Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется
Зачем нужен и как осуществляется государственный кадастровый учет земельных участков в РФ
Кадастровый учет земель – это, в первую очередь, система для сбора и структурирования информации обо всех земельных участках в РФ, а также прав собственности, связанных с ними. Кадастровый учет позволяет охарактеризовать и классифицировать земельный фонд по множеству параметров.
Вся занесенная в кадастр информация, касающаяся участков земли, включая право владения, носит временный характер. При учете земель во внимание принимается реальное их состояние, а также картографические материалы. Особенно внимательно относятся к учету участков, отведенных для орошения либо осушения.
В процессе образования участка земли он получает порядковый номер, не имеющий повторов на всей территории РФ и включающий в себя данные о его территориальной принадлежности. В результате каждый отдельно взятый земельный объект получает описание и характеристики, благодаря которым его можно отличить от иных объектов, и дать ему качественную и рыночную оценку.
Для кадастрового учета земель в РФ используется автоматизированная система, в которой каждый земельный надел сопровождается подробным описанием, включающим в себя:
- геометрию объекта и его местонахождение;
- точную площадь объекта, координаты крайних точек, длину каждой из сторон;
- классификацию предназначения;
- особенности почвы;
- право владения, право пользования, а также ограничения, налагаемые на надел, и имеющиеся обременения;
- основания для вхождения в право владения или право пользования объектом.
На региональном уровне РФ право на государственный кадастровый учет земель делегируется местным «Кадастровым палатам».
Главную роль в типе эксплуатации земель играет их природоохранная защита и окультуривание. Уровень детализации учета на 100% определяется спецификой эксплуатации участков земли и их ресурсным потенциалом. Самый тщательный учет ведется для участков, находящихся на территории населенных пунктов и участков, имеющих сельскохозяйственное назначение.

Кадастровый учет земельных участков
Постановка
Законодательство РФ определяет следующую последовательность постановки участков земли на учет:
- регистрация в земельном кадастре;
- занесение данных о ранее регистрированных наделах;
- отражение всех перемен, происходящих с землей, включая право собственности;
- снятие с учета имеющейся на территории недвижимости;
- обмен данными с госорганами на локальном и федеральном уровне, при необходимости фиксация изменений;
- исправление всех ошибок, найденных в документах на уже имеющийся либо регистрируемый надел.
Для граждан процедура постановки на учет земельных участков в государственном кадастре выглядит так:
Владелец или его доверенные лица отправляют заявку в Палату. Пошлины за услугу государственного кадастрового учета земельных участков в РФ не предусмотрены, но стоит учитывать, что в процессе от заявителя потребуется провести некоторые работы, исполнение которых осуществляют частные лица и юристы за соответствующее вознаграждение.

Подача документов для регистрации
Помимо заявки, чиновникам передаются нижеследующие бумаги:
- удостоверение личности владельца или доверенного лица;
- данные о кадастровой карте;
- заявления арендаторов, держателей залога (включая банковские учреждения) и землепользователей надела;
- межевой план, оформленный по образцу;
- если планируется объединять, разделять, перераспределять находящуюся в собственности землю, нужно предоставить соответствующие документы для подтверждения волеизъявления ее владельцев.
Сроки
Законодательством РФ в отношении кадастрового учета земли определены нижеследующие сроки:
- Кадастровые планы выдаются в течение 15-ти дней.
- Прочая информация из кадастра, в том числе выписки и земельные паспорта объектов, выдается в течение 5-ти дней.
- Объект ставится на учет в течение 20-ти дней с момента подачи заявления.
Нужно помнить, что речь идет строго о рабочих днях, поэтому при подаче пакета документов нужно проконтролировать, чтобы служащий Палаты проставил отметку о дне их получения.
Занесение изменений
Если характеристики земельного объекта меняются, требуется занести изменения в кадастр. Для этого нужно подать пакет необходимой документации и заявку.

Согласование изменений
В государственном кадастровом учете земельных участков земельное право предполагает, что если объект прекратил свое существование, его нужно снимать с учета.
Снятие
Чтобы снять земельный объект с учета, нужно подать соответствующую заявку и пакет документации. В такой ситуации не требуется оформлять межевой план.
Причин для снятия бывает несколько:
- В учетной системе была найдена ошибка.
- Имеются наложения или пустоты между соседскими земельными объектами.
- Объект образовался более 2-х лет назад, при этом право владения за прошедшее время не регистрировалось.
Отказ в постановке
Бывает так, что в процессе гражданам отказывают в праве постановки учет. Поводов для получения отказа бывает немало, но нужно помнить, что конкретные причины всегда указывают в официальной документации, при этом ссылаются на соответствующие законы РФ.
Решение отказать выносится в течение 12-ти дней с момента передачи заявки, и гражданин РФ имеет право обжаловать его в суде.
И в завершение, дадим совет: если у вас дефицит свободного времени или вы не владеете навыками прохождения подобных процедур, поручите задачу оформления земельных участков профессионалам.
mirkadastra.ru
Государственный кадастровый учет земельных участков
Понятие государственного кадастрового учета земельных участков.
Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» являются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе. Такие сведения должны или подтверждать существование недвижимого имущества, обладающего признаками индивидуально-определенной вещи и имеющего так называемые уникальные
характеристики объекта недвижимости, или подтверждать прекращение существования такого имущества.
Кадастровый учет осуществляется в отношении земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, т. е. объектов недвижимости.
Кадастровому учету предшествует кадастровая деятельность (кадастровые работы). Ею признается выполнение кадастровым инженером работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления кадастрового учета сведения о недвижимом имуществе.
Кадастровую деятельность вправе выполнять физическое лицо, которое имеет квалификационный аттестат (ст. 29 указанного Закона). Результатом кадастровых работ в отношении земельного участка является подготовка межевого плана. Межевой план — это документ, в котором отражены внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке и указаны новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке (ст. 38 указанного Закона).
В соответствии со ст. 5 этого Закона каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории РФ государственный учетный номер (кадастровый номер). Кадастровые номера присваиваются объектам недвижимости органом кадастрового учета. Для присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров орган кадастрового учета осуществляет кадастровое деление всей территории страны на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, действующая на основании Положения о ней, утвержденного постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. № 4571.
Порядок ведения государственного кадастрового учета земельных участков. Основания осуществления кадастрового учета указаны в ст. 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, т. е. постановкой на учет объекта недвижимости, прекращением его существования — снятием с учета объекта недвижимости либо изменением уникальных характеристик
объекта недвижимости или любых сведений об объекте недвижимости. Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости происходят на основании заявления о кадастровом учете и необходимых для осуществления такого учета документов.
Круг лиц, имеющих право на обращение с заявлениями о кадастровом учете, определен в ст. 20 вышеназванного Закона. Как правило, это обладатели прав на недвижимость или их представители. Орган кадастрового учета не вправе требовать от заявителя или его представителя представлять документы, не установленные данным Законом; состав необходимых для кадастрового учета документов определен в его ст. 22.
Постановка на учет объекта недвижимости, отражение его изменений, учет части объекта недвижимости, внесение адреса владельца или снятие с учета объекта недвижимости осуществляются в случае принятия органом кадастрового учета решения об осуществлении кадастрового учета.
В соответствии со ст. 26 указанного Закона возможно приостановление кадастрового учета, например, если имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных документах, и кадастровыми сведениями об этом объекте, или если одна из границ земельного участка пересекает границу другого земельного участка. Решение о приостановлении может быть обжаловано в судебном порядке.
В ст. 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» определены основания отказа в кадастровом учете. Это случаи, когда имущество не является объектом недвижимости; размер образуемого земельного участка или земельного участка, который в результате преобразования сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок), не будет соответствовать требованиям к предельным (минимальным или максимальным) размерам земельных участков; граница земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, не считается согласованной и др. Решение об отказе может быть обжаловано в судебном порядке.
Правовое значение кадастрового учета недвижимого имущества заключается в том, что внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе является юридическим фактом, подтверждающим индивидуализацию недвижимого имущества (земельного участка) как объекта индивидуально — определенных прав на землю, т. е. факт его существования либо факт прекращения существования.
До тех пор, пока земельный участок не прошел государственный кадастровый учет, он не может являться предметом сделок. Согласно п. 1 ст. 37 ЗК РФ объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.
Page 2
Понятие государственной регистрации прав на земельный участок и ее правовое значение. Требование о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, в том числе на земельные участки, предусмотрено в ст. 131 ГК РФ. Порядок осуществления этой функции регулируется Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Принято считать, что целью государственной регистрации прав на недвижимость является обеспечение гарантий устойчивости оборота недвижимого имущества со стороны государства. Средством достижения этой цели служат создание и функционирование единой для всей страны информационной системы, отражающей зарегистрированные права на недвижимость.
Понятие государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним закреплено в п. 1 ст. 2 названного Закона. Это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
В качестве юридического акта государственная регистрация прав — это индивидуальный правовой акт. Его юридическое значение заключается в том, что с его принятием закон связывает наступление определенных юридических последствий, продиктованных возникновением, изменением (обременением) и прекращением прав на недвижимое имущество, в том числе на земельный участок. Акт государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним является элементом юридического факта, в результате которого возникают, изменяются и прекращаются права на недвижимость, в том числе на земельные участки.
Формально Закон признает этот акт единственным доказательством существования зарегистрированного права. Однако следует иметь в виду, что зарегистрированное право на недвижимое имущество (земельный участок) может быть оспорено в судебном порядке.
Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган в области государст-
венной регистрации и его территориальные органы (ст. 9 указанного Закона) — Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. За государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.
Формы государственной регистрации. Законодательство предусматривает две формы государственной регистрации: регистрацию прав на недвижимое имущество и регистрацию договоров и иных сделок с ним (ст. 4 ип. 1 ст. 14 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом (ст. 81 ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации. Такие же требования предъявляются к договору мены земельных участков, поскольку согласно п. 2 ст. 567 этого Кодекса к договору мены применяются правила о купле-продаже.
Договор дарения недвижимого имущества согласно ГК РФ (п. 3 ст. 574) подлежит государственной регистрации. Договор ренты подлежит нотариальному удостоверению, а договор, предусматривающий отчуждение недвижимого имущества под выплату ренты, подлежит также государственной регистрации (ст. 584 ГК РФ). Однако с 1 марта 2013 г. отменена государственная регистрация договоров продажи предприятия и жилых помещений, договора ренты, предусматривающего отчуждение недвижимого имущества, а также договора дарения недвижимого имущества (п. 8 ст. 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в главы 1, 2, 3 и 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»1).
По общему правилу согласно п. 2 ст. 609 ГК РФ договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, за некоторыми исключениями. Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации (п. 2 ст. 26 ЗК РФ). Пункт 2 ст. 1017 ГК РФ устанавливает, что передача недвижимого имущества в доверительное управление подлежит государственной регистрации в том же порядке, что и переход права собственности на это имущество.
Несколько иные требования предъявляются к договору продажи предприятия. Так, согласно п. 3 ст. 560 ГК РФ договор продажи пред-
приятия подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента регистрации. Право собственности на предприятие переходит к покупателю с момента государственной регистрации этого права. Если иное не предусмотрено договором продажи предприятия, право собственности на предприятие переходит к покупателю и подлежит государственной регистрации непосредственно после передачи предприятия покупателю (п. 1,2 ст. 564 ГК РФ).
Договор об ипотеке заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, и подлежит государственной регистрации. Несоблюдение правил о государственной регистрации договора об ипотеке влечет его недействительность. Такой договор считается ничтожным. Договор об ипотеке считается заключенным и вступает в силу с момента его государственной регистрации (п. 1,2 ст. 10 Федерального закона от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)»1).
Предмет государственной регистрации. Согласно ст. 131 ГК РФ применительно к земельным участкам предметом регистрации являются право собственности, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ и иными законами. Согласно ст. 164 ГК РФ предметом государственной регистрации являются также сделки с землей и другим недвижимым имуществом, требующие государственной регистрации.
Государственной регистрации подлежат ограничения и обремемения, т. е. установленные законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условия, запрещения, стесняющие обладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, арест имущества и др.) (ст. 1 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
Объект этих прав — недвижимое имущество (ст. 130 ГК РФ), понятие которого более широко, чем в ГК РФ, раскрыто и детализировано в ст. 1 указанного Закона. Недвижимое имущество (недвижимость), права на которое подлежат государственной регистрации в соответствии с названным Федеральным законом, — земельные участки, участки недр и все объекты, которые связаны с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы.
Для государственной регистрации по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа необходимо, чтобы указанные объекты были соответствующим образом идентифицированы, т. е. отграничены согласно соответствующим признакам от иных объектов недвижимости. Идентификация объектов осуществляется путем присвоения им государственных учетных номеров. Государственный учетный номер — не повторяющийся во времени и на территории РФ и присвоенный объекту недвижимого имущества при осуществлении его государственного учета кадастровый номер. Порядок присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров утвержден приказом Минэкономразвития России от 4 апреля 2011 г. № 144'.
Принципы государственной регистрации. В основу правового регулирования государственной регистрации прав на недвижимость заложен ряд принципов. Принцип единства системы государственной регистрации прав на недвижимость закреплен в п. 2 ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Государственная регистрация прав проводится на всей территории страны по установленной данным Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним утверждены постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 г. № 219[1] [2]. Правила устанавливают формы Реестра и единый порядок их заполнения.
Статья 4 названного Закона закрепляет принцип обязательности государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Кроме вещных прав на недвижимое имущество, государственной регистрации подлежат ограничения (обременения) прав на него. Обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие названного Закона (п. 2 ст. 4).
В ст. 7 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» закреплен принцип открытости сведений о регистрации. Сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются общедоступными (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом) и представляются органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, по запросам любых лиц, в том числе посредством почтового отправления, использования информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая сеть Интернет, в том числе единый портал государственных и муниципальных услуг, или иных технических средств связи, посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения Реестра. Обычно сведения, содержащиеся в Реестре, представляются в виде выписки из него в срок не более пяти рабочих дней со дня получения соответствующего запроса. Решение об отказе в представлении запрашиваемых сведений может быть обжаловано в судебном порядке.
Рассматриваемый Закон определяет условия получения информации о зарегистрированных правах (ст. 8). Такая информация представляется за плату, если иное не установлено законом.
Процедура государственной регистрации прав на земельный участок и сделок с ним. В ст. 13 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определены этапы государственной регистрации прав. Вся процедура регистрации состоит из следующих стадий.
Сначала принимаются документы, представленные для государственной регистрации прав, и производится регистрация таких документов.
Затем проводятся правовая экспертиза документов и проверка законности сделки. На этой стадии изучаются представленные для государственной экспертизы документы в целях установления юридического факта как бесспорного основания для возникновения, наличия перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество.
После этого при отсутствии оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав вносятся записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, совершаются надписи на правоустанавливающих документах и выдаются удостоверения о государственной регистрации прав.
Государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного ими на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственная регистрация прав проводится на основании заявления органа государственной власти, органа местного самоуправления или организации (ст. 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»),
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Регистрационные действия начинаются со дня приема документов на государственную регистрацию прав. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним проводится в последовательности, определенной порядком приема документов. Сделка считается зарегистрированной, а правовые последствия — наступившими со дня внесения записи о сделке или праве в Реестр.
Приостановление государственной регистрации. В ст. 19 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» перечислены основания приостановления государственной регистрации прав. Государственная регистрация приостанавливается регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений.
Государственная регистрация прав на земельный участок приостанавливается (не более чем на месяц) также в случае, если в государственном кадастре недвижимости в отношении такого земельного участка отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о нем. Приостановление государственной регистрации возможно и по иным основаниям.
Отказ в государственной регистрации. Согласно ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации может быть отказано, в частности в случаях, если:
право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав;
с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;
документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства;
акт государственного органа или акт органа местного самоуправления о предоставлении прав на недвижимое имущество признан недействительным с момента его издания в соответствии с законодательством, действовавшим в месте его издания на момент издания;
лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества.
Особо следует отметить, что наличие судебного спора о границах земельного участка не является основанием для отказа в государственной регистрации прав на него (п. 2 ст. 20 указанного Закона).
Особенности государственной регистрации прав на некоторые виды прав на недвижимость и сделок с ним. Такие особенности предусмотрены рассматриваемым Законом в отношении государственной регистрации:
прав на предприятие как имущественный комплекс и сделок с ним (ст. 22);
прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков (ст. 222);
права собственности на искусственно созданный земельный участок (ст. 223);
права на земельную долю (ст. 241);
права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства (ст. 252);
права собственности на земельный участок, занятый зданием, строением или сооружением, при государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение или другое недвижимое имущество (ст. 255);
прав на недвижимое имущество при его изъятии для государственных или муниципальных нужд (ст. 257);
сервитутов (ст. 27);
ипотеки (ст. 29);
права собственности на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю (ст. 301);
прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от права собственности (ст. 302).
studref.com
Государственный кадастровый учет земельных участков
Как известно, приобретение прав на земельные участки, совершение сделок с ними и государственная регистрация возможны только после государственного кадастрового учета земельных участков, который регулируется Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» и иными нормативными актами Российской Федерации.
Государственный кадастровый учет представляет собой действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с уникальными характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества.
Кадастровый учет должен осуществляться на основе принципа единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения общедоступности и непрерывности обновления содержащихся в нем сведений, их сопоставимости со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
В настоящее время по Закону о кадастре производится только государственный кадастровый учет земельных участков. До 1 января 2013 года Законом установлен переходный период, необходимый для разработки документов и программных средств для осуществления кадастрового учета зданий, сооружений, помещений и объектов незавершенного строительства.
Кадастровый учет земельных участков осуществляется по месту нахождения объекта недвижимости в кадастровом округе, в границах которого расположен объект недвижимости, за исключением объектов недвижимости, расположенных в границах двух и более кадастровых округов. В последнем случае кадастровый учет осуществляется в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений - Минэкономразвития РФ. В каждом субъекте России есть свой орган кадастрового учета, как правило, «Кадастровая палата», которая «обслуживает» всю территорию соответствующего субъекта РФ.
Каждый земельный участок, сведения о котором внесены в государственный кадастр недвижимости, имеет уникальный, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер, который присваивается органом кадастрового учета и называется кадастровым номером.
Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием земельного участка, прекращением его существования (в этом случае производится снятие с учета объекта недвижимости) либо в связи с изменением каких-либо характеристик земельного участка. При этом, при образовании земельного участка его постановка на кадастровый учет может производиться на основании заявления любого лица (с приложением необходимых документов), а учет изменений в сведениях земельного участка или снятие его с кадастрового учета производится только на основании заявления собственника, уполномоченного им лица или в порядке информационного взаимодействия, предусмотренном Законом о кадастре и другими нормативными актами.
Например, от имени собственников долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (если число этих собственников превышает пять) действует представитель, уполномоченный на подачу такого заявления, принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания этих собственников; от имени членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан - представитель, уполномоченный на подачу такого заявления, принятым в установленном федеральным законом порядке решением общего собрания членов данного некоммерческого объединения или решением собрания уполномоченных данного некоммерческого объединения. В порядке информационного взаимодействия может быть изменена категория земель, к которой относится земельный участок. В этом случае, уполномоченный орган, принявший решение об изменении категории земель обязан передать принятый им акт о переводе в течение пяти дней в орган кадастрового учета для внесения соответствующих изменений.
Уникальными характеристиками, земельного участка, внесенными в кадастр являются:
кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости;
описание местоположения границ земельного участка;
площадь земельного участка.
Законом установлен перечень широкий перечень дополнительных характеристик земельного участка, не являющихся уникальными, но которые необходимы для оценки его правового статуса, например, сведения о вещных правах, ограничениях (обременениях) прав, категории земель и разрешенном использовании, экономические и другие характеристики земельного участка.
Орган кадастрового учета проверяет представленные заявителем документы по форме и содержанию для принятия решения о кадастровом учете, приостановлении учета или отказе в кадастровом учете при наличии оснований, предусмотренных Законом о кадастре. В случае отсутствия таких оснований, кадастровый учет производится в срок 20 рабочих дней со дня поступления соответствующего заявления и документов. По истечении указанного срока заявителю должны быть бесплатно выданы кадастровый паспорт или выписка о земельном участке.
Орган кадастрового учета руководствуется также Порядком ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ 04.02.2010 N 42, который устанавливает структуру, состав кадастровых сведений и правила внесения сведений в реестр объектов недвижимости, а также структуру, состав и правила ведения кадастровых дел.
За исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральными законами,(например, персональные данные) сведения внесенные в государственный кадастр недвижимости являются общедоступными. Это означает, что любое заинтересованное лицо может сделать запрос о выдаче сведений об определенном земельном участке или территории и такие сведения будут предоставлены в виде:
кадастровой выписки о земельном участке,
кадастрового паспорта земельного участка,
кадастрового плана территории,
ином виде, предусмотренном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
При этом необходимо будет произвести оплату сведений в размере, предусмотренном приказом Минэкономразвития РФ от 30.07.2010 г. № 343 «О порядке взимания и возврата платы за предоставление сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, и размерах такой платы».
Законом о кадастре установлено, что никто не вправе требовать, иначе как на основании решения суда от собственника, поставленного на учет объекта недвижимости, осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.
Данная норма определяет один из главных принципов ведения кадастра объектов недвижимости, согласно которому истечение определенного периода со дня завершения кадастрового учета объекта недвижимости изменение требований к точности или способам определения подлежащих внесению в государственный кадастр недвижимости сведений об объектах недвижимости либо изменение геодезической или картографической основы государственного кадастра недвижимости, в том числе систем координат, используемых для его ведения, не является основанием для признания кадастровых сведений об объекте недвижимости подлежащими уточнению (п. 6 ст. 4 Закона о кадастре).
В случае изменения кадастровых сведений, ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости, сведения сохраняются, если иное не установлено Законом о кадастре.
vuzlit.ru
Кадастровый учет земельных участков
Для того, чтобы собрать в единое целое информационную, техническую и графическую базу данных по земельным наделам в России осуществляется комплексный кадастровый учет земельных участков. Единым органом, который ведёт регистрацию, а также является единственным регистратором базы данных Росреестр. С 1998 года, все земельные участки России в обязательном порядке проходят регистрацию, где данные отражаются в едином реестре сведений Госкадастра. Публичная информация доступна любому из вас, вы можете также на нашем сайте заказать выписку из ЕГРН, где отражены основные моменты кадастровых характеристик земельных участков, которые интересны вам как объект недвижимости.
Узнайте, какие земельные участки находятся на учёте в кадастре, и закажите выписку из ЕГРН, и другие кадастровые сведения здесь.
Порядок проведения кадастрового учета земельных участков
Процедура регистрации а также кадастровый учет земельных участков регламентируется в РФ на основании действующего ФЗ-218. Этот закон указывает, какие функции и действия имеет право осуществлять Роскадастр по отношению земельных участков.
Пошаговый алгоритм
Для постановки на учет земельного участка необходимо выполнить следующие действия:
- Заполнить заявление в Росреестре. Необходимо указать в заявление услугу постановки на кадастровый учет, а при желании одновременное прохождение государственной регистрации. Ранее эти действия необходимо было осуществлять раздельно.
- Предъявляем документ личности собственника земельного участка. Можно предоставить доверенность, которая заверяется нотариально для лица представляющего интересы собственника.
- Предъявляем технический или кадастровый межевой план территории. Этот документ можно заказать путём заказа услуги кадастровых инженеров или обратившись в БТИ.
- Предъявляем правоустанавливающие документы на недвижимость. Это может быть договор купли-продажи, аренда или иной документ, подтверждающий правовые отношения между собственником и земельным наделом.
- Оплачиваем установленную сумму государственной пошлины.
- Получаем документ в виде выписки из ЕГРН, где указан кадастровый учет земельного участка в соответствующем разделе.
Правила постановки являются едиными, разница в оплате госпошлины для юридических и физических лиц.
Где можно поставить на кадастровый учет земельный надел
Постановка осуществляется только в Росреестре. Приём документов на учет кроме Росреестра имеют право осуществлять МФЦ «Мои документы», сайт Госуслуги, сайт Госкадастра. Все ведомства обязаны передать в Росреестр сведения по заявлению, и в течение не более 14 дней, вы можете получить документ из Роскадастра, в котором указан факт вашей постановки земли на государственный учет. Вы получаете официальный код объекта, который именуется как кадастровый номер. В документе отражаются также правоустанавливающие сведения и иные характеристики.
kadastrmap.ru