Формы допуска к государственной тайне


Какие бывают формы допуска к государственной тайне?

Допуск к государственной тайне – это официальное разрешение на работу с секретными сведениями. Этот документ бывает трех уровней в зависимости от того, насколько важна информация. Уровни называются формами, и каждой из них сопутствуют особые требования. Далее мы подробно опишем, какие существуют формы допуска лиц к государственной тайне, и чем они отчаются друг от друга.

Классификация форм допуска

Информация государственной важности встречается сразу в нескольких областях: внешняя и внутренняя политика страны, экономические стратегии, военная сфера, наука и техническое развитие. Уровень секретности основывается на том, какое значение для государства имеют материалы. Выделяют такие формы допуска к государственной тайне:

  • первый уровень – сверхсекретный, очень ценные и важные данные;
  • второй уровень – гриф «совершенно секретно», средняя значимость;
  • третий уровень – самый низкий, служебная информация особой важности.

Оформление формы допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, проходит в той организации, в которой гражданин официально трудоустроен. Для этого требуется собрать пакет документов, а также пройти персональную проверку в ФСБ.

Ограничения после получения допуска

Допущение к секретным материалам государственной важности – это не только возможности, но и обязанности. Это связано с особой ответственностью, которую несет владелец допуска - от него зависит безопасность страны. Именно поэтому после выдачи справки к гостайне необходимо соблюдать ограничения.

Заграничные поездки

Подробности этого пункта уточняются индивидуально в трудовом договоре между сотрудником и организацией. В нем указывается срок действия ограничения на выезд, а также его актуальность после расторжения контракта. Запрет используется только для первой и второй форм. Владельцы допущения третьего уровня важности только обязуются не разглашать секретные данные.

Минимальный срок действия этого ограничения для 2 и 1 формы допуска к государственной тайне – 5 лет. В отдельных случаях после проверки ФСБ его продлевают до 10 лет.

Для особых ситуаций обладателям документа на доступ к гостайне все же разрешается посещать другие страны. При этом учитываются:

  • степень важности информации, с которой работает сотрудник;
  • цель и маршрут поездки.

Распространение данных

К этому пункту относится не только передача информации устным, письменным, электронным или еще каким-либо путем. Сотруднику запрещается выносить материалы, секретные объекты, части оборудования за пределы организации, с которой он подписал контракт.

Неприкосновенность

Перед и после выдачи допуска сотрудника проверяют государственные службы. Его личное дело анализирует ФСБ и при этом может получать всю личную информацию: финансовую состоятельность, данные о здоровье, сведения о членах семьи и т.д. Таким образом, нарушаются многие требования к неприкосновенности личной жизни.

Заключение

Разные уровни допуска к государственной тайне – это разные уровни ответственности. Разрешение работать с секретными материалами накладывает ограничения на личную жизнь сотрудника, который им владеет.

p-profimed.ru

Формы допуска к государственной тайне

Информация, распространение которой представляет собой угрозу государственных интересов, засекречивается. К работе или ознакомлению с ней разрешен доступ ограниченному кругу людей. Такие сведения охраняются, а процедуры и формы допуска к государственной тайне громоздки и многогранны.

Допуск к государственной тайне

В нормативных актах определены три степени охраняемости информации, свободное распространение которой может нанести вред интересам государства. В зависимости от размеров потенциального ущерба все сведения делят на три группы:

  • особо важная;
  • совершенно секретная;
  • секретная.

По аналогии с этой градацией, выделяют и формы допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. Наиболее охраняемой являет первая группа, соответственно, и наименьший круг лиц допущен до такой информации, а проверяют этих людей максимально тщательно.

В каждой организации или ведомстве, где работают с госсекретами, существует перечень информации, которую относят к гостайне. Он периодически изменяется, по мере устаревания данных они удаляются из этого списка. При необходимости добавляются новые сведения.

Для каждой группы данных в таком перечне определяется уровень угрозы государственным или общественным интересам и им присваивается соответствующая группа секретности.

В дополнение к этому списку разрабатывают перечень должностей, которые могут быть допущены к работе с секретной информацией. Занимается этим подразделение, которое отвечает за охрану гостайны на предприятии (режимно-секретный отдел).

После утверждения такой номенклатуры должностей ее нужно согласовать с территориальным подразделением органов безопасности. [/attention]

Аналогичную процедуру проходят перечни должностных лиц, у которых есть возможности доступа к гостайне, при их актуализации или замене новым списком.

После утверждения перечня должностей допущенных к работе с секретными сведениями, сотрудники их занимающие (или нанимаемые на них) проходят определенную процедуру оформления.

Оформление допуска к работе с гостайной

Процедура оформления допуска к гостайне проводится в соответствии с инструкцией, утвержденной постановлением Правительства РФ № 63.

Она включает в себя несколько этапов:

  1. Сбор документов. Сотрудник, допускаемый к гостайне, собирает определенный пакет документов и предоставляет его в кадровую службу предприятия. К ним относится:
  • анкета (заполняется по установленной в инструкции форме);
  • удостоверение личности (паспорт);
  • документы, подтверждающие информацию в анкете (свидетельства, военный билет, дипломы и т. д.);
  • медицинская справка об отсутствии противопоказаний к работе с госсекретами.

В кадровой службе проверяют заполнение анкеты, при необходимости уточняют информацию из нее. Затем анкета заверяется подписью и печатью, и передается для дальнейшей проверки кандидата на доступ к гостайне и оформления формы на доступ.

Работник, которому оформляют разрешение на использование секретной информации, ознакамливается с нормативными актами по работе с гостайной, ответственности за разглашение. Его также предупреждают в письменном виде об ограничениях в некоторых правах и компенсациях за эти ограничения.

С оформляемого сотрудника истребуют письменные согласия на временное ограничение прав и проведение в отношении его проверки органами безопасности.

  1. Проведение проверки. Территориальное подразделение госбезопасности (по месту нахождения организации, где работает проверяемый человек) проводит соответствующие мероприятия по подтверждению предоставленной в анкете информации. Такие проверки затрагивают не только самого сотрудника, но и членов его семьи, а также ближайших родственников.
При оформлении допуска к гостайне по форме 3, проверки проводятся выборочно.

В обязательном порядке они касаются только тех работников, которые заняты в сфере защиты госсекретов. Вместе с тем, руководитель предприятия, где будет работать сотрудник с формой допуска 3, может инициировать его проверку, если есть сомнения в достоверности личной информации.

Допуск к гостайне по формам 1 и 2, предусматривает обязательную проверку всех должностных лиц, получающих такие разрешения.

  1. Документальное оформление допуска. По окончании проверочных мероприятий и получении разрешения на доступ к гостайне, подразделение, отвечающее за обеспечение секретности на предприятии, заполняет карточку доступа. Ее форма одинакова для всех групп секретности и установлена постановлением Правительства РФ № 63. В ней указывают:
  • персональные данные допущенного к гостайне сотрудника;
  • информацию о его ближайших родственниках;
  • группу доступа к секретной информации;
  • дату и номер решения руководства о допуске;
  • сведения о трудовой деятельности после получения доступа к секретным данным;
  • информацию об отказе в допуске или его прекращении, с указанием причины такого решения.

Карточка визируется начальником режимного подразделения. Информация о допуске к госсекретам или окончании такого разрешения удостоверяется подписью руководителя организации.

Формы допуска 1, 2 или 3 к государственной тайне, вместе с трудовым договором и соглашением о неразглашении служебной информации храниться в режимном подразделении.

Если на предприятии нет своего секретно-режимного отдела, то доступ к госсекретам можно оформить через организацию, которая обеспечивает защиту гостайны.

После увольнения сотрудника, который имел доступ к госсекретам, его карточка хранится в подразделении до окончания срока секретности информации (минимум 5 лет), а затем уничтожается.

Если смена места работы предусматривает продолжение доступа к гостайне, то новая карточка не заводится.

Ее запрашивают на старом месте работы, принимаемого сотрудника. Если уровень допуска аналогичен предыдущему, то проверочные мероприятия не проводятся. Затем через 10 лет (для группы допуска 1) или 15 лет (для остальных форм допуска) после последней проверки проводится переоформление этого документа.

Особенности оформления доступа к государственной тайне

Для адвокатов и работников судов, которые участвуют в процессах, где могут быть разглашены секретные сведения, действует упрощенная процедура допуска. В отношении них не проводятся проверочные мероприятия. Они только подписывают обязательства о неразглашении.

Доступ к гостайне для арбитражных управляющих осуществляется через надзорный орган, ответственный за их работу. Для этого глава СРО составляет список сотрудников, которые должны получить допуск, и передает его в уполномоченный орган. Дополнительно арбитражные управляющие передают для оформления решения судов об их назначении и необходимости предоставления такого доступа.

Упрощена процедура получения допуска и при работе по совместительству. В этом случае, предприятие, нанимающее сотрудника на должность, где осуществляется работа с госсекретами, запрашивает дубликат формы допуска с его основного места работы. Если они уровни допуска совпадают, то дополнительного оформления не требуется.

После увольнения совместителя или прекращения доступа к гостайне, дубликат возвращается на основное место работы. Если допуск прекращен по основному месту трудоустройства, то в организацию, где должностные обязанности осуществляются по совместительству, передается оригинал формы.

Если причиной прекращения допуска по одному из мест работы становиться нарушение обязательств по сохранению гостайны, то доступ прекращается и у второго нанимателя.

В дальнейшем проводится служебная проверка, по результатам которой принимается решение о доступе к гостайне.

Прекращение доступа к гостайне или отказ в его предоставлении

Еще на стадии оформления документов на допуск к государственным секретам, гражданину могут отказать в его предоставлении. Такие же причины, но возникшие в процессе работы с информацией ограниченного распространения могут повлиять на продолжение допуска к ней.

Если основания для прекращения доступа возникают в ходе работы, то окончательное решение принимает руководитель организации.

Например, когда препятствием к продолжению работы становятся медицинские противопоказания, то исходя из тяжести формы заболевания и других факторов, может быть принято решение о продолжении работы с гостайной.

Помимо увольнения, основаниями для прекращения доступа (отказа в его предоставлении) могут быть:

  • ограничение дееспособности;
  • привлечение в качестве обвиняемого по уголовным преступлениям;
  • непогашенная судимость;
  • расстройства психики или поведения;
  • прием некоторых лекарственных препаратов;
  • эпилепсия;
  • оформление документов на ПМЖ в другие страны или проживание за пределами России (не только самого допущенного к секретной информации, но и его близких родственников);
  • сокрытие информации о себе, ее подделка;
  • отказ от прохождения необходимых проверок;
  • совершение действий, угрожающих безопасности страны.
Отказ в доступе к гостайне можно обжаловать в судебном порядке или в вышестоящий орган власти.

Система защиты важной для безопасного функционирования государства информации, включает и ограничение доступа к ней. Претенденту на определенные должности необходимо собрать обширный пакет документов и дать свое согласие на проведение различных проверок, не только в отношении себя, но и своего ближайшего окружения. При этом нужно быть готовым к тому, что в допуске к государственной тайне может быть отказано.

Вместе с тем, некоторые группы граждан получают доступ к секретной информации в упрощенном порядке. Это связано с их профессиональной деятельностью. Однако они также обязаны не разглашать такую информацию. (7 голос., средний: 4,10 из 5) Загрузка...

delatdelo.com

Допуск к государственной тайне

В этой части работы мы рассмотрим, в чём же заключается организация допуска к государственной тайне, как осуществляется допуск в различных случаях и каким образом это способствует защите секретных сведений. Допуск к государственной тайне является одним из способов ее защиты, поскольку в результате проверочных мероприятий выявляются претенденты, наиболее отвечающие установленным требованиям, обеспечивающим сохранность государственной тайны. Выводы о том, предусматривает ли трудовая функция работу со сведениями, составляющими государственную тайну, должны основываться на содержании должностных и производственных инструкций, регламентов работы и схем распределения обязанностей, других актов.

Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке. Допуск лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Допуск граждан к государственной тайне предусматривает:

принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

согласие на частичные временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 указанного Закона;

письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

определение видов, размеров и порядка предоставления льгот, предусмотренных указанным Законом;

ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

принятие соответствующего решения руководителем организации о допуске оформляемого лица к государственной тайне.

Взаимные обязательства администрации организации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре (контракте). Заключение трудового договора (контракта) до окончания проверочных мероприятий не допускается.

Устанавливаются три формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие трем степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну: к сведениям особой важности, совершенно секретным или секретным. Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо. Проверочные мероприятия, связанные с допуском граждан по первой и второй формам, осуществляются Федеральной службой безопасности Российской Федерации и ее территориальными органами во взаимодействии с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Допуск граждан по третьей форме, за исключением случая, когда у руководителя организации возникают сомнения в подлинности анкетных данных, осуществляется им без проведения проверочных мероприятий органами безопасности. Органы безопасности во взаимодействии с заинтересованными организациями имеют право определять те организации, на которых допуск к секретным сведениям осуществляется только после проведения проверочных мероприятий органами безопасности. Руководители организаций допускаются к секретным сведениям (по третьей форме) только после проведения проверочных мероприятий органами безопасности. Они (руководители организаций) обязаны осуществлять контроль за соответствием формы допуска граждан степени секретности сведений, к которым они фактически имеют доступ. Наличие у должностных лиц и граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для доступа их к сведениям более низкой степени секретности.

Основанием для отказа гражданину в допуске к государственной тайне могут являться:

признание его судом недееспособным, ограниченно дееспособным или особо опасным рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные или иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;

наличие у него медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации;

постоянное проживание его самого и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное место жительства в другие государства;

выявление в результате проведения проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;

уклонение от проверочных мероприятий и (или) сообщение заведомо ложных анкетных данных.

Решение об отказе гражданину в допуске к государственной тайне принимается руководителем организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий. Гражданин имеет право обжаловать это решение в вышестоящую организацию или в суд. Допуск должностного лица или гражданина к государственной тайне может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях:

расторжения с ним трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;

однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны.

Page 2

Так как же все-таки происходит непосредственное оформление допуска к сведениям, составляющим государственную тайну? Подготовка материалов на граждан, оформляемых (переоформляемых) на допуск к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям, осуществляется управлениями (отделами) кадров, а в случае их отсутствия - работниками, ведущими кадровую работу в организации. Направлять граждан в подразделения по защите государственной тайны и органы безопасности по вопросам оформления допуска запрещается.

Граждане, оформляемые на допуск к государственной тайне, заполняют анкету, в которой обязаны указывать достоверные данные. Работники кадрового аппарата в ходе беседы с оформляемым на работу (службу) гражданином сверяют указанные в анкете данные с его личными документами (паспорт, военный билет, трудовая книжка, диплом об образовании, свидетельство о рождении и т.д.), уточняют отдельные вопросы анкеты, выявляют представляющие интерес сведения, не предусмотренные вопросами анкеты, выясняют у гражданина, имел ли он за последний год отношение к секретным работам, документам и изделиям, давал ли он обязательство по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну, работал ли (служил) на режимных объектах, запрашивают необходимые справки и документы, знакомят гражданина с содержанием договора (контракта) об оформлении допуска к государственной тайне. Если в ходе беседы или в анкетных данных выявлены обстоятельства, влияющие на принятие решения о допуске гражданина к государственной тайне, или установлено, что он ранее работал с особой важности или совершенно секретными сведениями, то о результатах беседы работники кадрового аппарата обязаны информировать в устной или письменной форме руководителя подразделения по защите государственной тайны соответствующей организации.

Заключение договора (контракта) об оформлении допуска к государственной тайне осуществляется с соблюдением всех требований гражданского и трудового законодательства Российской Федерации, а также статьи 24 Закона Российской Федерации «О государственной тайне». Анкета оформляемого на допуск гражданина подписывается работником кадрового аппарата и заверяется печатью. На каждого гражданина, оформляемого на допуск по первой или второй форме, кадровый аппарат представляет в подразделение по защите государственной тайны, а подразделение по защите государственной тайны направляет в орган безопасности следующие документы:

а) мотивированное письмо о необходимости оформления допуска к государственной тайне. В письме указываются должность, на которую оформляется гражданин, и ее порядковый номер в утвержденной номенклатуре должностей, количество лиц, допущенных по данной должности к сведениям, составляющим государственную тайну, номер ранее имевшегося у гражданина допуска, дата окончания проведения проверочных мероприятий и наименование органа безопасности, который их проводил (в случае переоформления допуска - причина переоформления), отмечаются обстоятельства, влияющие на принятие решения о допуске, и дается им оценка;

б) анкета;

в) 1 экземпляр карточки, зарегистрированной в журнале учета карточек на допуск работников по первой и второй формам;

г) по согласованию с органом безопасности 1 или 2 экземпляра учетной карточки на допуск по первой и второй формам. В том случае, когда оформляемый на допуск к особой важности или совершенно секретным сведениям гражданин постоянно проживает не в месте расположения организации, а в другом регионе Российской Федерации (республика, край, область), в орган безопасности направляется дополнительный экземпляр учетной карточки;

д) по согласованию с органом безопасности 2 или 3 экземпляра списка на оформляемого гражданина и его близких родственников (отца, мать, братьев, сестер и детей старше 16 лет), а также на жену (мужа), в том числе бывших. При этом на каждую фамилию составляется отдельный список.

После проведения органом безопасности проверочных мероприятий решение о допуске гражданина к особой важности или совершенно секретным сведениям оформляется распоряжением руководителя организации с отметкой в карточке и заверяется его подписью и печатью организации, решение о допуске к секретным сведениям - отметкой в списке лиц, подлежащих допуску к секретным сведениям, с соответствующей записью в карточке на допуск по третьей форме.

В некоторых случаях может быть предусмотрена такая процедура, как переоформление допуска к государственной тайне. Она применяется, если гражданину или должностному лицу необходимо повысить уровень допуска, к примеру, в связи с переходом на высшую должность, или лишить его первой, второй форм допуска секретности, к примеру, в случае переезда его близких родственников на постоянное место жительства за рубеж. Сроки, обстоятельства и порядок переоформления допуска граждан к государственной тайне устанавливаются нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне в условиях объявленного чрезвычайного положения может быть изменен Президентом Российской Федерации.

Ещё одна форма допуска особенно актуальна для слушателей Академии ФСО. Она связана с предоставлением гражданам или должностным лицам совершенно секретных и секретных сведений или сведений особой важности при их командировании в другие подразделения, организации. Доступ граждан к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям в организациях, куда они командируются по служебным делам, осуществляется после предъявления ими документов, удостоверяющих личность, справок о допуске и предписаний на выполнение заданий.

Военнослужащим органов безопасности при командировании их в организации, не входящие в систему органов Федеральной службы безопасности Российской Федерации, предоставляется право доступа к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям по предъявлении предписаний на выполнение и документов, удостоверяющих личность. Сотрудникам органов безопасности, осуществляющим по роду службы непосредственное взаимодействие с организациями в работе по защите государственной тайны, такое право предоставляется по предъявлении удостоверения личности. Гражданам, командируемым в другие организации, а также в органы военного управления, соединения, воинские части, учреждения, военные учебные заведения, на предприятия и в организации Министерства обороны Российской Федерации, органы, штабы, части и учреждения других министерств и ведомств Российской Федерации, где законодательством предусмотрена военная служба, выдаются справки, удостоверяющие наличие у них соответствующего допуска. Командированное лицо может иметь доступ только к тем особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям, которые ему необходимы в рамках выполняемого задания, указанного в предписании на выполнение задания. Доступ осуществляется с письменного разрешения руководителя принимающей организации, а в министерствах и ведомствах - начальника главного управления, управления или самостоятельного отдела (для ознакомления со сведениями особой важности) либо руководителя структурного подразделения (для ознакомления с совершенно секретными и секретными сведениями). В отдельных случаях, определяемых руководителями министерств и ведомств или заказчиками работ, командированные лица могут иметь доступ к особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям в принимающих организациях только с их письменного разрешения.

Предписание на выполнение задания подписывается руководителем организации или руководителем структурного подразделения организации, а в министерствах и ведомствах начальником главного управления, управления или самостоятельного отдела. Предписание заверяется печатью организации или печатью подразделения по защите государственной тайны. В предписании кратко указывается основание командирования (номер и дата постановления, решения, договора, совместного плана научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и т.п.), а также определяется, с какими сведениями, составляющими государственную тайну, необходимо ознакомить командируемое лицо для выполнения им задания.

Работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации достаточно иметь предписания на выполнение заданий и удостоверения личности с отметкой о допуске к государственной тайне. Военнослужащим достаточно иметь предписания на выполнение заданий и удостоверения личности (военные билеты) с отметкой о допуске к государственной тайне, заверенной гербовой печатью, при условии их командирования в воинские части, находящиеся в подчинении министерства или ведомства, в котором указанные военнослужащие проходят военную службу. Студенты и аспиранты высших учебных заведений и студенты средних специальных учебных заведений для прохождения производственной практики могут быть допущены, как правило, на те режимные объекты, которые выделены в установленном порядке конкретным учебным заведениям на определенный период в качестве баз для прохождения практики по соответствующим специальностям.

Надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации при обеспечении защиты государственной тайны и законностью принимаемых при этом решений осуществляет Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры. Лица, виновные в нарушении требований законов и инструкций, касающихся допуска к государственной тайне, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. Порядок допуска граждан к государственной тайне в условиях объявленного чрезвычайного положения может быть изменен Президентом Российской Федерации.

Page 3

В этой работе рассмотрен один из способов защиты информации, играющий очень важную роль в обеспечении сохранности государственной тайны. Допуск к информации является предопределяющим фактором её сохранности, ведь именно от того кто будет обладать этой информацией зависит сфера использования и применения таких сведений, которые могут повлиять на развитие, благополучие, безопасность мира в целом.

Рассмотрев эту тему, согласно российскому законодательству, можно сделать некоторые выводы касательно обеспечения допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, в нашей стране. Прежде всего, допуск к государственной тайне строго ограничен и регулируется уполномоченными на то органами власти, каждый из которых имеет свою компетенцию в этой сфере и свои подконтрольные и поднадзорные инстанции. Граждане и должностные лица проходят тщательный отбор, проверку перед получением допуска, а также сталкиваются с обязательствами и ограничениями необходимыми для обеспечения сохранности государственной тайны.

Также были рассмотрены процедуры и документы необходимые для осуществления допуска в различных случаях. К примеру, для всех граждан и должностных лиц проводится предварительная проверка, осуществляемая кадровым аппаратом и если того требует форма допуска, то и органами безопасности. В качестве документов, к примеру, существуют карточки секретности, хранящиеся в отделах обеспечивающих безопасность государственной тайны в органах государственной власти.

По моему мнению допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, является первейшей мерой по обеспечению защиты информации, и его надежность в значительной мере может предупредить и пресечь утечку информации через неблагонадёжных граждан и должностных лиц.

Конституция Российской Федерации;

Закон о безопасности (в ред. Закона РФ от 25.12.1992 №4235-1, Указа Президента РФ от 24.12.1993 №2288, Федерального закона от 25.07.2002 №116-ФЗ)

Закон о государственной тайне (в ред. Федеральных законов от 06.10.1997 №131-ФЗ, от 30.06.2003 №86-ФЗ, от 11.11.2003 №153-ФЗ, от 29.06.2004 №58-ФЗ)

Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ. Об информации, информационных технологиях и о защите информации опубликовано 29 июля 2006 г.

Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 года №415 (Собрание законодательства Российской Федерации, №21, 25.05.2009)

Сайт Российской газеты (www.rg.ru).

studbooks.net

Форма допуска

Понятия и основные положения допуска должностных лиц и граждан.

Подбор и приём на работу кандидатов на должности, связанные с государственной тайне.

Допуск к государственной тайне

План:

1. Подбор и приём на работу кандидатов на должности, связанные с государственной тайне;

2. Понятия и основные положения допуска должностных лиц и граждан. Форма допуска;

3. Порядок оформления допуска;

4. Порядок переоформления допуска к государственной тайне;

5. Основания для отказа в допуске к государственной тайне и условия его прекращения;

6. Форма учётной документации.

Работники кадрового подразделения:

1. Знакомят гражданина, оформляемого на допуск с нормами законодательства РФ по ГТ, предусматривающие ответственность за его нарушение;

2. Сверяют сведения, указанные гражданином в анкете со сведениями, содержащимися в представленных документах;

3. Уточняют, при необходимости отдельные сведения, указанные в анкете;

4. Доводят до гражданина, оформляемого на допуск, обязательства перед государством, о соблюдении требований законодательства РФ о государственной тайне;

5. Также запрашиваются необходимые справки и документы, знакомят гражданина с содержанием договора об оформлении допуска к государственной тайне;

6. В ходе беседы, работник кадрового подразделения или службы безопасности выясняет следующие вопросы, не предусмотренные анкетой:

a. Имел ли гражданин за последний год отношения к секретным работам, документам, изделиям;

b. Давал ли он обязательства по неразглашению государственной тайны;

c. Работал ли, служил (он) на режимных объектах.

Допуск к государственной тайне это оформленное в установленном порядке право граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.

В соответствии со степенями секретности устанавливаются три формы допуска:

1. Первая форма допуска для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;

2. Вторая форма допуска для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;

3. Третья форма допуска для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

Оформление гражданам допуска к ГТ осуществляется по месту работы (службы).

Допуск граждан оформляется в добровольном порядке и предусматривает следующее:

· Принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведениям, составляющих государственную тайну;

· Письменное согласие на частичные, временные ограничение их прав (в соответствии со ст. 24 «О государственной тайне»);

· Письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами (ФСБ России) проверочных мероприятий;

· Определение видов, размеров и порядков предоставления социальных гарантий, предусмотренных законодательством (надбавки за секретность);

· Ознакомление с нормами законодательства о государственной тайне предусматривающее ответственность за его нарушение;

· Принятие руководителем организации решения (в письменном виде) о допуске оформляемого гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну.

Должностные лица и граждане, допущенные к государственной тайне, могут быть временно ограничены в следующих правах:

1. Право на выезд за границу (при допуске к «Совершенно секретно» и «Особой важности») на срок, определённый трудовым договором (максимум 5 лет с правом продления на 5 лет);

2. Распространение сведений, составляющих государственную тайну и использование открытий и изобретений;

3. Неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий;

Проверочные мероприятия, связанные с оформлением допуска проводятся органами безопасности (ФСБ России и их территориальные органы).

Допуск к государственной тайне по третьей форме проводится без проведения проверочных мероприятий, за исключением:

· Руководитель организации;

· Руководитель структурного подразделения по защите государственной тайны;

· В случае, если имеется обоснованные сомнения в предоставлении анкетных данных по решению руководителя организации.

Обязательства граждан перед государством по соблюдению требований к законодательству оформляются в виде расписке (форма 2).

Члены совета федерации, депутаты государственной думы, судьи (на период исполнения ими своих полномочий), а так же адвокаты, участвующие в качестве защитников по делам, связанным с государственной тайной, допускаются к государственной тайне без проведения проверочных мероприятий.

Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи исполнении ими своих полномочий и о привлечении их к ответственности в случае разглашения, о чем берется у них соответствующая расписка.

Решение о допуске к государственной тайне принимается:

· В отношении граждан пребывающих в запасе и подлежащих призыву на военную службу – военный комиссар.

· В отношении руководителей государственных органов и государственных организаций теми, кем они были назначены на соответствующие должности.

· В отношении руководителей негосударственных организаций – руководителем организации – заказчиком секретных работ.

studopedia.su


Смотрите также