важно – вы не должны рассчитываться с застройщиком до регистрации договора в Росреестре
  • Гарантийные срок на сам многоквартирный дом и отдельные его части

Кроме того, в договоре должны содержаться сведения о самом многоквартирном доме. По аналогии с квартирой – в ДДУ вы должны иметь возможность узнать его адрес, распознать этажность, количество нежилых помещений и в целом сам план объекта.

Все сведения в договоре долевого участия должны быть в соответствии с актуальной версией проектной декларацией, выложенной на сайте застройщика.

Гарантии

Законодательство выдвигает требования к застройщику относительно гарантий на объект недвижимости. При этом в 2019 году ситуация ужесточилась, но появились минусы и для дольщиков.

  • Дольщик вправе обратиться в суд и потребовать как устранения дефектов, так и выплату неустойки за просрочку сдачи дома и различные гарантийные проблемы
  • Но при этом изначально дольщик обязан обратиться к застройщику, и направлять иск в суд можно только отказа или бездействия девелопера.

Застройщик не участвует в процессе гарантийного ремонта, если многоквартирный дом полностью или квартира в отдельности пострадали за счет:

  • Естественного износа
  • Проблем с ремонтом, который делает сам владелец квартиры
  • Нарушения переданной инвестору инструкции по эксплуатации многоквартирного дома

Из-за последнего пункта возникает достаточно много споров. Но фактически все просто – если управляющая компания своими действиями или бездействиями допустила проблемы с домом – то проблемы устранения недостатков это вопрос УК, а не застройщика. Судебной практики по этому вопросу на момент написания статьи нет.

Прилегающая территория

Какие требования к застройщику можно предъявить относительно благоустройства территорий? Если речь идет об отдельном объекте недвижимости, то это уборка территории, приведение ее в нормативный вид. Отдельные элементы благоустройства прописываются в проектной декларации.

Требования к застройщику по прилегающим дорогам фактически не существуют. Если девелопер своими строительными действиями эту дорогу разрушил – то придется обращаться в муниципалитет с требованием обязать застройщика отремонтировать эту дорогу. Так как дороги общего пользования, даже если они прилегают к новостройке, не находятся в собственности жильцов, то и отстаивать права на них через гражданские суды невозможно. Только через подачу жалоб в администрацию и прокуратуру вашего района.

Остались вопросы по теме Спросите у юриста

viplawyer.ru

Новости СРО

Понедельник, Июль 3, 2017

С 1 июля вступили в силу поправки в Градостроительный кодекс, которыми изменяется правовое регулирование деятельности технического заказчика. Согласно разъяснениям Минстроя, данные нововведения касаются и застройщиков, которые самостоятельно (без технического заказчика) нанимают изыскателей, проектировщиков и подрядчиков.

До обозначенной даты организациям, выполняющим функцию технического заказчика, требовалось членство только в строительной СРО с получением свидетельства о допуске к видам работ по строительному контролю, напоминает информационная служба ЕРЗ. С 1 июля, согласно пункта 22 статьи 1 Градостроительного кодекса, технический заказчик должен быть членом изыскательской СРО, если он от имени застройщика взаимодействует с изыскательской организацией, а также членом проектной СРО, если он взаимодействует с проектной организацией, и строительной СРО, если взаимодействует с подрядчиком.

В Минстрое России считают, что «при осуществлении застройщиком функций технического заказчика самостоятельно застройщику требуется членство в саморегулируемой организации соответствующего вида». Т.е., по мнению министерских чиновников, застройщик в данном случае должен состоять сразу в трёх СРО – изыскательской, проектной и строительной.

С такой трактовкой закона не согласен директор Института развития строительной отрасли, а по совместительству — руководитель аппарата Национального объединения застройщиков жилья (НОЗА) Кирилл Холопик.

«Судебная практика показывает, что в части возникновения тех или иных обязанностей у предпринимателей суд, как правило, руководствуется буквальным толкованием закона. Примененный в разъяснении Минстроя России метод толкования по совокупности норм в данном случае неприменим, — цитирует Холопика ЕРЗ. — Закон содержит требование, что технический заказчик должен быть членом СРО. Норма о том, что застройщик «вправе передать свои функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности, техническому заказчику», не говорит о том, что в случае не передачи таких функций техническому заказчику, застройщик сам становится техническим заказчиком во взаимодействии с контрагентами.

Здесь хорошо подходит аналогия с адвокатами. Чтобы осуществлять защиту в суде гражданин может нанять профессионального адвоката, но может и сам действовать без представителя. Если гражданин осуществляет в суде свою защиту сам, то это ведь не означает, что ему требуется вступать в адвокатскую палату.  Думаю, что Минюст России никогда не даст разъяснение, из которого по совокупности норм будет сделан вывод о необходимости членства в адвокатской палате всех, кто защищает себя самостоятельно».

Сохранить как PDF файл

Темы: застройщики, СРО, технический заказчик

sroportal.ru

СРО для заказчика-застройщика

Получение допуска СРО для заказчика-застройщика вызывает большое количество споров и разногласий. Вопрос усложняется грядущими переменами, которые изменят существующую систему саморегулируемых организаций. В связи с этим необходимость вступления в СРО для заказчика-застройщика может рассматриваться в двух плоскостях – нынешнее положение и изменения, которые вступят в силу после 1.07.17.

Ранее существовавшие варианты организации деятельности

Нередко застройщик привлекает генподрядчика и не участвует самостоятельно в проведении строительных работ на объекте. Перечень видов деятельности, для выполнения которой требуется допуск саморегулируемой организации, указан в Приказе №624 Минрегиона. Если выполняемые работы не входят в представленный перечень, они могут проводиться без допуска.

Однако если согласно п. 3 ст. 706 ГрК РФ заказчик-застройщик осуществляет самостоятельный контроль за проведением работ на строительной площадке, их качеством, а также соблюдением сроков он должен состоять в саморегулируемой организации.

Обязанность по проведению строительного контроля невозможно перепоручить генподрядчику. Тем не менее, застройщик может заключать договор со «строительным контроллером», согласно которому поручать ему указанные функции. Эта ситуация позволяет застройщику не вступать в саморегулируемые организации. Во всех остальных случаях допуск СРО обязателен.

Важным аспектом является понимание принципиальной разницы между техзаказчиком и заказчиком-застройщиком. Функции и обязанности каждого из них различны. Застройщиком является владелец земельного участка и финансовых средств.

Определение понятия технического заказчика представлено в ГрК РФ. Это профессиональный исполнитель высокого уровня, на которого возложены полномочия заключать договоры подряда на проведение строительства, капитального ремонта или реконструкции на объекте. Также техзаказчик проводит организацию работы на строительных площадках и осуществляет финансовый контроль от имени застройщика. При этом застройщик имеет право выполнять функции технического заказчика собственными силами, без привлечения сторонних лиц.

По сути, термин «заказчик-застройщик» объединяет в себе функции технического заказчика, застройщика и контролера. В таком случае вступление в СРО для технического заказчика – это необходимая мера для выполнения своих ключевых функций на объекте.

Обязанности и функции заказчика

Благодаря вступлению в СРО функции заказчика расширяются и, кроме распоряжения материальными средствами, он имеет право на выполнение ряда других операций. Среди них:

  • Составление и дальнейшее утверждение проектной документации и смет.
  • Подписание договоров подряда и генподряда.
  • Ведение бухгалтерского учета.
  • Осуществление контроля за ходом проведения изыскательных работ, включая исследования грунта, воды и воздуха.
  • Надзор за выполнением работ на строительной площадке, в том числе технический и авторский надзор.
  • Подготовка документации и проведение работ по сдаче готового объекта в эксплуатацию.

Законодательные изменения

С 1.07.17 г вступает в силу закон №372, согласно которому функции техзаказчика могут выполняться только членами саморегулируемых организаций. При этом они должны соответствовать всем требованиям для членов СРО в отношении штата сотрудников, наличия строительного оборудования и опыта в сфере проводимых работ. Получить допуск СРО технический заказчик может после оплаты вступительных взносов. Финансовые затраты формируются из нескольких составляющих, среди которых выплаты в компенсационный фонд, ежемесячные взносы и страховка.

Вступление в СРО для техзаказчика предоставляет такие преимущества:

  • Взаимодействие с другими участниками объединения, помощь в решении спорных вопросов.
  • Корректировка документов в соответствии с появлением новых технологий.
  • Защита и представление каждого участника на равных основаниях.
  • Внутренние конференции и собрания.

Таким образом, вступлением в действие новой редакции закона устраняется возможность двоякой трактовки законодательных норм и четко регламентируется требование – допуск СРО для технического заказчика.

Однако законом предусмотрены и ситуации, в которых технический заказчик не должен получать доступ СРО при организации работ. Для государственных предприятий или коммерческих организаций с долей государственных предприятий более 50% допуск СРО не требуется, если подрядчиком выступает орган исполнительной власти или государственная корпорация. Также допуск не требуется для юридических лиц, созданных публично-правовыми образованиями, на проведение деятельности в установленных сферах.

Таким образом, с 1.07.17 года застройщик может нанять только техзакачика, который оплатил все необходимые компенсационные взносы и вступил в саморегулируемую организацию.

curpp.ru

Членство в СРО: кому необходимо, а кому не обязательно

Просматривая на днях диалоги участников популярного изыскательского форума geobus.ru, журналисты «ГеоИнфо» совершенно неожиданно для себя обнаружили, что несмотря на всю ту огромную разъяснительную работу, которая проводилась Минстроем, Национальными объединениями строительной сферы, да и нашей редакцией, многие основополагающие положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, вступившие в силу в результате принятия полтора года назад федерального закона №372-ФЗ, всё ещё являются предметом осмысления и различных интерпретаций со стороны представителей профессионального сообщества. Поводом для новых обсуждений становятся многочисленные подзаконные акты, которые Минстрой время от времени выпускает в связи с изменениями базовых положений ГрК. И самое интересное здесь в том, что всякий раз, когда изыскатели ощущают себя некоторым образом «на распутье» (например, в связи с появлением обновленных нормативных документов), больше всего споров и разночтений вызывает именно вопрос обязательности или добровольности членства в СРО.

Согласно данным РАСК, около 96% членов СРО в области инженерных изысканий относятся к предприятиям малого и среднего бизнеса или являются индивидуальными предпринимателями. Членство в СРО обходится им достаточно дорого. Зарабатывают они свои «копейки» тяжелым трудом. К тому же получить заработанное в наших реалиях тоже далеко не всегда просто. Любые неоднозначные формулировки воспринимаются ими… как-то не сразу.

Членство в СРО с принятием 372-ФЗ превратилось для них из обязательного в добровольно-обязательное, так и не став при этом близким и понятным. Попробуем разобраться в ситуации по порядку.

Новая редакция Положения об организации и проведении госэкспертизы

Незадолго до Нового года было официально опубликовано Постановление Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2017 г. №1559 «О внесении изменений в Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий». Данное Положение было утверждено в своё время Постановлением Правительства РФ от 5 марта 2007 г. №145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий». Изменения внесли как раз в целях приведения его в соответствие с требованиями Федерального закона от 03.07.2016 №372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Только что принятым Постановлением сделаны небольшие дополнения в перечень документов, который необходимо предоставлять в момент сдачи результатов инженерных изысканий и проектной документации в органы государственной экспертизы. В частности, уточняется, что при передаче материалов требуется действительная на этот момент выписка из реестра СРО, членом которой является исполнитель. Такая выписка предоставляется, если по закону для подготовки проектной документации и выполнения инженерных изысканий исполнителю требуется членство в СРО. В ином случае госэкспертизе направляются документы, подтверждающие, что членство в СРО не требуется.

Самый «суровый» из всех законов

На первый взгляд, всё выглядит логично. Федеральный закон №372-ФЗ был принят в июле 2016 года. К 1 декабря того же года юридические лица и индивидуальные предприниматели-члены СРО должны были определиться, необходимо ли им сохранить своё членство в этих организациях. И на самом деле те, кому в соответствии с положениями 372-ФЗ членство в СРО не требуется, давно уже оттуда вышли. Однако оказывается, что не всё так просто в нашей проектно-изыскательской сфере. Слишком много разных интересов здесь необходимо учитывать.

Главными с точки зрения понимания вопроса о необходимости членства изыскателей в СРО являются довольно мудрёные формулировки части 2 Статьи 47 Градкодекса РФ. В ней говорится, что индивидуальные предприниматели или юридические лица должны быть членами СРО, если они выполняют работы по договорам подряда. Речь при этом идет именно о тех договорах, которые заключены напрямую со следующими категориями юридических лиц:

  • застройщик;
  • технический заказчик;
  • лицо, получившее в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Далее в тексте закона идет оговорка «если иное не предусмотрено настоящей статьей», которая несколько усложняет понимание, однако ситуацию кардинально не меняет. Но об этом чуть ниже. Пока на всякий случай уточним, что во всех трех перечисленных случаях необходимость членства в СРО не зависит от размера обязательств по каждому конкретному договору подряда. Потому что никаких указаний на сей счёт ни в одной статье Градкодекса нет.

И вот здесь мы подходим к самому интересному. В тексте той же части 2 статьи 47 читаем следующее: «работы по договорам о выполнении инженерных изысканий, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций». Это означает, что в соответствии с Градкодексом, с 1 июля 2017 года для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по инженерным изысканиям на условиях субподряда, членство в саморегулируемых организациях в соответствии с Градкодексом однозначно обязательным не является. Здесь же следует заметить, что в соответствии с пунктом 5.2 статьи 48 ГрК РФ, генеральным подрядчиком или организатором и координатором тех работ, которые осуществляют небольшие изыскательские компании, может выступать и проектная организация. В этом случае генеральный проектировщикимеет право привлекать на условиях субподряда для выполнения инженерных изысканий юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, не являющихся членами СРО. Однако выполнение инженерных изысканий в рамках своего договора подряда с заказчиком в такой проектной организации должен обеспечивать специалист по организации инженерных изысканий (главный инженер проекта), включенный в Национальный реестр, как специалист в области инженерных изысканий, либо как специалист по двум направлениям деятельности – архитектурно-строительное проектирование и инженерные изыскания.

Малый бизнес и саморегулирование

Еще весной 2016 года на этапе обсуждения законопроекта о внесении изменений в Градкодекс было понятно, что упомянутое выше новое положение статьи 47 ГрК напрямую касается абсолютного большинства изыскательских организаций, которые в силу сложившегося положения дел в отрасли как раз и выполняют полевые изыскательские работы на условиях субподряда. Тем не менее, массового одномоментного выхода этих предприятий из СРО не последовало. Это стало ясно 1 декабря 2016 года, когда наступила контрольная дата, до которой члены СРО должны были определиться относительно своего будущего статуса. Определенное снижение общей численности СРО стало ощущаться только во второй половине 2017 года. С чем это связано?

Несомненно, большую роль сыграла определенная инерция и консервативное мышление руководителей малых изыскательских предприятий. Согласитесь, что руководитель уже в силу своего статуса и ответственности должен быть немного консерватором. А такой человек не подвержен колебаниям из-за каждого дуновения ветра. И пресса ему однозначно не указ. Поэтому после того, как возглавляемое им предприятие в течение 6 лет работало на основании разрешительного документа, выданного саморегулируемой организацией, предлагать ему работать дальше вообще без разрешительных документов (кроме регистрации в реестре ЕГРЮЛ) – это как-то слишком смело.

Кроме того, не следует забывать, что членство в саморегулируемом союзе или ассоциации даёт определенные материальные выгоды. Например, в виде льготных условий страхования. Кроме того, член СРО оказывается частью определенного профессионального сообщества. Насколько успешно реализует данная организация свой потенциал, зависит в том числе от выбора и дальнейших действий самих членов. Это может быть просто бюрократическая структура или лавка по продаже разрешительных документов. А может быть и центр компетенции, сформированный вокруг крупного предприятия с давними традициями или научного или образовательного центра.

После вступления в силу положений 372-ФЗ и особенно упомянутого положения статьи 47 многие изыскатели столкнулись с таким интересным явлением, как свобода выбора. И в этот момент выяснилось, что эта свобода на самом деле ограничена собственными долгосрочными коммерческими интересами и интересами постоянных деловых партнеров. Прежде всего, здесь следует учитывать желание генподрядных организаций распределить страховые риски и вероятные компенсационные издержки в случае причинения ущерба вследствие недостатков работ между всеми исполнителями. Кроме того, в законодательстве о строительном саморегулировании появилось понятие компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств. Страховые компании пока с большой опаской присматриваются к новому для себя рынку. А генеральные подрядчики очень быстро поняли, что ответственность за срыв сроков выполнения работ со своими субподрядчиками надо делить. Иначе, согласитесь, никакого КФ ОДО не хватит!

В результате членство очень многих небольших изыскательских предприятий в СРО вместо необязательного по закону стало добровольно-обязательным в силу неформальных рекомендаций, полученных фактически от заказчиков, которые на постоянной основе приглашают их выполнять работы на условиях субподряда.

Вместе с тем, после вступления в силу положений 372-ФЗ и заказчики, и генподрядчики постепенно начинают осознавать, что членство в СРО некоторым категориям предприятий малого бизнеса на самом деле не нужно. Например, когда регистрация новых юридических лиц производится исключительно в целях оптимизации налогообложения в рамках одного отдельно взятого крупного строительного проекта. В этом случае единственным интересантом могли бы оставаться функционеры СРО, в деятельности которых усматриваются признаки коммерциализации. Однако их услуги, связанные с быстрым и формальным исполнением всех новых требований законодательства, могут оказаться слишком дорогими. В результате неизбежно возникает вопрос: а стоит ли так напрягаться, превращая саморегулирование в суррогат?

Именно поэтому снижение численности членов СРО происходит, скорее, не за счет отказа от членства в СРО уже зарегистрированных юридических лиц, а в результате того, что «старшие братья» – заказчики и генеральные подрядчики перестали требовать от вновь зарегистрированных малых предприятий туда вступать. С учетом постоянной естественной убыли количества юридических лиц в результате банкротств и ликвидаций, это обстоятельство, скорее всего и определяет наметившуюся тенденцию постепенного снижения общего количества челнов СРО в области инженерных изысканий.

Государственный «крупняк»

В общем и целом рассмотрев самую главную проблему, перейдем теперь к той формулировке, которую отложили «на потом». В части 2.1 той же самой статьи 47 ГрК РФ приводится перечень из четырёх видов организаций, которым не требуется членство в СРО. Формулировки закона крайне сложны для восприятия. Если коротко, то членство в СРО необязательно для следующих категорий юридических лиц:

  • государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе государственные и муниципальные казенные предприятия, государственные и муниципальные учреждения;
  • коммерческие организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных автономных учреждений составляет более пятидесяти процентов;
  • юридические лица, созданные публично-правовыми образованиями;
  • юридические лица, в уставных (складочных) капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более пятидесяти процентов.

Отметим также, что для каждой из упомянутых категорий Градкодекс подробно описывает случаи, когда членство в СРО не требуется. Например, государственные и муниципальные унитарные предприятия, в том числе государственные и муниципальные казенные предприятия, государственные и муниципальные учреждения не обязаны быть членами СРО в случае заключения ими договоров подряда на выполнение инженерных изысканий с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в ведении которых находятся такие предприятия, учреждения, или в случае выполнения такими предприятиями, учреждениями функций технического заказчика от имени указанных федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. То есть получается, что если заказчиками ГУПа по одному конкретному договору подряда одновременно являются и государственная, и коммерческая организация (например, в случае реализации проекта государственно-частного партнерства), то членство в СРО от этого ГУПа потребуется. Вот почему никто из крупных государственных и муниципальных СРО после вступления в силу положений 372-ФЗ выходить из своих саморегулируемых организаций не стал.

Добавим к этому, что членство в СРО точно не потребуется, если инженерные изыскания проводятся для целей индивидуального жилищного строительства.

О возможных последствиях трансформации саморегулирования

Как бы то ни было, работать в период перемен в строительном саморегулировании действительно непросто. Хотя и очень интересно. Заметим, что некоторое снижение общего количества членов СРО до настоящего времени пока не привело к потере статуса тех организаций, где количество членов не на много превышает минимум (50 членов). Этого говорит о том, что системообразующие саморегулируемые организации по-прежнему укомплектованы достаточным количеством сильных и стабильных компаний. Это и позволяет им развиваться дальше. Решения Ростехнадзора о ликвидации ряда СРО, в деятельности которых отмечены нарушения, вместе со снижением общего количества членов СРО в дальнейшем приведут лишь к усилению системы саморегулирования в целом.

Общая нестабильная ситуация, связанная с длительным периодом трансформации системы и её настраиванием, скорее всего, заставит саморегулируемые организации подумать о возможности усиления своих конкурентных преимуществ. Это может быть связано с какими-то новыми формами координации бизнеса своих членов, поиском возможностей для налаживания каналов льготного кредитования и более дешевого коллективного страхования их профессиональной деятельности, развитием центров повышения квалификации специалистов. В ближайшие год-два общая численность членов, скорее всего, достигнет своего минимума, после чего снова будет увеличиваться. Но это, вероятно, будет уже совсем другое саморегулирование.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОТ 15 ДЕКАБРЯ 2017 г. №1559 О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И РЕЗУЛЬТАТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ Правительство Российской Федерации постановляет:Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. №145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, №11, ст. 1336; 2012, №17, ст. 1958; 2015, №31, ст. 4700; №50, ст. 7178, 7181; 2016, №48, ст. 6766; 2017, №19, ст. 2843; №21, ст. 3015).

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д.МЕДВЕДЕВ

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 15 декабря 2017 г. №1559

 ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОЛОЖЕНИИ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ИНЖЕНЕРНЫХ ИЗЫСКАНИЙ 1. В пункте 13:подпункт «к» изложить в следующей редакции:«к) выписка из реестра членов саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования и (или) инженерных изысканий, членом которой является исполнитель работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий, действительная на дату передачи проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий застройщику (техническому заказчику) (представляется в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется членство исполнителя работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования и (или) в области инженерных изысканий;»;дополнить подпунктами «к(1)» и «к(2)» следующего содержания:«к(1)) документы, подтверждающие, что для исполнителя работ по подготовке проектной документации и (или) выполнению инженерных изысканий не требуется членство в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования и (или) в области инженерных изысканий по основаниям, предусмотренным частью 2.1 статьи 47 и частью 4.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (предоставляется, если не представлен документ, указанный в подпункте «к» настоящего пункта);выписка (выписки) из Единого государственного реестра юридических лиц;выписка (выписки) из реестра акционеров (для исполнителей работ, являющихся юридическими лицами, созданными в организационно-правовой форме акционерных обществ);договор (договоры) подряда на подготовку проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, в том числе в случае привлечения к исполнению обязательств по договору (договорам) иных лиц договор (договоры), заключенный (заключенные) генеральным подрядчиком с субподрядчиками (или их копии в случае представления документов на бумажном носителе, если представление на бумажном носителе допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации);к(2)) документ, подтверждающий передачу проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий застройщику (техническому заказчику) (или его копия в случае представления документов на бумажном носителе, если представление на бумажном носителе допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации);».2. В пункте 14 слова «подпунктах «а» и «е» - «к» пункта 13» заменить словами «подпунктах «а» и «е» - «к(2)» пункта 13».3. В пункте 16 слова «заверенной копии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске исполнителя работ к соответствующему виду работ по инженерным изысканиям» заменить словами «выписки из реестра членов саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, членом которой является исполнитель работ по выполнению инженерных изысканий, или документов, подтверждающих, что для исполнителя работ по выполнению инженерных изысканий не требуется членство в саморегулируемой организации в области инженерных изысканий».

www.geoinfo.ru


Смотрите также