Исключение из реестра сро


Статья 21. Исключение сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций / КонсультантПлюс

1. Основанием для исключения сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, указанным в части 1 или 2 статьи 20 настоящего Федерального закона, является:

1) заявление саморегулируемой организации об исключении сведений о ней из государственного реестра саморегулируемых организаций;

2) ликвидация или реорганизация некоммерческой организации;

3) вступившее в законную силу решение суда об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций на основании ее несоответствия требованиям настоящего Федерального закона, других федеральных законов.

2. Исключение сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций по иным основаниям, кроме указанных в части 1 настоящей статьи оснований, не допускается.

3. Некоммерческая организация считается исключенной из государственного реестра саморегулируемых организаций и прекратившей деятельность в качестве саморегулируемой организации со дня представления заявления об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 1 или 2 статьи 20 настоящего Федерального закона, либо с даты вступления в законную силу решения суда об исключении сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций, либо с даты ликвидации или реорганизации некоммерческой организации.

4. Саморегулируемая организация, не соответствующая требованиям статьи 3 настоящего Федерального закона либо установленным другими федеральными законами требованиям к количеству членов саморегулируемой организации или размеру ее компенсационного фонда, обязана представить заявление о таком несоответствии в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 1 или 2 статьи 20 настоящего Федерального закона. Это заявление в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного саморегулируемой организацией с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, представляется в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 1 или 2 статьи 20 настоящего Федерального закона, с указанием даты возникновения основания для исключения сведений о некоммерческой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций. Заявление о несоответствии саморегулируемой организации требованиям статьи 3 настоящего Федерального закона может быть представлено в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, указанный в частях 1 или 2 статьи 20 настоящего Федерального закона, не более одного раза в год. В течение двух месяцев с момента получения этого заявления сведения о некоммерческой организации не могут быть исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций по основанию, указанному в этом заявлении. В случае, если по истечении указанного срока саморегулируемая организация не представит в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 1 или 2 статьи 20 настоящего Федерального закона, доказательство приведения своего статуса или деятельности в соответствие с требованиями, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, сведения о некоммерческой организации подлежат исключению из государственного реестра саморегулируемых организаций.

(в ред. Федеральных законов от 22.07.2008 N 148-ФЗ, от 13.07.2015 N 263-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Открыть полный текст документа

www.consultant.ru

Что делать, если СРО исключили из реестра

С 2017 года проводятся активные проверки саморегулируемых организаций. В результате них обнаруживаются нарушения, из-за которых СРО исключают из реестра. Что делать участникам объединений в этом случае? Расскажем в этой статье.

Последствия исключения из реестра

Последствия исключения достаточно серьезны:

  • Невозможность продолжать свою деятельность далее.
  • Заключенные договоры на исполнение услуг аннулируются.
  • Нельзя заключать новые соглашения.
  • Утрата компвзноса.

В статье 450.1 ГК РФ указано, что получатель услуг может отказаться от условий договора в случае, если у поставщика услуг нет лицензии на выполняемую деятельность.

То есть последствия исключения из реестра больно ударяют по работе участника. Последний больше не сможет продолжать свою деятельность. Как исправить положение дел? Перед участниками стоят эти задачи:

  • Вступление в новую СРО для продолжения работы.
  • Возврат компенсационного фонда.

И если вторую задачу решить можно просто, то возвращение средств – это настоящая проблема.

Схема возврата средств

Схема возврата фонда отличается этим алгоритмом:

  1. Сведения об участнике исключаются из государственного реестра СРО.
  2. СРО, утратившая статус, направляет средства фонда в объединение.
  3. Участникам, которые состояли в исключенной из реестра СРО, должны вступить в иную организацию.
  4. Когда участники вступят в новую организацию, они могут обратиться в объединение с просьбой перевести средства фонда.
  5. Средства фонда направляются в новую СРО.

Переведенные средства будут считаться компенсационным взносом. Принимаются они в размере, не превышающем размера компенсационного фонда новой СРО. Перевод средств фонда утвержден Приказом Минстроя №643 от 8 сентября 2015 года.

При принятии мер по возврату средств нужно учесть эти особенности:

  • Иногда СРО, исключенные из реестра, полностью или частично утратили средства фонда. Следовательно, и перевести их нельзя.
  • Средства можно перевести только в объеме, соответствующем объему взноса. К примеру, размер фонда составляет 300 000 рублей. Взнос в новую СРО составляет 100 000 рублей. Средства будут переведены только в объеме 100 000 рублей.
  • Для получения средств недостаточно направить в Национальное объединение заявление. К нему нужно приложить дополнительные бумаги, которые подтверждают вступление в новую СРО. Это копия протокола о принятии в состав организации.
  • Средства будут переведены только в том случае, если утратившая статус СРО направила в Национальное объединение хотя бы часть фонда.
  • Если в объединение пока не поступили средства от СРО, на заявление участников о переводе денег поступит отказ. Заявку придется подавать повторно.
  • Заявку о переводе рекомендуется составлять по форме, утвержденной Национальным объединением.
  • Выйти из действующей организации и перейти в новую СРО немедленно нельзя. Перед вступлением в новое объединение нужно подождать 12 месяцев. Соответствующее правило оговорено в части 6 статьи 55.7 ГК РФ.

Из приведенных особенностей можно сделать определенный вывод, в частности, получение взносов участниками зависит от действий учредителей СРО, исключенной из реестра.

Какие документы нужны для получения средств

Для получения своего взноса требуется направить заявление в Национальное объединение. К нему прилагаются эти документы:

  • Выписка протокола решения о том, что лицо было принято в новую СРО. В документе должен быть указан размер компенсационного взноса, установленный организацией.
  • Бумага, устанавливающая сумму взноса в СРО или копия платежного поручения, подтверждающего выплату взноса участником.
  • Справка из СРО о том, что под средства компенсационного фонда создан счет. Требуется указать его реквизиты.

Исключенные из организации участники должны направить в объединение информацию о предполагаемой дате перевода средств компенсационного фонда.

ВАЖНО! Если участник самостоятельно уплатил взнос, Национальное объединение должно будет возместить эти расходы. Средства переводятся на счет компании.

Некоторые противоречия

В предлагаемом участникам порядке есть некоторые противоречия. В частности, для получения своих средств компания должна вступить в новую СРО. Однако для вступления в организацию необходимо заплатить компенсационный взнос. То есть компании все равно придется оплачивать взнос самостоятельно. Но позже можно добиться возмещения расходов.

Также нужно учесть еще одну трудность. Часто участник направляет заявление в объединение и получает отказ по следующим причинам:

  • Исключенная из реестра СРО не перевела средства в объединение.
  • Сведения о компании не внесены в реестр новой СРО.

Большинство исключенных организаций не переводит компфонд в объединение в полном объеме. Как правило, в этом случае на них подают в суд. Однако судебные разбирательства длятся очень долго.

Как исправить сложившуюся ситуацию

Итак, Минстрой прописал алгоритм действий при исключении СРО из реестра. Однако этот алгоритм не является работающим. Можно ли что-то сделать в этой ситуации? Все зависит от конкретного положения дел. Если компания состояла в СРО с сомнительной репутацией, взнос, скорее всего, вернуть не получится. Однако все равно следует исполнять эти рекомендации:

  • Нужно постоянно отслеживать текущую ситуацию. Рассмотрим случай. Компания подала заявление в Национальное объединение, но ей отказали по причине того, что СРО не перевела средства компфонда. В этом случае нужно отслеживать перевод средств организацией. Заявление следует направить второй раз сразу после устранения причины отказа.
  • Если СРО не желает переводить средства, участнику следует подать исковое заявление в суд. Ответчиком по делу будет организация, третьим лицом – Национальное объединение.

К СВЕДЕНИЮ! Для предупреждения рассмотренных проблем следует внимательно подходить к выбору саморегулирующей организации.

Возможные подводные камни

Иногда бывшие участники организации сталкиваются с сомнительными схемами. К примеру, СРО компании исключили из реестра. Руководителю приходит письмо от организации о том, что было принято решение о переводе всех участников в новую СРО. В письме указывается, что вступительного взноса уплачивать не нужно. Перевод осуществляется в автоматическом порядке. Однако бесплатный перевод невозможен. Он не является законным по следующим основаниям:

  • Переход возможен только на основании заявления соискателя.
  • Компенсационный взнос может выплачивать только сам соискатель. Выплата не может производиться в рассрочку или третьими лицами.

То есть только сама компания может проявить инициативу по вступлению в СРО. Ловушка этой схемы заключается в следующих пунктах:

  • Участников и в самом деле переводят в другую организацию. Однако им придется терпеть постоянные проверки и поборы.
  • Выйти из организации будет сложно. Даже если компания сможет выйти из СРО, ей придется ждать год, прежде чем она вступит в новое объединение.

То есть согласие на такое сомнительное предложение обозначает постоянные расходы на поборы и блокировку своей деятельности на год при выходе из СРО.

assistentus.ru

Что делать, если СРО исключили из реестра

Основания для лишения саморегулируемой организации права выдавать допуски на осуществление деятельности в сфере строительства предусмотрены ст.55.2 ч.5 ГрК РФ. Если СРО исключили из реестра, все допуски, выданные ранее некоммерческим партнерством, становятся недействительными. В случае продолжения деятельности по свидетельствам исключенной саморегулируемой организации компании должны нести уголовную ответственность согласно ст. 171 УК РФ.

Причины и порядок исключения

Исключение саморегулируемой организации из реестра может произойти по одной из следующих причин:

  1. Несоответствие количества участников партнерства или размера компенсационного фонда организации предусмотренным нормам.
  2. Отсутствие внутренних стандартов и правил саморегулирования для участников некоммерческого партнерства.
  3. Несоответствие разработанных и утвержденных требований к выдаче свидетельств о допуске нормам, предусмотренным ст.55.5 ГрК РФ.
  4. Необеспечение информации о деятельности саморегулируемой организации и деятельности отдельных участников ассоциации.
  5. Неуплата вступительного или членского взноса в НОСТРОЙ.
  6. Непредставление сведений о размере компенсационного фонда или отсутствие реестра участников в открытом доступе.
  7. Представление недостоверных данных об адресе некоммерческого объединения.
  8. Не представление сведений в НОСТРОЙ о наименовании и виде СРО в течение 6 месяцев после формирования.

С 1 июля 2017 года в ГрК РФ вносятся изменения согласно ФЗ №372 от 03.07.2016. Пункт 5, который предусматривает исключение из реестра за неуплату взносов в Национальное объединение саморегулируемых организаций, признается утратившим действие.

Последствия для компаний

После выявления нарушений решение об исключении некоммерческого партнерства принимается во внесудебном порядке. Если СРО исключили из реестра, последствия для компаний-участников заключаются в невозможности продолжать профессиональную деятельность и утрате средств, внесенных в компенсационный фонд некоммерческого партнерства. Юридические лица рискуют потерей контракта, отказом в возмещении НДС и полным прекращением деятельности.

Что делать членам исключенной СРО для исключения простоя и возобновления работы в рамках закона? Компании должны выбрать новое некоммерческое партнерство и вступить в него в течение 30 дней после исключения старой СРО из реестра. Другой вариант действий – оспаривать решение Ростехнадзора в Арбитражном суде.

Вопрос о возврате средств КФ остается спорным. Согласно ГрК РФ, средства пострадавших компаний должны сохраняться. В соответствии с разработанным алгоритмом, деньги из компенсационного фонда исключенной саморегулируемой организации поступают в НОСТРОЙ, а затем по заявлению юридических лиц средства переводятся на счет новой организации. В заявлении о переводе КФ член СРО указывает название исключенной из государственного реестра СРО, наименование новой ассоциации, ее номер в едином реестре и банковские реквизиты.

К составленному заявлению нужно приложить копии решения Совета нового объединения о принятии компании и выдаче допуска на осуществление деятельности в сфере строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий и сооружений.

Однако на практике ликвидированные некоммерческие партнерства отказываются переводить деньги в добровольном порядке. Средства зачастую взимаются только по решению суда, что затягивает процесс. Поэтому в положенный месячный срок пострадавшая строительная компания не может вернуть КФ и вынуждена повторно уплачивать взнос в СРО.

Выбор новой организации

Что делать, если СРО исключили из реестра, кто будет компенсировать убыток компаний в результате ликвидации некоммерческого партнерства и как обезопасить себя в дальнейшем – главные вопросы, которые интересуют участников попавшего под санкции объединения.

СРО компенсируют только ущерб заказчика, который возник в результате ненадлежащего исполнения договорных обязательств участником объединения. Выплата средств из фонда для обеспечения материальной ответственности не предусмотрена. Следовательно, саморегулируемая организация не сможет защитить своих участников, поэтому компании должны внимательно относиться к выбору СРО для вступления. Если некоммерческое партнерство входит в группу риска, следует заранее предусмотреть вероятность перехода в другую ассоциацию.

Строительные компании должны проводить качественную проверку саморегулируемой организации перед внесением средств в компенсационный фонд, чтобы исключить финансовые потери в дальнейшем.

curpp.ru

СРО исключили из реестра - что делать?

Исключение СРО из реестра — правовые основания и последствия

Действия участника при исключении СРО из реестра

Исключение СРО из реестра — правовые основания и последствия

Согласно ст. 20 закона «О саморегулируемых…» от 01.12.2007 № 315-ФЗ, все некоммерческие организации, приобретшие статус саморегулируемых, подлежат обязательному включению в соответствующий государственный реестр. Однако фактически на практике используется несколько реестров СРО, группирующихся по отраслевому признаку. Соответственно, ведение каждого из них находится в компетенции уполномоченного в сфере его деятельности органа власти.

Например, согласно пп. 1, 5.1.5(1), 5.1.6 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ «О Федеральной…» от 01.06.2009 № 457, Росреестр уполномочен вести реестры СРО оценщиков, кадастровых инженеров, а также всех иных организаций такого рода, не закрепленных за определенным органом власти. Ведение же реестра СРО строителей и проектировщиков, согласно ст. 55.18, 55.19 Градостроительного кодекса (ГрК) РФ, осуществляется Ростехнадзором.

Порядок ведения таких реестров (в том числе исключения из них СРО), в свою очередь, утверждается самостоятельно  соответствующим уполномоченным органом, согласно ч. 3 ст. 20 ФЗ № 315.

Основания для исключения СРО из реестра

Закрытый (исчерпывающий) перечень случаев, при наступлении которых СРО подлежит исключению из реестра, перечислен в части 1 статьи 21 ФЗ № 315. Согласно данной норме, таковыми признаются:

  • подача самой СРО заявления об исключении сведений о ней;
  • ликвидация либо реорганизация СРО, в результате которой она утратила свой статус;
  • судебное решение, которым СРО признана несоответствующей требованиям, предъявляемым к ней законодательством (в частности, ст. 3 ФЗ № 315).

Согласно ч. 3 ст. 21 ФЗ № 315 исключенная из реестра СРО утрачивает свой статус с момента подачи соответствующего заявления либо вступления в силу судебного решения.

Процедура исключения из реестра на примере СРО проектировщиков и строителей

Процедура исключения из реестра СРО проектировщиков и строителей подробно расписана в ст. 55.18 ГрК РФ. В частности, в случае принятия решения об исключении СРО из реестра Ростехнадзор, согласно ч. 4 ст. 55.18 ГрК, в течение 1 месяца обязан внести в него соответствующие изменения.

Не знаете свои права?

Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ. Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

Кроме того, согласно ч. 4.1 ст. 55.18 ГрК РФ, Ростехнадзор в течение 3 дней после внесения соответствующей записи в реестр обязан уведомить об этом национальное объединение СРО, а также банк, в котором находится компенсационный фонд исключенной организации.

Последствия исключения СРО из реестра

Исключение из реестра СРО в описанном выше случае влечет 2 вида последствий для его членов:

  1. Правовые. Это в силу ч. 1 ст. 55.7 ГрК РФ означает автоматическое прекращение членства в СРО ее участников и, следовательно, недействительность допусков, сертификатов и иных документов, выданных СРО и позволяющих осуществлять профессиональную деятельность.
  2. Финансовые. Средства компенсационного фонда исключенной СРО подлежат, согласно ч. 14 ст. 55.16 ГрК РФ, перечислению на счет национального объединения СРО, при этом внесенные средства участникам СРО не возвращаются.

Действия участника при исключении СРО из реестра

Требования законодательства и правоприменительная практика позволяют вывести следующий алгоритм действий участника СРО, которую исключили из реестра:

  1. Ищется новая организация такого рода, если профессиональную деятельность невозможно вести, не будучи членом СРО и не имея соответствующих допусков. Например, в силу положений ст. 55.8 ГрК РФ осуществление проектирования либо постройки объектов капстроительства возможно только при условии членства в СРО и оформления необходимых допусков.
  2. Решается вопрос о переводе средств, внесенных ранее в компенсационный фонд ликвидированной СРО. Для этого организации или ИП следует обратиться с заявлением в национальное объединение СРО, чтобы переведенные туда средства исключенной организации были, согласно ч. 16 ст. 55.16, перечислены на счет заявителя в новую СРО.

Следует помнить, что в связи с переходом из одной СРО в другую организация или ИП могут понести убытки — соответственно, неизбежно возникновение вопроса об их взыскании. Однако в силу ч. 14 ст. 13 ФЗ № 315 на средства, находящиеся в компенсационном фонде, взыскания по обязательствам самой СРО не допускаются. Таким образом, возможные убытки могут покрываться лишь за счет имущества самой исключенной из реестра СРО.

***

Подводя итог, остается отметить, что исключение СРО из реестра требует от ее участника как можно быстрее найти новую организацию и заново оформить документы (допуски, сертификаты и т. д.) уже в новой СРО.

nsovetnik.ru


Смотрите также