Допуски посадка на горячую
Допуски и посадки (основные определения)
Принятые по ГОСТ 7713—72 посадки делятся на три группы:
- посадки с зазором;
- посадки с натягом;
- посадки переходные.
Посадки для гладких цилиндрических соединений имеют следующие наименования и обозначения (в порядке убывающих натягов и возрастающих зазоров): горячая Гр, прессовая Пр, легкопрессовая Пл, глухая Г, тугая Т, напряженная Н, плотная П, скользящая С, движения Д, ходовая X, легкоходовая Л, широкоходовая Ш и тепловая ходовая ТХ.
Установлены 1, 2, 2а, 3, За, 4 и 5-й классы точности посадок (в порядке убывания точности). Кроме того, по 7, 8 и 9-му классам точности установлены «большие допуски» (для размеров от 1 до 500 мм).
Сведения по посадкам, применяемым в машиностроении, приведены в табл. 2.6.
Таблица 2.6 – Характеристика и назначение посадок
Наименование | Обозначение | Характеристика и области применения | Гарантированный натяг или зазор в % |
Горячая | Гр | Для дополнительных средств крепления пря посадке стальных стяжных колес, дисковых тарельчатых муфт на концах валов, зубчатых венцов и т.д. | Гарантированный натяг Nср=0,001d |
Прессовая | Пр | Для втулок в отверстиях при тяжелых условиях работы и вибрационном режиме, например в зубчатых колесах коробок скоростей токарных станков; бронзовых венцов червячных колес на чугунных центрах, зубчатые колес на валах. Для тяжело нагруженных передач иногда применяется дополнительное крепление (винтами, шпонками) | То же, Nср=0,0005d |
Легкопрессовая | Пл | Для установки клапанных седел в гнездах при вибрационном режиме работы, втулок и колец в корпусах, установочных колец на валах электрических машин, уплотнительных колец на валах для фиксации положения внутреннего кольца подшипника качения; зубчатых колес на валах редукторов, канатных барабанов на других валах с дополнительным креплением шпонкой и пр. | То же, Nср=0,00025d |
Глухая | Г | Для неподвижных соединений. Сборка деталей осуществляется под значительным давлением, а разъединение деталей может производиться только при крупном ремонте. Для получения полной неподвижности необходимы дополнительные средства крепления (шпонки, штифты и т.п.). Наиболее часто находит применение в частях, подвергающихся во время работы значительным сотрясениям, толчкам и ударам | 8,5 |
Тугая | Т | При посадке на шпонке деталей, соединяемых аналогично посадке Г, но с возможностью более частой разборки или при недопустимости деформации деталей при запрессовке (тонкостенные детали, легкие сплавы и т.п.) | |
Напряженная | Н | Для плотных соединений, когда сборка и разборка должны происходить без значительных усилий. Детали должны быть обязательно предохранены от проворачивания и сдвигов (посадка зубчатых колес, поводков, соединительных муфт, установочных колец и т.д., требующих точной центровки) | |
Скользящая | С | Для соединений c продольным перемещением без вращения | |
Движения | Д | При регулярном тихоходном движении деталей, когда не должно быть заметного зазора между ними | Гарантированный зазор |
Ходовая | X | Для деталей, вращающихся с умеренной скоростью, с зазорами, достаточными для помещения смазки | То же |
Прессовая | Пр | Для деталей, сопряжение которых должно противостоять значительным усилиям без специального крепления. Рекомендуется сортировка деталей на группы. Применяется при запрессовке валиков, втулок с толстыми стенками, упорных штифтов и т.п. | Гарантированный натяг Nср=0,0005d |
Скользящая | С2 | Для деталей с относительным перемещением, невысокой точности, для тех же целей, что и посадка С, но при меньших требованиях к качеству сборки | |
Скользящая | С3а | Для тех же целей, что и посадка С3а, но с более грубыми допусками | |
Ходовая | X3 | Для деталей, требующих легкого вращения, невысокой точности | Гарантированный зазор |
Скользящая | С4 и С5 | Для деталей неответственного назначения, к которым не предъявляется каких-либо специфических требований | |
Ходовая | Х4. | Для соединений, требующих больших конструктивных и технологических зазоров | Гарантированный зазор |
Применяются две системы допусков и посадок: система отверстия (в которой верхнее отклонение размера отверстия равно нулю, а разные посадки осуществляются за счет изменения предельных размеров вала) и система вала (верхнее отклонение размера вала равна нулю, а разные посадки осуществляются за счет изменения предельных размеров отверстия). Отверстие обозначается буквой А, вал – буквой В. Отверстие в системе вала и вал в системе отверстия обозначаются символами и цифровыми индексами соответствующих посадок и классов точности. Посадки 2-го класса точности не имеют цифрового индекса.
Основные методы получения соединений с гарантированным натягом представлены в табл. 2.7.
Таблица 2.7 – Методы выполнения соединений с гарантированным натягом
Метод выполнения соединения | Оборудование и приспособления | Область или условия применения метода | Примечание |
Ударами молотка | Молотки весом 0,25-1,25 кг Грузы с направляющими для нанесения удара по центру | Посадка небольших штифтов, клиньев, шпонок, заглушек. Посадка втулок, колец, гильз | |
Под давлением пресса | Прессы: винтовые ручные реечные пневматические винтовые приводные реечные приводные гидравлические | Усилие в тс: 1-2 1-5 3-5 5-10 5-10 Свыше 10 | Габариты соединения определяются размерами рабочего пространства пресса |
Нагревом охватывающей детали | Ванны с кипящей водой. Масляные ванны. Газовые горелки Электрические устройства для нагрева методом сопротивления или индукции | Температура 70-120 °С Температура 150-200 °С Температура 250-400 °С | Посадка колец подшипников качения. Посадка крупных деталей (бандажных колец, венцовых шестерней) |
Охлаждением охватываемой детали | Жидкий кислород или азот | Температура от –180 до –190 °С | Посадка небольших деталей (тонкостенных втулок, гильз) |
megaobuchalka.ru
Посадка деталей нагревом
В тех случаях, когда осуществление посадки под прессом невозможно в силу больших габаритов сопрягаемых деталей, используют горячую посадку.
Посадка с нагревом заключается в том, что одна из сопрягаемых деталей (охватывающая) нагревается до необходимой температуры, достаточной для свободной посадки на другую (охватываемую) деталь. Температура нагрева зависит от размера сопрягаемой детали и заданной величины натяга. Подогрев можно осуществить в баке с кипящей водой, горячим маслом или паром, когда расчетная температура нагретой детали не превышает 100-120°С.
Этот способ имеет то преимущество, что детали нагреваются равномерно и исключается их деформация. Нагрев деталей в горячем минеральном масле исключает к тому же появление возможной коррозии, что является преимуществом при посадке на вал подшипников качения и других деталей.
Нагревание деталей может производиться в газовых или электрических нагревательных печах сразу партией, что обеспечивает непрерывность в работе при серийном и массовом производстве. В данном случае также обеспечивается равномерный нагрев деталей; кроме того, необходимая температура может быть отрегулирована в нужных пределах с высокой точностью.
Нагревание электрическим током методом сопротивления или индукцией используется главным образом при горячей посадке крупных деталей. Для этой цели применяются специальные индукторы или спирали, которые надеваются или вставляются в одну из деталей и при пропускании через них электрического тока высокой или промышленной частоты вызывают нагрев детали.
Так, например, с помощью т.п.ч. (токов промышленной частоты) обеспечивается нагрев крупных деталей шестерен, муфт, катков, букс, шарикоподшипников и других деталей, имеющих размер посадочного отверстия 300 мм при наружном диаметре детали до 1000 мм и ширине 350 мм.
При запрессовке обеспечиваются прессовые, тугие и скользящие посадки, выполненные по 2-му и 3-му классам точности. Время нагрева деталей указанных габаритов до температуры 150-200°С длится всего лишь 15-20 мин.
Для стальных деталей, необходимая температура нагрева охватывающей детали подсчитывается по формуле:
t=(1350/D + 90)°С,
где D — посадочный диаметр детали, мм.
themechanic.ru
Большая Рнциклопедия Нефти Рё Газа
Cтраница 1
Горячая посадка применяется для соединения деталей, которые в процессе эксплуатации не должны разбираться. [1]
Горячая посадка применяется для соединения деталей наглухо. Перед сборкой деталь с отверстием нагревают до 500; при этом деталь расширяется и диаметр ее отверстия увеличивается. Нагретая деталь свободно насаживается на холодную и по остывании крепко ее охватывает. [2]
Горячая посадка ( Гр) служит для соединения деталей наглухо. В отличие от прессовых посадок, она дает возможность получить прочные неразъемные соединения только нагреванием детали с отверстием. При этой посадке в металле возникают большие напряжения, поэтому ее в основном применяют для соединения стальных деталей. [3]
Горячая посадка j - применяется в тех случаях, когда прессовая посадка jj - не обеспечивает передачу заданной нагрузки. [4]
Горячая посадка ( Гр) применяется в соединениях, которые никогда не должны разбираться, например бандажи железнодорожных колес, стяжные кольца и др. Для получения такой посадки деталь с отверстием нагревается до температуры 400 - 500 С, после чего производится насадка на вал. [5]
Горячая посадка концов цапф в балку, а также заклепка, пропущенная через тело балки и конец цапфы, обеспечивают достаточно прочное крепление цапфы с балкой. [6]
Тугие и горячие посадки, шпоночные канавки также являются концентраторами напряжений. [7]
Вставки и гнезда под них. [8] |
Горячая посадка крепежной части вставки в гнездо достаточно надежна. Допуски на размеры гнезд под вставки и крепежной части вставок определяют по ОСТ 1042 или из расчета натяга, принимаемого 0 1 - 0 2 % соответствующего размера гнезда или вставки. Натяг по ширине рекомендуется принимать большим, чем по длине так, чтобы посадка длинных и узких вставок по длине была только плотной. Допуски и посадки назначают такими же, как при вертикальных стенках и без уступа. [9]
Термин горячая посадка устарел. Сейчас вместо нагрева охватывающей детали широко применяют охлаждение охватываемой. [10]
Термин горячая посадка устарел. Сейчас вместо нагрева охватывающей детали широко применяют охлаждение охватываемой. [12]
Термин горячая посадка является условным и не исключает возможности соединения деталей под прессом или другими способами. [13]
Термин горячая посадка устарел. Сейчас вместо нагрева охватывающей детали широко применяют охлаждение охватываемой. [14]
Распространена горячая посадка уплотнительных колец из углеродных материалов в металлические обоймы. Вследствие малого коэффициента линейного расширения углеродные уплотнительные кольца запрессовывают по наружному диаметру. Металлические обоймы подвергают термообработке для снятия внутренних напряжений. В противном случае при эксплуатации обойма деформирует углеродное уплотнительное кольцо. Для обеспечения герметичности соединения углеродного материала с обоймой горячую посадку выполняют с применением клеев и смол, наносимых на холодное кольцо перед установкой в горячую обойму. Обойма нагревается до ] температуры примерно на 150 С больше рабочей температуры в уплотнении. После запрессовки углеродное кольцо растачивают до необходимых размеров. [15]
Страницы: 1 2 3 4
www.ngpedia.ru
Тепловые посадки.
Адрес этой страницы
Оглавление книги Предыдущая Следующая
Посадка при помощи нагрева охватывающей детали. Посадка путем охлаждения охватываемой детали.
Тепловые посадки имеют ряд преимуществ по сравнению с соединениями, получаемыми на прессах. Они имеют большую прочность. Применение нагрева или охлаждения при посадке деталей позволяет во многих случаях обходиться без мощного прессового оборудования.
Нагрев может быть осуществлен в кипящей воде при температуре нагрева до 100° (применяется, например, при посадке турбинных дисков на вал ротора) или в горячем масле, нагретом до температуры 85—90°. Этот метод наиболее часто применяется при посадке подшипников качения. Нагрев производится также газовыми горелками, в электрических, газовых или нефтяных печах и горнах или электрическими нагревателями с питанием током как промышленной, так и высокой частоты.
Сущность процесса посадки холодом заключается в охлаждении охватываемой детали (вала, оси, пальца, штифта, втулки и т. п.) до температуры, достаточной для того, чтобы свободно установить ее в отверстие охватывающей детали. Охлаждение осуществляется в жидком азоте, в твердой углекислоте (сухой лед), имеющих соответственно температуры 190—196° и 75 — 80° ниже нуля.
Посадка деталей с применением нагрева производительна и позволяет осуществлять соединения крупных деталей, например, посадку бандажей на центры колес диаметром до 4000 мм и выше, посадку тонких и длинных втулок и др. В настоящее время широко применяются установки для индукционного нагрева деталей перед посадкой токами промышленной частоты (ТПЧ).
На таких установках можно производить нагрев под запрессовку крупногабаритных деталей. При нагреве не требуется прогревать детали полностью, а достаточно прогреть внутренние поверхности. Установка позволяет нагревать детали до 400°, тогда как для прессовых посадок требуется температура 140— 160°, а для тугих посадок лишь 100—120°. Время нагрева 10— 20 мин. Установка снабжена реле, которое срабатывает при достижении необходимой температуры.
Охлаждение успешно применяется при посадке штифтов, осей и особенно втулок, с тонкими стенками и большой длины. Например, при посадке втулки, имеющей длину 1250 мм при наружном диаметре 460 мм и толщине стенок 15 мм, охлаждение производится 35—40 мин., а сама посадка в отверстие контрдетали только 1 мин. Запрессовка такой втулки с помощью пресса или каким-либо другим методом была бы невозможна вследствие ее деформации.
Охлаждающие установки подразделяются на установки без контакта деталей с охлаждающей средой и на установки с непосредственным контактом деталей с охлаждающей средой. В установке без контакта деталей с охлаждающей средой (фиг. 245, а) азот из сосуда Дюара 4 поступает по змеевику 2 в охлаждаемое пространство, где установлены охлаждаемые детали 5. Азот, проходя по змеевику, охлаждает детали и в виде пара выходит в атмосферу. По мере охлаждения деталей испарение жидкого азота уменьшается, и тогда он в виде струи может потечь наружу. В целях предупреждения этого под конец змеевика устанавливается бачок 6. В этот момент необходимо немного прикрыть вентиль 3, т. е. несколько уменьшить поступление жидкого азота в змеевик и дать возможность парам азота выходить в атмосферу. По окончании охлаждения деталей вентиль полностью закрывается, и пары азота свободно станут выходить в атмосферу, а жидкий азот не будет поступать ,в змеевик. В целях равномерного охлаждения деталей можно периодически включать вентилятор 1, смонтированный на крышке установки.
При применении подобных установок детали равномерно охлаждаются. Расход охлаждающей жидкости меньше на 20— 25%, имеется возможность регулирования температуры процесса охлаждения. Отрицательными моментами являются: некоторое удлинение процесса охлаждения деталей, наличие специальных приборов для контроля температуры, более сложная установка.
Установка для непосредственного контакта деталей с охлаждающей средой значительно проще, процесс ускоренный, имеется возможность охлаждения крупных деталей (фиг. 245, б). Расход жидкого азота более значительный, охлаждение неравномерное, температура охлаждения не регулируется.
Перед охлаждением производят подготовку отверстия контрдетали, в которую будет устанавливаться охлаждаемая деталь: снимаются заусенцы, очищают поверхности от масла, устанавливают предохранительные упоры, предназначенные для предохранения от проваливания охлажденной детали во время посадки за пределы сопрягаемых поверхностей. Детали перед охлаждением должны быть обезжирены и очищены от стружки и грязи, укладку их в бак установки производят с помощью клещей. При работе с охлаждающей средой следует строго соблюдать требования техники безопасности. Кратко эти требования могут быть сформулированы в следующем виде: категорически запрещается работа по запрессовке деталей путем охлаждения деталей без точного инструктажа обслуживающего персонала. Недопустимо охлаждение промасленных деталей. Вынимание деталей из камер охлаждения может производиться только клещами и т. д.
Фиг. 245. Установка для охлаждения деталей:
а - без контакта охлаждаемых деталей с охлаждающей средой;
б - с непосредственным контактом с охлаждающей средой деталей крупных размеров.
При работе на установках с непосредственным контактом деталей с жидким азотам, в связи с его быстрым испарением, необходимо следить и поддерживать уровень жидкости в камере охлаждения. Для выхода ларов в крышке должно быть предусмотрено отверстие, оно же используется и для дозаливки азота. Уровень охлаждающей жидкости должен быть выше верхней точки охлаждаемых деталей на 70—100 мм.
Время охлаждения втулок с толщиной стенок 5—10 мм равно 6—10 мин., втулки с толщиной стенок 20—30 мм охлаждаются не менее 20—30 (мин. После охлаждения детали быстро вынимаются сухими клещами и устанавливаются в подготовленное отверстие. При посадке надо следить, чтобы детали входили без перекосов. Удары по детали запрещаются, так как при низкой температуре на ней могут появиться трещины в связи с тем, что ударная вязкость металла падает. Охлажденная деталь должна свободно входить в отверстие.
Недостатком метода охлаждения деталей, в частности втулок с буртом, является наличие температурного зазора, возникающего при нагревании втулки до окружающей температуры после ее посадки. В случае больших удельных давлений, воспринимаемых этим буртом, зазор должен быть устранен дозапрессовкой втулки. Ори невозможности дозапрессовки имеющимися средствами посадка таких втулок методом охлаждения не должна производиться.
При посадке деталей со значительными натягами одного охлаждения охватываемой детали недостаточно, чтобы обеспечить требуемую усадку ее для свободной посадки в охватывающую деталь. В этих случаях рационально применять комбинированный метод посадки, заключающийся в подогреве охватывающей детали и охлаждении охватываемой. Подогрев охватывающей детали можно производить в кипящей воде. Представляет интерес применение комбинированного метода при посадке втулки 1 в отверстие станины 2 крупной формовочной машины, примененного на Ново-Краматорском машиностроительном заводе (фиг. 246).
Фиг. 246. Станина крупной формовочной машины с посаженной втулкой (а); нагрев станины водой (б).
Посадка осуществлялась путем охлаждения втулки сухим льдом до температуры — 75—80° и нагревания отверстия в станине (для посадки втулки) горячей водой до температуры +70°. Подогрев воды, налитой в цилиндрическую часть станины, производился при помощи электронагревателя, погруженного в воду (фиг. 246, б). Разность температуры в 150° обеспечила свободную посадку уникальной по габаритам втулки в отверстие станины с гарантированным натягом 0,3 мм. Посадка втулки на прессе была бы невозможна как из-за габарита станины, так и из-за значительной деформации втулки во время запрессовки. Стоимость такой операции в 8—10 раз меньше стоимости посадки, осуществляемой одним нагреванием.
Перейти вверх к навигацииdelta-grup.ru