Государственный кадастровый учет земельных участков


Государственный кадастр земельных участков

Государственный кадастровый учет земельных участков представляет собой описание и индивидуализацию в Едином госреестре земель отдельных земельных участков. В итоге каждый отдельно взятый земельный участок приобретает характеристики, позволяющие выделить его из ряда других участков и дать ему как качественную, так и экономическую оценки. Проведение кадастрового учета земель сопровождается присвоением каждому отдельному участку индивидуального кадастрового номера. Учреждения юстиции проводят государственную регистрацию (вносят определенные записи в ЕГРП), используя данные, указанные в земельном кадастре. Это производится на основании ГК РФ ст. 131 п.2 Федерального закона № 122 от 21.07.1997 г. «О гос регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в редакции от 4.12.2006 г.  

Земельный кадастр является сводом достоверных данных, выраженных в натурном описании каждого объекта земельной недвижимости. Сведения госкадастра как источника информационного обмена используются при проведении госрегистрации недвижимости, спецрегистрации или учета отдельно взятых видов объектов недвижимого имущества, различных природных ресурсов и прочих объектов, которые подлежат учету или регистрации в соответствии с законодательством РФ.

Главная задача учета заключена в том, чтобы дать полную характеристику земельному фонду по составу угодий, классифицировать угодья по землепользованию, срочности пользования, по административно-территориальным разделениям. Учет земель осуществляется по фактическому состоянию угодий, опираясь на планово-картографические материалы и данные учета текущих изменений, которые выявляются графическим способом. Особенное внимание уделяется учету земель, занятых под орошением и осушением. Учет качества земельных участков предусматривает классификацию почв.

Определяющее значение в использовании земель является не только их охрана, но и окультуривание. Степень детальности учета полностью зависит от характера использования земельных участков и потенциальных ресурсных возможностей. Наиболее доскональному учету подлежат земли населенных пунктов и земли сельхозназначения.

Особенности системы кадастрового учета земель

Занесенные в госкадастр недвижимости сведения о земельном участке имеют временный характер. Земельный участок органом кадастра снимается с учета исключительно в том случае, если данный участок будет являться преобразуемым объектом, и будет подлежать снятию с кадастрового учета (ст. 24 ФЗ о гос земельном кадастре). Кадастровый учет при изменении площади участка или изменении описания границ данного участка, осуществляется тогда, когда эти изменения будут связаны с уточнением отображения нахождения границ участка, кадастровые данные о котором не отвечают установленным законом требованиям к описанию местонахождения границ.

При проведении кадастрового учета, связанного с уточнением границ участка, которые синхронно являются границами смежного участка, орган кадастра параллельно вносит надлежащие изменения во внесенные сведения государственного кадастра недвижимости о месторасположения границ данного смежного участка земли.

Земельный кадастр - что это такое

Земельный кадастр – это упорядоченный учет информации по земельной собственности в пределах некоторого района, базирующегося на результатах съемки определенных границ участков земельной собственности. Каждой земельной собственности присваивается идентификатор – определенный номер. Значит, земельный кадастр представляет собой систему государственных мероприятий по изучению природного, правового и хозяйственного положения земельных участков путем регистрирования землепользователей, количества земель, их качества, бонитировки почв, экономической оценки земельных ресурсов для организации разумного использования.

При помощи кадастровой информации можно точно определить место конкретных земель в составе национального богатства государства, устанавливать определенные задания, связанные с продуктивностью использования земельных ресурсов, переводить земли из одной категории в другую, улучшать угодья, заниматься мелиорацией, вести борьбу с эрозией и кислотностью почв, давать оценку эффективности планируемых мероприятий.

Основное предназначение земельного кадастра состоит в его необходимости для организации более рационального, эффективного использования земельных ресурсов, их охраны, размещения и специализации предприятий сельскохозяйственного направления, планирования народного хозяйства. Данные земельного кадастра широко применяются при внутрихозяйственном и межхозяйственном землеустройстве.

Государственный кадастр земельных участков направлен на защиту прав собственников земельных участков, на создание объективной основы для базы налогообложения, на обеспечение эффективного и рационального использования и охраны земель.

  • Государственный кадастр земельной недвижимости ведется с целью обеспечения информацией:
  • Государственного управления земельными ресурсами;
  • Госконтроля за использованием земель;
  • Учреждений, занимающихся мероприятиями по сохранности и повышению плодородия земель;
  •  Государственных органов, занимающихся регистрацией прав на недвижимость и сделок с ним;
  •  Землеустроительных учреждений;
  •  Для экономической оценки конкретных земель, учета их стоимости в составе природных ресурсов;
  •  Для установления обоснованной конкретной платы за конкретный земельный участок;
  •  Прочее.

Земельный кадастр предоставляет необходимые и достоверные сведения управленческим органам и служит публичным интересам государства и частным интересам собственников, землепользователей и арендаторов земельных участков. Так, юридические и физические лица, совершая сделку с земельным участком, не могут ее произвести, не получив от органов кадастра сведений о кадастровой оценке земельного участка, о правах на данный участок, об обременениях.

В том случае, если возникают земельные споры, документы кадастра земельной недвижимости служат судебным органам объективным помощником для выноса правильного решения по спору.

Постановка земельного участка на кадастровый учет занимает срок в один месяц. Если потребуется взять сведения из госкадастра, то на это также потребуется один месяц. Вся информация об объектах земельной недвижимости хранится в базах данных государственного кадастра.

aquagroup.ru

Кадастровый учет земельных участков

Единый Госкадастр недвижимости содержит сведения о земельных участках. Полномочный орган проводит не только регистрационные действия, но и вносит необходимые коррективы. Недвижимость, представленная участками земли, подлежит кадастровому учету.

В результате объекты индивидуализируются и заносятся в Единый государственный реестр. Осуществление указанных действий дает возможность закрепить за каждым земельным участком присущие только ему характеристики, дающие возможность выделить его среди других.

Главной целью проведения кадастрового учета является подтверждение факта наличия определенного объекта недвижимости с конкретными характеристиками, которые заносятся в Единый госреестр.

При помощи процедуры происходит идентификация земельных участков, которые принадлежат на праве собственности гражданам или организациям на всей территории России.

ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и иные подзаконные акты Российской Федерации наделяют Росреестр полномочиями по проведению учета объектов недвижимости.

Бумаги, необходимые для кадастрового учета земельных участков

Поставить объект недвижимости на кадастровый учет вправе как собственник, так и иные лица, заинтересованные в этой процедуре.

Для того чтобы Росреестр начал проводить мероприятия по регистрации земли, заявителю необходимо представить в указанный государственный орган следующие документы:

  • Заявление о постановке участка на кадастровый учет. Бумага должна быть составлена в соответствии с приказом № 529 Министерства экономического развития России от 2011 г.;
  • Паспорт заявителя или доверенного лица, представляющего его интересы;
  • Бумага, подтверждающая полномочия лица, подающего заявление. Нужна в том случае, если документы подает представитель собственника;
  • Межевой план. Указанная бумага подается в Росреестр практически при любом обращении, а не только при постановке участка на кадастровый учет. Без нее невозможно изменить ряд характеристик объекта недвижимости;
  • Согласовательная документация, в которой имеются сведения об отсутствии претензий в части расположения границ относительно соседних участков. Необходимость в этой бумаге возникает тогда, когда межевое дело не содержит указанных данных;
  • Свидетельство о праве собственности или иной правоустанавливающий документ на участок, подлежащий регистрации;
  • Документ, подтверждающий обо всех обременениях на землю в пользу заявителя;
  • Бумага, устанавливающая определенную категорию объекта недвижимости;
  • Свидетельство о виде разрешенного использования участка.

Весь перечисленный пакет документов необходимо предоставить в регистрирующий орган вместе с копиями.

Иногда новые границы образуются вследствие раздела, объединения или перераспределения изначальных участков, находящихся в частной собственности. В этом случае заявителю необходимо в орган кадастрового учета принести согласие всех владельцев на совершение указанных действий с землей.

Наличие обременений, наложенных на объект недвижимости или арендаторов, требует от заявителя получить от заинтересованных лиц (арендаторов, держателей залога и пр.) согласие в письменном виде и представить его в орган кадастрового учета. Бумагу необходимо получить от всех собственников изначальных участков.

Процедура по учету объектов недвижимость проводится посредством специальной автоматизированной системы.

Государственный кадастровый учет включает следующие данные:

  • Местонахождение и форма;
  • Площадь, линейные размеры границ и координаты поворотных точек;
  • Целевое назначение;
  • Характеристики почвы;
  • Права собственности и пользования, а также имеющиеся обременения и ограничения на объект недвижимости;
  • Основания получения прав на участок (пользования, собственности и др.).

Каждый новый надел земли в результате государственной регистрации получает кадастровый номер, являющийся уникальным. Он не повторяется на всей территории Российской Федерации. В нем содержатся сведения о территориальной принадлежности.

Кадастровая палата — государственный орган, занимающийся учетом объектов недвижимости на местах. Ее подразделения имеются во всех субъектах страны.

Федеральное законодательство предусматривает осуществление следующих процедур, связанных с объектами недвижимости:

  • Внесение вновь образованных участков в земельный кадастр;
  • Добавление сведений о наделах, которые были зарегистрированы ранее;
  • Учет всех изменений, касающихся земель в кадастре;
  • Внесение корректив в земельный кадастр на основании документов, поступающих от муниципальных властей в порядке обмена данными;
  • Исправление обнаруженных ошибок технического характера (как графических, так и семантических), выявленных в элементах внесенного в кадастр или регистрируемого объекта недвижимости.

Процедура регистрации земли в кадастровой палате:

  • Собственник участка или иное заинтересованное лицо подает соответствующее заявление в Росреестр;
  • Регистрационные действия выполняются Кадастровой палатой на безвозмездной основе. Стоит помнить, что перед этим необходимо провести ряд подготовительных работ. Оплата понадобится в том случае, если их поручить коммерческим организациям или предпринимателям;
  • Помимо заявления, в Росреестр необходимо представить перечисленный выше пакет бумаг.

Сроки

Законодательство регламентирует сроки проведения работ:

  • Регистрация участка, внесение корректив и устранение ошибок производится в 20-дневный срок с момента подачи заявления;
  • Сведения из государственного кадастра (паспорт объекта недвижимости, выписка) предоставляются в течение 5 дней;
  • Кадастровые планы территории должны быть выданы заявителю в 15-дневный срок.

Помните, что указанные временные интервалы учитывают лишь рабочие дни. При подаче заявления и иных документов следует убедиться, что сотрудник Росреестра проставил на них дату принятия бумаг в работу.

Корректировка данных

Если индивидуальные характеристики участка земли изменены, то их следует зафиксировать в Кадастровой палате.

Основанием для внесения корректив служат:

  • Заявление и подтверждающие документы;
  • Бумаги, поступившие в Росреестр от муниципальных властей и других государственных органов;
  • Прекращение существования участка.

Снятие земли с учета

Кадастровая палата снимает участок с учета на основании заявления и сопутствующих документов. При этом не придется заниматься оформлением межевого плана. Конечный список бумаг составляется в индивидуальном порядке на основании исходных сведений.

Причины снятия участка с учета:

  • Надел образован свыше 2 лет назад, однако права на него не были оформлены должным образом;
  • Обнаружены накладки или разрывы на границе между регистрируемым и смежным участками;
  • Обнаружена техническая ошибка.

Отказ в проведении регистрационных действий

Во время процедуры постановки земельного участка на учет, возможны случаи отказа. Оснований для этого предусмотрено немало. Решение полномочного органа об отказе обязательно должно указывать причину, подтвержденную ссылкой на определенную статью в действующем законе.

Оформление отказа происходит в течение 12 рабочих дней. Срок отсчитывается с момента подачи заявления. Решение может быть оспорено в суде.

Есть одно правило, которое было проверено практикой и временем. При отсутствии уверенности в собственных силах, наличии недостатка свободного времени для осуществления регистрационных действий с земельным участком, поручите эту процедуру специалистам.

Поделиться:

Нет комментариев

o-nedvizhke.ru

1. Подготовка документов, необходимых для постановки земельного участка на государственный кадастровый учет

1.1 Понятие государственного кадастра недвижимости, объектов недвижимости, государственного кадастрового учета

Государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.  Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества.

В соответствии со ст. 130 «Недвижимые и движимые вещи» ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

1.2 Документы, необходимые для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет

Статьей 21 «Порядок представления заявителями документов для осуществления кадастрового учета» Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено:

1) заявление о кадастровом учете и необходимые для кадастрового учета документы представляются в орган кадастрового учета заявителем или его представителем лично либо посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении. При постановке на учет объекта недвижимости заявление и необходимые для кадастрового учета документы могут быть представлены в орган кадастрового учета в форме электронных документов с использованием сетей связи общего пользования в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений;

2) заявление должно быть удостоверено подписью заявителя или подписью его представителя. При этом подлинность такой подписи должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, за исключением случаев, если заявление и необходимые для кадастрового учета документы представляются в орган кадастрового учета заявителем или его представителем лично. В этих случаях должен быть предъявлен документ, удостоверяющий личность заявителя (если заявление и необходимые для кадастрового учета документы представляются данным заявителем), или документ, удостоверяющий личность представителя заявителя (если заявление и необходимые для кадастрового учета документы представляются данным представителем). Если заявление и необходимые для кадастрового учета документы представляются в форме электронных документов, такое заявление должно быть заверено электронной цифровой подписью заявителя или электронной цифровой подписью его представителя. Подлинность электронной цифровой подписи подтверждается в установленном федеральным законом порядке;

3) если заявление и необходимые для кадастрового учета документы представляются в орган кадастрового учета заявителем или его представителем лично, данный орган выдает этому заявителю или его представителю расписку в получении таких документов с указанием их перечня и даты получения. Расписка должна быть выдана этому заявителю или его представителю в день получения органом кадастрового учета таких документов. При поступлении заявления и необходимых для кадастрового учета документов в орган кадастрового учета посредством почтового отправления расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения органом кадастрового учета таких документов, по указанному в заявлении почтовому адресу с уведомлением о вручении. Порядок подтверждения получения органом кадастрового учета представленных в форме электронных документов с использованием сетей связи общего пользования заявления и необходимых для кадастрового учета документов устанавливается органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений;

4) орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные настоящим Федеральным законом.

В соответствии со статьей 22 «Состав необходимых для кадастрового учета документов» Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрены следующие документы, необходимые для постановки земельных участков на государственный кадастровый учет:

1) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за осуществление кадастрового учета, или копия документа, подтверждающего в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах наличие оснований для освобождения от уплаты указанной пошлины (при постановке на учет объекта недвижимости);

2) межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ);

3) технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию;

4) акт обследования, подтверждающий прекращение существования объекта недвижимости (при снятии с учета такого объекта недвижимости);

5) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя);

6) копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости (при учете изменений такого объекта недвижимости, учете адреса правообладателя или снятии с учета такого объекта недвижимости и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект недвижимости в государственном кадастре недвижимости);

7) копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право собственности заявителя на объект недвижимости либо подтверждающего установленное или устанавливаемое ограничение (обременение) вещных прав на такой объект недвижимости в пользу заявителя (при учете части такого объекта недвижимости, за исключением случая, если заявителем является собственник такого объекта недвижимости и в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о зарегистрированном праве собственности этого заявителя на такой объект недвижимости);

8) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель;

9) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом, установленное разрешенное использование земельного;

10) копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом изменение назначения здания или помещения.

studfiles.net


Смотрите также