Допуск к государственной тайне это


Государственная тайна. Ограничения и гарантии работникам, имеющим допуск

Правила работы с конфиденциальной информацией традиционно достаточно сложные. Особое место здесь занимают сведения, составляющие государственную тайну. В этой статье мы расскажем о формах допуска к государственной тайне, а также об ограничениях прав работников, допущенных к таким сведениям, и о предоставляемых им гарантиях.

Защита государственной тайны предполагает целый ряд мероприятий и особую процедуру допуска. Так, различают:

  • допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне;
  • допуск организаций к проведению работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Общее регулирование допуска к государственной тайне осуществляется Законом РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне» (далее - Закон о гостайне). Отдельные вопросы, связанные с допуском к государственной тайне, регулируются:

НА № 5‘2010

  • постановлением Правительства РФ от 06.02.2010 № 63 «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне»;
  • постановлением Правительства РФ от 18.09.2006 № 573 «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны» (далее - Постановление № 573);
  • постановлением Правительства РФ от 15.04.1995 № 333 «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны» (далее - Постановление № 333);

НА № 1‘2012

  • приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2011 № 989н «Об утверждении перечня медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, порядка получения и формы справки об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну»;

НА № 1‘2012

  • приказом Минздравсоцразвития России от 19.05.2011 № 408н «О порядке выплаты ежемесячных процентных надбавок гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны» (далее - Разъяснение № 408н).

ДОПУСК ОРГАНИЗАЦИЙ К ПРОВЕДЕНИЮ РАБОТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ

Предприятия, учреждения и организации допускаются к проведению работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, путем получения ими лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.

Для получения лицензии проводится специальная экспертиза юридического лица и аттестация его руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну. Расходы относятся на счет юридического лица.

При соблюдении каких условий организации будет выдана лицензия на И проведение работ со сведениями, составляющими государственную тайну?

Лицензия выдается при соблюдении следующих условий.

Условие 1. Соблюдение требований законодательных и иных нормативных актов РФ по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений.

Условие 2. Наличие в структуре предприятия подразделения по защите государственной тайны и необходимого числа специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, уровень квалификации которых достаточен для обеспечения защиты государственной тайны.

Условие 3. Наличие на предприятии средств защиты информации, имеющих сертификат, удостоверяющий их соответствие требованиям по защите сведений соответствующей степени секретности.

Лицензирование деятельности юридических лиц по проведению работ с использованием сведений, составляющих гостайну, проводится в соответствии с Постановлением № 333. Обратите внимание: на данные отношения не распространяется действие Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».?

На какой срок выдается лицензия?

Срок действия лицензии зависит от специфики деятельности и не может превышать пять лет. По просьбе заявителя лицензия может выдаваться на меньший срок.

Как и кем проводится специальная экспертиза?

Специальная экспертиза предприятия предполагает проверку выполнения требований нормативно-методических документов по режиму секретности, противодействию иностранным техническим разведкам и защите информации от утечки по техническим каналам, а также соблюдение других условий, необходимых для получения лицензии.

Организация и проведение специальных экспертиз осуществляется ФСБ России, ФСТЭК России, Службой внешней разведки РФ, Минобороны РФ, другими министерствами и ведомствами РФ и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом», руководителям которых даны полномочия на отнесение к государственной тайне сведений в отношении подведомственных им предприятий.

Как проводится государственная аттестация руководителей организации?

Указанные выше органы и организации проводят аттестацию руководителей. От аттестации освобождаются руководители предприятий, имеющие документ об окончании образовательного учреждения, включенного в перечень, определяемый Межведомственной комиссией, если со времени окончания образовательного учреждения прошло не более пяти лет.

ДОПУСК ГРАЖДАН К СВЕДЕНИЯМ, СОСТАВЛЯЮЩИМ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ

Обратите внимание! Допуск к государственной тайне должен быть получен до заключения трудового договора

Если выполняемая работа по своему характеру предусматривает доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, то необходимо оформить допуск. Только после оформления допуска лицо может быть назначено на соответствующую должность или принято на работу.

Для определения должностей, при назначении на которые требуется допуск к государственной тайне, следует руководствоваться номенклатурой должностей, требующих оформления допуска к государственной тайне (далее - Номенклатура должностей). Указанная номенклатура разрабатывается режимно-секретным подразделением и подписывается его руководителем.

Какие требования предъявляются законодательством к Номенклатуре должностей?

Требование 1. В Номенклатуру должностей должны включаться только те должности, по которым допуск необходим:

  • для выполнения должностных, специальных или функциональных обязанностей;
  • для направления работника в другие организации для выполнения работ со сведениями, составляющими государственную тайну.

Требование 2. Количество работников, допускаемых к государственной тайне, должно быть максимально ограничено.

Требование 3. Два экземпляра Номенклатуры должностей направляется на согласование в орган безопасности по месту расположения организации или территориально обособленного подразделения.

Дополнительно в орган безопасности направляется сопроводительное письмо, где указываются:

а) сведения о лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну: дата выдачи; наименование органа безопасности, выдавшего лицензию; срок ее действия и номер (кроме организаций, не подлежащих лицензированию);

б) сведения о согласовании предыдущей Номенклатуры должностей: дата согласования; наименование органа безопасности, согласовавшего Номенклатуру должностей;

в) количество должностей, предусматривавшихся в предыдущей Номенклатуре должностей для оформления допуска к государственной тайне по первой, второй и третьей формам; причины увеличения или снижения количества указанных должностей в новой Номенклатуре должностей.

Наша организация получила лицензию на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну. В 2013 г. планируется выполнение нескольких заказов. В «обычном» режиме в подобных проектах задействованы работники-иностранцы. Возможно ли их привлечение к работам со сведениями, составляющими гостайну (конечно же, с оформлением допуска и всех ограничений)? Или в таких работах могут быть заняты только граждане России, а иностранцы к ним не допускаются?

Законом о гостайне регламентирован допуск к государственной тайне граждан РФ. Однако это не означает, что иностранные граждане не допускаются к сведениям, составляющим государственную тайну.

Так, в соответствии с постановлением Правительства от 22.08.1998 № 1003 «Об утверждении Положения о порядке допуска лиц, имеющих двойное гражданство, лиц без гражданства, а также лиц из числа иностранных граждан, эмигрантов и реэмигрантов к государственной тайне»

1. Лица, имеющие двойное гражданство:

  • допускаются к государственной тайне в порядке, определенном для должностных лиц и граждан РФ;
  • допускаются только к сведениям с грифом «секретно» после проведения проверочных мероприятий органами федеральной службы безопасности.

2. Лица без гражданства:

  • могут быть допущены к сведениям, составляющим государственную тайну, но только на основании решения Правительства РФ;
  • как правило, не допускаются к сведениям особой важности или совершенно секретным.

Проект решения о допуске к государственной тайне вносится в Правительство РФ руководителями органов государственной власти и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», руководителями органов государственной власти субъектов РФ.

3. Иностранные граждане:

  • допускаются к государственной тайне на основании международного договора, предусматривающего обязательства иностранного государства или международной организации по защите передаваемых им сведений, составляющих государственную тайну;
  • могут быть допущены только к тем сведениям, в отношении которых выполнены процедуры, предусмотренные Положением о подготовке к передаче сведений, составляющих государственную тайну, другим государствам или международным организациям, утв. постановлением Правительства РФ от 02.08.1997 № 973. Решение о допуске иностранных граждан к государственной тайне принимается руководителями органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, предприятий, учреждений, организаций, уполномоченных Правительством РФ осуществлять передачу сведений, составляющих государственную тайну, другому государству или международной организации. Указанное решение согласовывается с ФСБ России.

4. Допуск эмигрантов и реэмигрантов определяется в соответствии с данным Положением исходя из гражданства указанных лиц на момент возбуждения ходатайства о допуске их к государственной тайне.

ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВ ЛИЦ, ДОПУСКАЕМЫХ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ

Статья 24 Закона о гостайне предусматривает ограничения следующих прав лиц, допускаемых или ранее допускавшихся к государственной тайне:

Обратите внимание! В трудовом договоре закрепляется срок, в течение которого работнику запрещается выезд за границу в связи с допуском к государственной тайне

  • права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне;
  • права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;
  • права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне.

Я работаю на «режимном» предприятии, где отдельные подразделения используют в своей работе сведения, составляющие государственную тайну. Сейчас мы хотим предусмотреть какие-то типовые формулировки особых условий, которые включаются в трудовые договоры таких сотрудников. Возник вопрос: при приеме на какие должности можно включать в договор условие об ограничении права на передвижение. В каких ситуациях может быть ограничено право гражданина на выезд из РФ? Как определяется такой срок?

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» право гражданина на выезд из РФ может быть ограничено, если он допущен к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям и заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограничение права на выезд из РФ.

Срок ограничения такого права не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями и до истечения срока ограничения, установленного трудовым договором (контрактом).

Обратите внимание: ограничение права выезда за границу может быть предусмотрено только для работников, имеющих допуск по первой и второй форме, т. е. к сведениям особой важности и совершенно секретным сведениям.

В случае если имеется заключение Межведомственной комиссии по защите государственной тайны о том, что сведения особой важности или совершенно секретные сведения, о которых гражданин был осведомлен на день подачи заявления о выезде из РФ, сохраняют соответствующую степень секретности, то указанный в трудовом договоре (контракте) срок ограничения права на выезд из РФ может быть продлен Межведомственной комиссией. При этом срок ограничения права на выезд не должен превышать в общей сложности десять лет, включая срок ограничения, установленный трудовым договором (контрактом), со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведениями.

Нормы, устанавливающие ограничение права граждан на выезд за границу, были предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ.

НА № 9‘2012В постановлении Конституционного суда РФ от 07.06.2012 № 14-П указывается, что уполномоченные органы и должностные лица, принимая решение о временном ограничении гражданина в праве выезда из РФ, и суды при оценке правомерности такого решения не могут руководствоваться одним лишь формальным критерием наличия у данного гражданина допуска к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне.

По мнению Конституционного Суда РФ такое решение требует выяснения следующих обстоятельств.

Обстоятельство 1. Характер конкретной информации, к которой гражданин имел доступ в рамках своей профессиональной деятельности.

Обстоятельство 2. Степень секретности информации, в том числе на момент обращения в уполномоченные органы в связи с предполагаемым выездом за пределы страны.

Обстоятельство 3. Цель выезда за границу и другие условия, наличие которых позволяет сделать вывод о необходимости применения указанного ограничения.

В судебной практике имеются случаи оспаривания гражданами ограничения права на выезд за границу. Приведем примеры, когда судом была определена правомерность ограничения этого права.

Б. обратился в суд с заявлением, в котором оспаривал решение об ограничении его права на выезд из РФ. Суд пришел к выводу о том, что в отношении Б. имелись основания для ограничения этого права. Определением Верховного суда РФ от 28.06.2006 № 5-Г06-55 в удовлетворении заявления об оспаривании решения об ограничении права на выезд из РФ отказано, поскольку в период прохождения военной службы между заявителем и войсковой частью был заключен трудовой договор (контракт) об оформлении допуска к государственной тайне, предполагающий временное ограничение права на выезд из РФ в течение пяти лет.

С. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий отдела паспортно-визовой службы УВД Калининградской области, отказавшего заявителю в выдаче заграничного паспорта, ссылаясь на то, что его право на выезд с территории РФ ограничено. Определением Верховного суда РФ от 31.05.2006 № 71-Г06-1 в удовлетворении заявления об оспаривании ограничения права заявителя на выезд за пределы РФ и отказа в выдаче заграничного паспорта отказано, так как в период военной службы заявитель имел допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, принял на себя добровольные обязательства, связанные с оформлением допуска к ней, тем самым дав согласие на временное ограничение его прав, в том числе и права на выезд за границу в течение пяти лет.

В следующем примере судом срок ограничения права на выезд за границу уменьшен.

М. оспорил в суде решение Федерального государственного унитарного предприятия «Управление строительства № 30» (ФГПУ «УС-30») от 27.12.2004 об ограничении его права на выезд из РФ. Решением Верховного суда Республики Башкортостан заявление М. удовлетворено частично, уменьшен срок ограничения выезда за границу до 14.02.2007. В кассационной жалобе М., не соглашаясь по существу с решением, просит его отменить и возвратить дело на новое рассмотрение. Определением Верховного суда РФ от 19.04.2006 № 49-Г06-6 признано, что заявление об оспаривании ограничения права заявителя на выезд из РФ удовлетворено правомерно в части уменьшения срока ограничения выезда за границу, поскольку истцом был заключен договор об оформлении допуска к государственной тайне, являющегося приложением к трудовому договору, в соответствии с которым заявитель дал согласие на временное ограничение его права выезда за границу на определенный срок, исчисляемый с даты последнего ознакомления лица со сведениями особой важности.

Необходимость защиты государственной тайны предполагает требование о запрете ее свободного распространения. Нарушение данного требования влечет наступление юридической ответственности (уголовной и трудоправовой). Работнику, получившему доступ к государственной тайне, также запрещается использовать изобретения и открытия, содержащие государственную тайну.

Ограничение права на неприкосновенность частной жизни возможно в связи с проведением органами безопасности проверочных мероприятий при оформлении допуска к государственной тайне. На данном этапе проверяются все анкетные данные, что предполагает получение информации о частной жизни оформляемого лица.

СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ЛИЦАМ, ДОПУСКАЕМЫМ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ

Статья 21 Закона о гостайне предусматривает следующие социальные гарантии для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе.

Гарантия 1. Процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ.

Законодательством предусмотрены два вида надбавок за работу со сведениями, составляющими государственную тайну:

  • ежемесячная процентная надбавка к заработной плате за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
  • ежемесячная процентная надбавка за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны.

Гарантия 2. Преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями организационных и (или) штатных мероприятий.

Под «прочими равными условиями» здесь следует понимать производительность труда и квалификацию работника (ст. 179 ТК РФ).

О процедуре допуска к государственной тайне и оформления связанных с этим документов, а также об оплате труда работников, допущенных к сведениям, составляющим государственную тайну, мы поговорим в следующих номерах «Справочника кадровика». Журнал: Справочник кадровика, По состоянию на: 08.01.2013, Год: 2013, Номер: №2Автор: Станскова У. М.

hr-portal.ru

2.2.8 Допуск к государственной тайне и доступ к сведениям, составляющих государственную тайну.

Допуск к государственной тайне в Законе Российской Федерации от 21.07.93 № 5485-1 «О государственной тайне» определен как

«процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций - на проведение работ с использованием таких сведений».

Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне представляет собой процедуру оформления права должностных лиц и граждан на доступ к сведениям, составляющих государственную тайну. Эта процедура определена в статьях 21, 21.1 и 22 названного Закона Российской Федерации.

Статья 21 определяет содержание этой процедуры. Эта статья является одной из самых больших по объему в Законе Российской Федерации 21.07.93 № 5485-1 «О государственной тайне», поскольку она описывает одну из основных форм отношений, а именно отношение между государством, в лице органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций, с одной стороны и должностными лицами и гражданами, допускаемыми к государственной тайне с другой стороны. Детализация положений данной статьи и последующих статей 21.1 и 22 определена тем, что они напрямую затрагивают права и свободу человека и гражданина. Вследствие этого не должно допускаться ни свободная трактовка их положений, ни незаконное ущемление прав граждан.

Допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне осуществляется на добровольной основе. Статья 21 названного Закона Российской Федерации устанавливает это следующим образом:

«Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке…Взаимные обязательства администрации и оформляемого лица отражаются в трудовом договоре (контракте)».

Выделение из широкой категории «граждане» категории должностных лиц связана с положениями статьи 1 Закона Российской Федерации 21.07.93 № 5485-1 «О государственной тайне», в соответствие с которым принцип добровольности рассматривается с двух позиций: для граждан – в качестве условия при поступлении на работу или при привлечении к работам, связанным с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а для должностных лиц – в качестве условия для занятия определенных должностей, статус которого независимо от желания лиц, их заменяющих, предполагает ознакомление со сведениями, составляющими государственную тайну.

Названный Закон Российской Федерации в статье 21 устанавливает формы допуска к государственной тайне должностных лиц и граждан, соответствующие 3 степеням секретности сведений, составляющих государственную тайну.

В соответствии с «Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2010 № 63, установлены:

первая форма допуска для должностных лиц и граждан, допускаемых к сведениям особой важности;

вторая форма допуска для должностных лиц и граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;

третья форма допуска для должностных лиц и граждан, допускаемых к секретным сведениям.

При этом лица, допущенные к сведениям более высокой степени секретности, являются допущенными к сведениям низших степеней секретности.

В соответствие со статьей 21 названного Закона Российской Федерации допуск должностных лиц и граждан к государственной тайне предусматривает:

«принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных им сведений, составляющих государственную тайну;

согласие на частичные, временные ограничения их прав в соответствии со статьей 24 настоящего Закона;

письменное согласие на проведение в отношении их полномочными органами проверочных мероприятий;

определение видов, размеров и порядка предоставления социальных гарантий, предусмотренных настоящим Законом;

ознакомление с нормами законодательства Российской Федерации о государственной тайне, предусматривающими ответственность за его нарушение;

принятие решения руководителем органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну».

Такие действия при оформлении допуска должностным лицам и гражданам к государственной тайне, призванные обеспечить сохранность государственной тайны, как установил Конституционный Суд Российской Федерации, в своей основе соответствуют целям, указанным в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, не противоречат другим ее нормам, а также общепризнанным принципам демократического правового государства.

Положения, касающиеся проведения проверочных мероприятий, согласуются положениями Федерального Закона «Об оперативно – розыскной деятельности».

Закон Российской Федерации от 21.07.93 № 5485-1 «О государственной тайне» в той же статье 21 устанавливает, что объем проверочных мероприятий, проводимых в отношении должностного лица или гражданина с его согласия полномочными органами, зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться должностное лицо или гражданин. Проверочные мероприятия проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации. Названная выше Инструкция в пункте 6 раздела 1 устанавливает, что проверочные мероприятия, связанные с допуском по первой и по второй формам, осуществляются Федеральной Службой Безопасности Российской Федерации и ее территориальными органами во взаимодействии с органами, осуществляющими оперативно – розыскную деятельность. Допуск должностных лиц и граждан по третьей форме, за исключением отдельных случаев, осуществляется руководителями органов государственной власти, организации, предприятия, учреждения без проведения проверочных мероприятий.

Статья 24 Закона Российской Федерации от 21.07.93 № 5485-1 «О государственной тайне» устанавливает возможность временного ограничения прав должностного лица или гражданина, допущенных или ранее допускавшихся к государственной тайне. Ограничения могут касаться:

«права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне;

права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;

права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне».

В качестве компенсации за ограничение прав и свобод для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, статья 21 названного Закона Российской Федерации устанавливает следующие социальные гарантии:

«процентные надбавки к заработной плате в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ;

преимущественное право при прочих равных условиях на оставление на работе при проведении органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями организационных и (или) штатных мероприятий».

Кроме этого для работников структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно к социальным гарантиям, установленным для должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, устанавливается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в указанных структурных подразделениях. Правила выплаты ежемесячных процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) граждан, допущенных к государственной тайне на постоянной основе и работников структурных подразделений по защите государственной тайны, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2006 № 573. Эти правила устанавливают размер ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) за работу со сведениями:

  • имеющими степень секретности «особой важности» - 50-75%;

  • имеющими степень секретности «совершенной секретности» - 30-50%;

  • имеющими степень секретности «секретно» - 5-15%.

Работникам структурных подразделений по защите государственной тайны дополнительно выплачивается процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) за стаж работы в этих структурных подразделениях:

  • от 1 до 5 лет – 10%;

  • от 5 до 10 лет – 15%;

  • от 10 лет и выше – 20%.

Факт наличия у конкретного лица оформленного допуска к секретным, совершенно секретным и особой важности сведениям не является основанием для его доступа к информации соответствующей степени секретности. Доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, Закон Российской Федерации от 21.07.93 № 5485-1 «О государственной тайне» определяет в статье 2 как

«санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну».

Санкцию на ознакомление конкретного должностного лица или гражданина с конкретными сведениями, составляющими государственную тайну, может дать только соответствующий руководитель и только в письменном виде.

Статья 25 названного Закона Российской Федерации устанавливает сказанное следующим образом:

«Организация доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, возлагается на руководителя соответствующего органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, а также на их структурные подразделения по защите государственной тайны».

Названная статья устанавливает персональную ответственность за организацию доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, возлагая её на руководителей соответствующих органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций, а также на их структурные подразделения по защите государственной тайны, непосредственно реализующие процедуру доступа:

«Руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций несут персональную ответственность за создание таких условий, при которых должностное лицо или гражданин знакомятся только с теми сведениями, составляющими государственную тайну, и в таких объемах, которые необходимы ему для выполнения его должностных (функциональных) обязанностей».

Сама процедура доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, не описывается в Законе Российской Федерации от 21.07.93 № 5485-1 «О государственной тайне». В этом Законе Российской Федерации в статье 25 установлено:

«Порядок доступа должностного лица или гражданина к сведениям, составляющим государственную тайну, устанавливается нормативными документами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации».

Такой подход представляется вполне оправданным, поскольку процедура доступа довольно объемна по содержанию, предполагает инвариантность, связанную со спецификой осуществляемой деятельности, и, кроме того, должна сохранять способность оперативно реагировать на изменения внешних условий, что при закреплении этой процедуры в законе было бы крайне трудно осуществить.

Понятие «допуск предприятий, учреждений и организаций к государственной тайне» представляет собой процедуру оформления права юридического лица на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Эта процедура в соответствии с положениями статьи 27 Закона Российской Федерации от 21.07.93 № 5485-1 «О государственной тайне» осуществляется путем получения юридическим лицом лицензии на право проведения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну. В названной статье установлено:

«Допуск предприятий, учреждений и организаций к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, осуществляется путем получения ими в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, лицензий на проведение работ со сведениями соответствующей степени секретности.».

В этой же статье установлено:

«Лицензия на проведение указанных работ выдается на основании результатов специальной экспертизы предприятия, учреждения и организации и государственной аттестации их руководителей, ответственных за защиту сведений, составляющих государственную тайну, расходы по проведению которых относятся на счет предприятия, учреждения, организации, получающих лицензию.».

Лицензия на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, выдается юридическому лицу при выполнении им следующих установленных в названной выше статье условий:

«выполнение требований нормативных документов, утверждаемых Правительством Российской Федерации, по обеспечению защиты сведений, составляющих государственную тайну, в процессе выполнения работ, связанных с использованием указанных сведений;

наличие в их структуре подразделений по защите государственной тайны и специально подготовленных сотрудников для работы по защите информации, количество и уровень квалификации которых достаточны для обеспечения защиты государственной тайны;

наличие у них сертифицированных средств защиты информации».

Порядок получения названной лицензии в соответствии со статьей 27 Закона Российской Федерации от 21.07.93 № 5485-1 «О государственной тайне» определяется Положением о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, с созданием средств защиты, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.95 № 333.

studfiles.net

УСЛОВИЯ ДОПУСКА К СВЕДЕНИЯМ, СОСТАВЛЯЮЩИМ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ

Допуск к государственной тайне — процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций — права на проведение работ с использованием таких сведений.

Понятие «допуск к государственной тайне» не следует путать с понятием «доступ к сведениям, составляющим государственную тайну», которое в соответствии с Законом «О государственной тайне» определяется как санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.

Итак, допуск к государственной тайне — это процедура оформления права граждан и организаций на доступ к информации, составляющей государственную тайну, и ее использование.

Допуск должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне осуществляется в добровольном порядке. Это означает, что никто не может быть понужден к процедуре оформления на доступ к соответствующим сведениям. Каждый принимает такое решение самостоятельно, поскольку оно может повлечь временное ограничение прав должностного лица либо гражданина. При этом граждане, которым по характеру занимаемой ими должности необходим доступ к государственной тайне, могут быть назначены на эти должности только после оформления допуска к этим сведениям по соответствующей форме в установленном порядке.

Процедура оформления допуска предусмотрена ст. 21 Закона «О государственной тайне» и состоит из совокупности следующих действий:

  • ? принятие на себя оформляемым лицом обязательств перед государством по нераспространению доверенных ему сведений, составляющих государственную тайну;
  • ? дача лицом согласия на частичные, временные ограничения его прав;
  • ? дача им письменного согласия на проведение полномочными органами проверочных мероприятий;
  • ? определение работодателем видов, размеров и порядка предоставления льгот, предусмотренных законодательством о государственной тайне;
  • ? ознакомление оформляемого лица с нормами законодательства о государственной тайне;
  • ? принятие руководителем органа государственной власти или организации решения о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну.

Взаимные обязательства работодателя и оформляющего допуск лица отражаются в трудовом договоре (ст. 57 Трудового кодекса РФ). Заключение трудового договора до окончания проверочных мероприятий не допускается. Объем проверочных мероприятий зависит от степени секретности сведений, к которым будет допускаться оформляемое лицо. Цель их проведения — выявление оснований для отказа в допуске к государственной тайне. Перечень таких оснований установлен ст. 22 Закона «О государственной тайне»:

  • ? признание оформляемого лица недееспособным, ограниченно дееспособным или рецидивистом, нахождение его под судом или следствием за государственные и иные тяжкие преступления, наличие у него неснятой судимости за эти преступления;
  • ? наличие у оформляемого лица медицинских противопоказаний для работы с использованием сведений, составляющих государственную тайну, согласно Перечню, утвержденному федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области здравоохранения и социального развития[1];
  • ? постоянное проживание оформляемого лица и (или) его близких родственников за границей и (или) оформление указанными лицами документов для выезда на постоянное жительство в другие государства;
  • ? выявление в результате проверочных мероприятий действий оформляемого лица, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;
  • ? уклонение оформляемого лица от проверочных мероприятий и (или) сообщение им заведомо ложных анкетных данных.

Решение об отказе в допуске к государственной тайне принимается руководителем органа государственной власти или организации в индивидуальном порядке с учетом результатов проверочных мероприятий.

Условия прекращения допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне установлены ст. 23 Закона «О государственной тайне». В частности, этот допуск может быть прекращен по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации в случаях:

  • ? расторжения с лицом трудового договора (контракта) в связи с проведением организационных и (или) штатных мероприятий;
  • ? однократного нарушения им взятых на себя предусмотренных трудовым договором (контрактом) обязательств, связанных с защитой государственной тайны;
  • ? возникновения обстоятельств, являющихся согласно ст. 22 Закона «О государственной тайне» основанием для отказа должностному лицу или гражданину в допуске к государственной тайне.

Прекращение допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне является дополнительным основанием для расторжения с ним трудового договора (контракта), если это предусмотрено в трудовом договоре (контракте).

Прекращение допуска к государственной тайне не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых им на себя обязательств по неразглашению сведений, составляющих государственную тайну.

Решение администрации об отказе в допуске, о прекращении допуска должностного лица или гражданина к государственной тайне и расторжении с ним на этом основании трудового договора (контракта) может быть обжаловано в вышестоящую организацию или в суд.

Особый порядок допуска к государственной тайне отдельных лиц установлен в ст. 21.1 Закона «О государственной тайне». В частности, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий, а также адвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются к этим сведениям без проведения проверочных мероприятий, предусмотренных ст. 21 Закона «О государственной тайне». Указанные лица предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с исполнением ими своих полномочий, и о привлечении их к ответственности в случае ее разглашения, о чем у них берется соответствующая расписка. Сохранность государственной тайны в таких случаях гарантируется путем установления федеральным законом ответственности указанных лиц.

Должностное лицо или гражданин, допущенные или ранее допускавшиеся к государственной тайне, могут быть временно ограничены в своих правах. Согласно ст. 24 Закона «О государственной тайне» ограничения могут касаться:

  • ? права выезда за границу на срок, оговоренный в трудовом договоре (контракте) при оформлении допуска гражданина к государственной тайне;
  • ? права на распространение сведений, составляющих государственную тайну, и на использование открытий и изобретений, содержащих такие сведения;
  • ? права на неприкосновенность частной жизни при проведении проверочных мероприятий в период оформления допуска к государственной тайне.

Допуск должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне осуществляется в соответствии с Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне (утв. постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2010 г. № 63[2]). Положения Инструкции обязательны для выполнения органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и организациями, независимо от их организационно-правовой формы, которые выполняют работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, либо стремятся получить лицензию на право проведения таких работ.

В Инструкции определены общие правила допуска, порядок его оформления и переоформления, порядок доступа граждан к информации особой важности, совершенно секретным и секретным сведениям при командировании их в другие организации.

Допуск должностных лиц к сведениям, составляющим государственную тайну, осуществляется в соответствии с перечнем должностей, при назначении на которые граждане обязаны оформлять допуск. Этот перечень определяется номенклатурой должностей, утверждаемой руководителем организации или его заместителем, занимающимся вопросами защиты государственной тайны, после согласования только тех должностей, по которым допуск граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, действительно необходим для выполнения ими должностных (функциональных) обязанностей.

Номенклатура должностей разрабатывается режимно-секретным подразделением организации и подписывается его руководителем. В нее включаются только те должности, по которым допуск работников к государственной тайне действительно необходим для выполнения ими должностных (специальных, функциональных) обязанностей, в том числе должности работников, допуск которых к государственной тайне обусловлен направлением их в другие организации для выполнения работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Количество работников, допускаемых к сведениям, составляющим государственную тайну, в организациях должно быть предельно ограничено.

В соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, определены следующие формы допуска к ней граждан:

  • ? первая — для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;
  • ? вторая — для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;
  • ? третья — для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

Проверочные мероприятия, связанные с оформлением допуска

граждан к государственной тайне, осуществляются органами безопасности по месту расположения организаций, их территориально обособленных подразделений.

Допуск граждан к государственной тайне по третьей форме оформляется без проведения проверочных мероприятий. Если имеются сомнения в достоверности представленных гражданином анкетных данных, руководитель организации может в установленном порядке направить материалы в органы безопасности для проведения проверочных мероприятий.

Руководителям организаций, работникам их структурных подразделений по защите государственной тайны, а также лицам, на которых возлагается исполнение функций структурных подразделений по защите государственной тайны, допуск к государственной тайне оформляется с проведением проверочных мероприятий.

Органы безопасности по согласованию с заинтересованными организациями определяют организации, в которых допуск к государственной тайне по третьей форме оформляется с проведением проверочных мероприятий.

Должностные лица и граждане, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с действующим законодательством. В частности, уголовная ответственность может наступить за разглашение сведений, составляющих государственную тайну (ст. 283 УК РФ) и утрату документов, содержащих государственную тайну (ст. 284 УК РФ).

Контрольные вопросы

  • 1. Дайте определение понятия «государственная тайна».
  • 2. Назовите виды сведений, составляющих государственную тайну.
  • 3. В чем заключаются условия и порядок допуска к государственной тайне?
  • 1. Глоссарий основных понятий в законодательстве о государственной тайне государств-членов ОДКБ : сб. /сост. И. Л. Бачило, М. А. Вус, В. С. Гусев, О. С. Макаров. СПб., 2011.
  • 2. Городов О. А. Информационное право: учеб, для бакалавров. М., 2013.
  • 3. Сумин А. А. Комментарий к Закону Российской Федерации «О государственной тайне». М., 2001.
  • 4. Информационное право: учеб, для бакалавров /отв. ред. И. М. Рассолов. М., 2013.

bstudy.net

Условия допуска к государственной тайне

Понятие и виды государственной тайны.

Ограниченного доступа.

Правовой режим служебной тайны включает также нормы ответственности за разглашение служебной информации, ограниченного распространения (уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая).

ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ» - служебный контракт может быть расторгнут по инициативе нанимателя, в случае разглашения служебной информации, ставшей известной гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей.

ст. 13.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – административная ответственность.

Содержится в Законе РФ «О государственной тайне».

Государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации.

Признаки:

- защищаемые государством сведения; защищаемая государством информация в силу определенных причин приобретает особое конфиденциальное состояние;

- специфичные виды государственной деятельности и её объекты, которые государство стремиться сохранить в защищенном состоянии (те сведения, которые обладают особой важностью в различных областях).

Правовой режим государственной тайны имеет специфику материальных носителей конфиденциальной информации, характерных для сведений об особо важных областях деятельности государства. К носителям сведений, составляющих государственную тайну относятся: материальные объекты в т.ч. физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну находят свое отражение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов. Особенность названных материальных объектов проявляется в характере информационной среды, насыщенной техническими средствами и высокими информационными технологиям с помощью которых можно не только создать высокотехнологичную маскировку сведений, но и получить незаконный доступ к ним. Поэтому в состав средств защиты информации включаются технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации.

1) доступ;

2) допуск.

Под допуском к государственной тайне понимается процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, оставляющим государственную тайну о предприятии, учреждении и организации на проведение работ с использованием таких сведений.

Доступ – санкционированное, полномочным должностным лицом, ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну.

Допуск – процедура оформления права на доступ.

Допуск должностных лиц и граждан РФ осуществляется в добровольном порядке. Никто не может быть принужден к процедуре оформления права на доступ к государственной тайне. Каждый принимает подобное решение самостоятельно.

Процедура описана в ст.21 Закона «О государственной тайне»:

1) принятие на себя обязательств перед государством по нераспространению доверенных сведений, составляющих государственную тайну;

2) согласие на частичное временное ограничение прав;

3) письменное согласие на проведение полномочными органами проверочных мероприятий;

4) определение видов, размеров и порядке предоставления льгот, предусмотренных законодательством о государственной тайне;

5) ознакомление с нормами законодательства о государственной тайне;

6) принятие решений руководителем органа государственной власти или организации о допуске оформляемого лица к сведениям, составляющим государственную тайну;

7) вносятся соответствующие положения в трудовой договор (обязанности, связанные с государственной тайной; положения о компенсации за работу с государственной тайной).

Порядок допуска должностных лиц и граждан к государственной тайне осуществляется в соответствии с инструкцией «О порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне»

Допуск к государственной тайне является обязательным условием для замещения определенных государственных должностей.

Формы допуска к государственной тайне.

В соответствии со степенями секретности, сведений составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска к государственной тайне:

- секретные сведения особой важности;

- для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;

- для граждан, допускаемых к секретным сведениям.

Page 2

Понятие и режим служебной тайны.

В нормах действующего законодательства понятие «служебная тайна» не имеет определения. На сегодняшний день существует правовая неопределенность относительно правового режима служебной тайны. А в ст. 9 ФЗ «Об информации…», которая говорит, что ограничения в доступе к информации должно устанавливаться федеральным законом.

Но такого федерального закона нет. Ст. 139 ГК РФ определяла служебную тайну. Но была изменена.

По положению.

Служебная информация – несекретная информация, касающиеся деятельности организаций, ограничение на распространение которой диктуется служебной необходимостью.

Признаки:

1)обязательное ограничение в распространении информации;

но положение не содержит перечня информации, которая может быть отнесена к служебной тайне. НЕ могут быть к ней отнесены:

- акты государственных органов;

- акты, устанавливающие правовой статус государственных органов;

- сведения о чрезвычайных ситуациях, а также другая информация необходимая для безопасного существования населенных пунктов, граждан и населения в целом;

- описание структуры органа исполнительной власти и его функции;

- порядок рассмотрения и разрешения заявлений, а также обращений граждан и юридических лиц;

- решения по заявлениям и обращениям граждан и юридических лиц; сведения об исполнении бюджета и использовании других государственных ресурсов; документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов.

Сведения, которые не включены в этот перечень, о деятельности органов исполнительной власти, об особо важных сторонах деятельности органов власти, отражающих их жизненно важные интересы можно относить к служебной информации ограниченного распространения.

Когда в орган государственной власти попадают сведения от граждан и юр. лиц личного и иного характера, он приобретает статус служебной тайны.

Во втором разделе Постановления закреплен порядок использования и уничтожения документов, содержащих служебную информацию ограниченного доступа.

При формировании такого документа решение о необходимости проставления грифа (пометки) для служебного пользования и о придании конфиденциальности сведениям, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, определяется исполнителем и должностным лицом, подписывающим или утверждающим документ.

Указанная пометка и номер экземпляра проставляются в правом верхнем углу первой страницы документа на обложки и титульном листе издания, а также на первом листе сопроводительного письма к таким документам.

Прием и учет таких документов осуществляется подразделениями, которым поручен прием несекретной документации.

Такие документы, как правило, печатаются в специальных подразделениях (отделениях), где и уничтожаются их черновики.

Документы для служебного пользования хранятся отдельно от основной документации. Обязательно хранятся в железных сейфах или шкафах, которые обязательно должны быть опечатаны.

Правовой режим служебной тайны включает также нормы ответственности за разглашение служебной информации, ограниченного распространения (уголовная, административная, дисциплинарная, гражданско-правовая).

Page 3

Порядок работы с отдельными видами профессиональной тайной.

Понятие профессиональной тайны и особенности ее правового режима.

Сведения, которые составляют профессиональную тайну, являются одними из самых старых и распространенных видов информации ограниченного доступа.

Виды:

- банковская;

- налоговая;

- нотариальная;

- адвокатская тайна;

- врачебная тайна;

- судебная тайна;

- тайна исповеди

Ит.д.

Профессиональная тайна – конфиденциальность информации о жизненно важных обстоятельствах личности, либо о деятельности организации, полученной гражданами (физическими лицами) при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациями при осуществлении ими определенных видов деятельности.

Признаки:

- конфиденциальность – состояние защищенности от 3-х лиц информации о жизненно важных событиях и обстоятельствах личности, либо деятельности организаций.

Такими обстоятельствами для граждан могут быть: факт усыновления; финансовое состояние (банковская тайна); состояние здоровья (врачебная тайна).

Для организаций: налоговая тайна и др.

- легитимность – обязательность защиты сведений физическими лицами или организациями в случаях, если на эти лица федеральными закона возложены обязанности по соблюдению конфиденциальности информации.

- факт передачи физическим лицам при исполнении ими профессиональных обязанностей или организациям при осуществлении ими определенных видов деятельности, информации о жизненно важных обстоятельствах личности, либо деятельности организаций.

Передача сведений, составляющих профессиональную тайну, основывается на условиях максимального доверия либо на требования закона.

- профессиональных характер тайны определяется особенностями реализации полномочий либо функций физических лиц или организаций, которым обладатель сведений передает, т.е. доверяет сведения о важных обстоятельствах своей жизни и деятельности.

Коммерческая тайна – режим конфиденциальности, позволяющий её обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду.

Информация, составляющая коммерческую тайну – сведения любого характера, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны.

Природа коммерческой тайны: информационная, экономическая, правовая.

Признаки.

1. действительная или потенциальная коммерческая ценность сведений в силу неизвестности их третьим лицам.

ценность – возможность получать материальное преимущество над конкурентом и наибольшую экономическую выгоду за счет использования этой информации при принятии управленческих решений по наиболее важным направлениям хозяйственной деятельности.

Действительная ценность – может быть оценена суммой причиненной убытков (убытки прямые и упущенная выгода). В расчеты от действительной (фактической) ценности могут закладываться суммы затрат и суммы от упущенной выгоды, наступившей в результате несанкционированного распространения информацию.

Потенциальная ценность – более сложная категория. Потому что это всегда расчетная или прогнозируемая ценность Применительно к ней может идти, скажем, о рыночных прогнозах в связи предстоящим перепрофилированием работы хозяйствующего субъекта, о разработках инвестиционных проектов и т.п.

2. Факт недоступности, т.е. отсутствие условий реального свободного доступа к информации на законном основании.

3. Принятие активных действий, связанных с разработкой необходимых мер, направленных на защиту коммерческой тайны.

Меры:

- организационные (разработка комплекса мер, введение конфиденциального делопроизводства и регламента работы с коммерческой тайной, назначение ответственных работников, выделение финансовых средств и т.д.);

- правовые (принятие соответствующих нормативных актов, проведение контрактной работы с сотрудниками, договорная работа с партнерами и контрагентами);

- технико-технологические (закупка специальной техники и программных средств и т.д.).

Page 4

Субъекты коммерческой тайны.

Действующее законодательство относит к ним четыре вида субъектов.

Обладатель коммерческой тайны (к ним закон относит собственников и владельцев таких предприятий) – все юридические и физические лица, руководители организаций, имеющие монопольное право на информацию, составляющие коммерческую тайну.

Признаки:

- обладатель является самостоятельным создателем информации, составляющей коммерческую тайну;

- обладатель имеет возможность самостоятельно ограничивать доступ к информации, составляющей коммерческую тайну и устанавливать в отношении её режим коммерческой тайны.

Правомочия обладателя:

- разрешать или ограничивать доступ к информации; определять порядок и условия такого доступа;

- использовать информацию, распространять её по своему усмотрению;

- передавать информацию другим лицам по договору или на ином установленном законом основании;

- защищать установленными законом способами свои права, в случае незаконного получения информации и её незаконного использования другими лицами;

- осуществлять иные действия с информацией.

Контрагент – лица, представляющие сторону гражданско-правового договора, которым обладатель коммерческой тайны передает такую информацию.

Пользователь – лица, которые в силу своего служебного положения или трудового договора стали временными пользователями коммерческой тайны.

Государственные органы и органы местного самоуправления, их руководители и официальные представители, т.е. те, кому в силу закона дано право запрашивать и получать информацию у организаций.

Ст. 6 ФЗ «О коммерческой тайне»

Условия предоставления коммерческой тайны:

- законность;

лица получают доступ к данной информации в порядке, установленном законом.

- безвозмездность;

любое лицо получает соотв. сведения бесплатно.

- мотивированность;

каждый запрос о предоставлении коммерческой тайны должен содержать мотив предоставления сведений.

- целесообразность

необходимость предоставления сведений в необходимом объеме.

Мотивированное требование всегда должно быть подписано уполномоченным должностным лицом; должно содержать указание целей, указание нормы права, на основании которых должностное лицо вправе затребовать информацию, составляющую коммерческую тайну. В случае, если обладатель коммерческой тайны откажется предоставлять конфиденциальное сведения, эти сведения можно затребовать в судебном порядке и привлечь обладателя к соответствующей ответственности.

Органы государственной власти должны обеспечивать конфиденциальность полученных сведений только в том случае, если на представленные им документы нанесен соответствующий гриф коммерческой тайны.

Page 5

Система законодательства о защите персональных данных.

Понятие персональных данных.

Понятие персональных данных определяется с помощью набора признаков:

- личностные свойства (природно-связаны с человеком);

Персональные данные – любая информация, относящиеся к определенному физическому лицу, т.е. сведения на основании которых можно не только отделить определенного человека от других, но и точно их установить или идентифицировать.

- особая важность сведений о фактах, событиях и обстоятельствах жизни человека;

не все сведения о человеке являются важными, но некоторые таковыми являются (определяют физиологические особенности и др.)

Жизненно важный характер данных определяет особый характер защиты сведений, поэтому предъявляются высокие требования к защите сведений. Такой личностный потенциал (при рождении) является социальной основой для включения человека в социум.

Второй признак подчеркивает ценностное значение персональных данных.

Персональные данные – визитная карточка человека в окружающей среде.

- конфиденциальность или защищенное состояние сведений о человеке;

меры защиты более жесткие чем при защите сведений, относящихся к коммерческой тайне.

В отличие от режима тайны конфиденциальность персональных данных не носит абсолютный характер, поскольку, с одной стороны, при согласии субъекта персональных данных такие данные могут распространяться и передаваться третьим лицам.

Существует цельный ряд подзаконный актов, которые устанавливают порядок защиты персональных данных.

ФОИВ: Роскомнадзор, Правительство РФ и др.

Указ Президента РФ от 30.05.2005 года утв. Положение, которые определяет порядок получения, обработки, хранения, передачи, и любого другого использованиях персональных данных государственного гражданского служащего, а также порядок ведения его личного дела.

Постановление Правительства РФ от 01.11.2012 года «Об утв. требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных и уровне защищенности таких данных».

Приказ Роскомнадзора от 05.09.2013 «Об утв. требований и методов по обезличиванию персональных данных».

- согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных;

Согласие дается в любой форме, позволяющей подтвердить факт его получения; в случаях, предусмотренных законом согласие может выражаться только в письменной или электронной форме.

В случае недееспособности субъекта согласие дается законным представителем; в случае смерти субъекта – наследниками, если согласие не было дано субъектом при жизни.

Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом; в случае отзыва оператор вправе продолжить обработку персональных данных без согласия субъекта при наличии оснований, указанных в законе о персональных данных (ст. 6, ст.11).

- соблюдение конфиденциальности персональных данных.

На оператора возлагается обязанность принимать правовые, организационные и технические меры, направленные на обеспечение безопасности персональных данных. В частности оператор обязан осуществлять внутренний контроль и (или) аудит, соответствие обработки персональных данных требованиям закона, принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам (подзаконным актам), требованиям по защите персональных данных, политике оператора в отношении обработки персональных данных и локальным актам оператора.

studopedia.su


Смотрите также